Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма на примере боевых и трудовых традиций российского народа

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (58 МБ)


Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.[3]

В 2015 году Россия будет праздновать 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Более 27 миллионов наших соотечественников отдали свои жизни ради мира на земле.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. [2]

К сожалению, события последнего времени подтверждают очевидность заметной утраты традиционного российского патриотического сознания. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.

Проблема гражданственности и патриотизма не нова, но как, же невыносимо бьют по светлой памяти погибших бойцов проявления фашизма в современном мире.

В последнее время все чаще в СМИ появляются факты из разных уголков России доказывающие, что последователи гитлеровской  идеологии рядом. Например, в Забайкалье за последний год участились случаи появления изображения нацистской символики – свастики. В конце сентября 2014 года произошел беспрецедентный случай – Батарейную сопку города Читы переименовали в “Высоту имени Александра Копцева”. В 2006 году А. Копцев напал на московскую синагогу, убил одного человека  и ранил нескольких граждан. [2]

Что же представляют собой нынешние изображения свастики – детские шалости или  символ назревающей в обществе страшной силы?

 Борьбу с проявлениями нацисткой идеологии в наше время нужно проводить систематически, так как нацизм, прежде всего, поглощает молодежь. Это сражение  будет очень длительным и трудным.

По рассказам гражданки Украины, бежавшей из Славянска в Россию, Татьяны Резвановой, в ее стране хорошо известные всем страшные события начались еще десять лет назад с изображения фашистского символа. “Нацизм  к нам, можно сказать, пришел из леса, где встречались изображения свастики, – отметила Татьяна Юрьевна. –  Однако мы не придавали значения появлению нацистских рисунков, считая их детским баловством. Во что это вылилось теперь, все прекрасно знают”. [2]

Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”.

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, так как детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. [1]

Тема патриотизма - актуальная тема для нашей страны, для русских людей. В период школьных реформ в Российском образовании патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от профессионализма педагога. [1]

Как пробудить в ребенке чувство к Родине, сохранить боевые и трудовые традиции российского народа? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Именно это явилось основополагающей целью внеклассного мероприятия “Всё для фронта, все для Победы!”

Учащиеся 7 в класса провели большую исследовательскую работу о героическом прошлом новокузнечан тружеников тыла.

Цели учителя:

  • Сформировать представление о героизме и твердости духа людей, которые ценою собственной жизни отстаивали свои взгляды и убеждения.
  • Развить в душах учеников чувство гордости за свой народ, город, страну и ее историческое героическое прошлое.

Основная задача воспитательной работы учителя - консультанта, следующая: через поисковую исследовательскую деятельность привить школьникам ощущение себя как гражданина своей страны и истинного ее патриота.

Цели работы учащихся:

1. Исследовать происхождение и общее значение слова (понятия) патриот, опираясь на значение корней, его составляющих.

(Патриот -[греч. patriotes — земляк]. Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины[3]

2. Рассказать о неимоверно трудном героическом военном времени, в котором жили и работали новокузнечане – труженики тыла об их единстве, патриотизме, подвиге, любви к Отчизне.

Результат исследовательской деятельности учащихся - это создание документальной композиции - презентации “Всё для фронта, все для Победы!”. Все события построены на реальной основе местного материала.

Учащиеся рассказали на школьном празднике посвященному дню Победы о тружениках тыла города Сталинска (Новокузнецка), во имя чего совершались подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Исследовательскую работу представили на областном конкурсе презентаций “Нет – фашизму!”.

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины.

Мы живем в жесткое время, полное драматизма, но граждан страны не покидает надежда на возрождение России, ибо "у нее героическое прошлое и большое будущее".[3]

Заключение

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек, зависит многое.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, таким образом, воспитание учащихся должно строиться на использовании краеведческого материала, традициях и культурных ценностях родного края, страны.

Предлагаю ознакомиться в презентации “Всё для фронта, всё для Победы!” с возможностями использования исследовательской деятельности учащихся в процессе формирования патриотизма и гражданственности на внеурочных занятиях в 7 классе.

Литература.

Электронные источники:

1. http://patriot-lang.edusite.ru/DswMedia/patriotizm.doc Патриотическое воспитание

2. http://newzab.ru/net-proyavleniya-fashizma/ Нет - проявлениям фашизма

3. http://www.edu.cap.ru/?eduid=7656&speech=6430&t=speech Воспитание гражданственности и патриотизма