Урок риторики «Маленькие тексты. Наши считалочки». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • дать представление о различных речевых жанрах;
  • на основе анализа языковых особенностей считалок показать, как можно сочинить считалку.

Задачи:

  • формировать коммуникативные навыки;
  • развивать творческое воображение и литературные способности детей.

Ход урока

I. Речевая разминка.

- Вы помните, что наш голос как любой музыкальный инструмент требует хорошей подготовки – настройки. Именно поэтому каждое занятие мы начинаем с речевой разминки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, а что мы с вами сейчас прочитали ? (Чистоговорку.)

- А что такое чистоговорка ? (Это маленький текст.)

III. Формулирование темы занятия.

- Итак, тема нашего занятия - … (Маленькие тексты.)

IV. Текстовый анализ.

1. Фронтальная работа.

- А вот вспомнить с какими ещё видами маленьких текстов мы знакомы, нам помогут ребята. (Ученики читают тексты, класс определяет что это: скороговорка, пословица, небылица, загадка, вывеска, поговорка, считалка.)

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
“Га-га-га!” - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет? (Небылица)

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом.
Поп под колпаком. (Скороговорка)

Раз, два, три, четыре,
Кто не спит сейчас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйди вон. (Считалка)

Легок на помине. (Поговорка)

По одежде встречают, по уму провожают. (Пословица)

Стою на крыше – всех труб выше. (Загадка)

“Здесь вы можете вкусно пообедать”. (Вывеска)

2. Самостоятельная работа в парах.

- А теперь попробуйте самостоятельно определить к какому речевому жанру относится текст.

Дети получают раздаточный материал и записывают на незаполненных строчках виды текстов: скороговорка, пословица, небылица, загадка, вывеска, поговорка, считалка.

V. Физминутка с дыхательными упражнениями.

Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два – три нагнулись, пол достали,
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем.
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.

VI. Текстовый анализ с элементами задачи.

- Ребята, а с чего начинаются игры? Как вы определяете, например, при игре в прятки, кому водить?

- А какие считалочки вы знаете?

- Хотите сами научиться их сочинять?

- Давайте попробуем собрать считалки из разных частей. Попробуйте досказать слова в считалочке.

Мышка, мышка – длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко, -
Приглашает кошка в гости пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Пусть поищет чудака!
Я достала крошку сала,
Обойдусь без молока.
- Что ты прячешься, трусишка?
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка – ты,
А кошка – вон!

- Сейчас такую же работу вы попробуете выполнить в парах и посмотрим, что у вас получится. (Дети получают раздаточный материал и работают в парах.)

Проверка выполнения задания.

- Сегодня на уроке вы работали и все вместе, и в парах. А если бы каждый работал самостоятельно, было бы легче, интереснее?

V. Рефлексия.

- Ребята, я предлагаю вам попробовать сочинить считалочки дома. И на следующем занятии мы составим свою копилку считалочек, которые можно будет использовать в играх.

VI. Подведение итогов.

- Давайте вспомним как звучала тема нашего задания.(Маленькие тексты)

- Как вы объясните, почему все эти маленькие тексты можно назвать текстами? (Потому, что каждый из них имеет определенную тему)

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!