Цели:
Задачи:
- формировать коммуникативные навыки;
- развивать творческое воображение и литературные способности детей.
Ход урока
I. Речевая разминка.
- Вы помните, что наш голос как любой музыкальный инструмент требует хорошей подготовки – настройки. Именно поэтому каждое занятие мы начинаем с речевой разминки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, а что мы с вами сейчас прочитали ? (Чистоговорку.)
- А что такое чистоговорка ? (Это маленький текст.)
III. Формулирование темы занятия.
- Итак, тема нашего занятия - … (Маленькие тексты.)
IV. Текстовый анализ.
1. Фронтальная работа.
- А вот вспомнить с какими ещё видами маленьких текстов мы знакомы, нам помогут ребята. (Ученики читают тексты, класс определяет что это: скороговорка, пословица, небылица, загадка, вывеска, поговорка, считалка.)
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
“Га-га-га!” - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет? (Небылица)
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом.
Поп под колпаком. (Скороговорка)
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит сейчас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйди вон. (Считалка)
Легок на помине. (Поговорка)
По одежде встречают, по уму провожают. (Пословица)
Стою на крыше – всех труб выше. (Загадка)
“Здесь вы можете вкусно пообедать”. (Вывеска)
2. Самостоятельная работа в парах.
- А теперь попробуйте самостоятельно определить к какому речевому жанру относится текст.
Дети получают раздаточный материал и записывают на незаполненных строчках виды текстов: скороговорка, пословица, небылица, загадка, вывеска, поговорка, считалка.
V. Физминутка с дыхательными упражнениями.
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два – три нагнулись, пол достали,
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем.
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
VI. Текстовый анализ с элементами задачи.
- Ребята, а с чего начинаются игры? Как вы определяете, например, при игре в прятки, кому водить?
- А какие считалочки вы знаете?
- Хотите сами научиться их сочинять?
- Давайте попробуем собрать считалки из разных частей. Попробуйте досказать слова в считалочке.
Мышка, мышка – длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко, -
Приглашает кошка в гости пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Пусть поищет чудака!
Я достала крошку сала,
Обойдусь без молока.
- Что ты прячешься, трусишка?
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка – ты,
А кошка – вон!
- Сейчас такую же работу вы попробуете выполнить в парах и посмотрим, что у вас получится. (Дети получают раздаточный материал и работают в парах.)
Проверка выполнения задания.
- Сегодня на уроке вы работали и все вместе, и в парах. А если бы каждый работал самостоятельно, было бы легче, интереснее?
V. Рефлексия.
- Ребята, я предлагаю вам попробовать сочинить считалочки дома. И на следующем занятии мы составим свою копилку считалочек, которые можно будет использовать в играх.
VI. Подведение итогов.
- Давайте вспомним как звучала тема нашего задания.(Маленькие тексты)
- Как вы объясните, почему все эти маленькие тексты можно назвать текстами? (Потому, что каждый из них имеет определенную тему)
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!