Тип урока: комбинированный.
Технология построения урока: изучение нового материала, первичное закрепление.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения.
Цель урока: показать суть химических реакций, протекающих в растворах и научить учащихся составлять ионные уравнения реакций.
Задачи.
Дидактические:
- на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов развить понятие “реакции ионного обмена”, сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; закрепить понятие “реакции нейтрализации”;
- научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
- научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции;
- экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
- дать первоначальные представления о качественных реакциях.
Развивающие:
- развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интерес к предмету, творческую инициативу и активность;
- совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; развивать умение соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
- продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, прогнозировать результат деятельности;
- продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: умение анализировать, делать вывод; умения работать самостоятельно и в группе.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умения организовывать взаимопомощь при проведении групповой работы, духа соревновательности при выполнении упражнений; умения проводить самооценку.
Опорные знания: основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации
Межпредметные связи: электропроводность веществ - связь с уроками физики. Составление ионных уравнений: связь с уроками математики.
Методы и приемы организации обучения:
Технологии (в т.ч. элементы): технология развития критического мышления.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Ресурсы:
План урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Стадия вызова
1) Актуализация знаний и умений, проверка домашнего задания – 5 мин.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся. – 3 мин.
3. Стадия осмысления
1) Постановка цели и задач урока - 1 мин.
2) Изучение нового материала – 7 мин.
- Физкультминутка: зрительный тренажёр “Поймай снежинку”. - 1 мин.
3) Первичное закрепление изученного на уроке - Выполнение лабораторной работы - 15 мин.
4. Контроль и самопроверка знаний - 5 мин.
5. Подведение итогов (Рефлексия) - 5 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Стадия вызова
2.1. Актуализация опорных знаний учащихся, проверка знаний учащихся прошлого материала
Учитель предлагает ответить всему классу на вопросы.
Фронтальный опрос по определениям:
- Процесс растворения – это физический или химический процесс, докажите это?
- Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
- Какие вещества к ним относятся?
- Почему растворы электролитов проводят электрический ток?
- Как называется процесс распада веществ на ионы при растворении в воде? Что такое ионы?
- С образованием каких ионов диссоциируют растворы кислот, солей и щелочей?
- Какие основания называются щелочами?
Учитель предлагает учащимся в тетради ответить на вопросы заданий по вариантам.
Задание №1: Выпишите формулы веществ ,составляющих выигрышный путь, как в игре “крестики-нолики”, где три вещества являются: 1 вариант - электролитами, 2 вариант - неэлектролитами.
C2H5OH (этиловый спирт) |
CO2 | C12H22O11 (сахароза) раствор |
NaNO3 (кристал) |
AgCL | SiO2 |
HNO3 (раствор) |
Na2SO4 (раствор) |
KOH (раствор) |
Задание №2. Запишите, диссоциацию веществ, какие ионы входят в состав веществ – назовите их?
1 вариант | 2 вариант |
CaCl2 Na2СO3 Как называются положительно заряженные ионы? |
K2SO4 NaOH Как называются отрицательно заряженные ионы? |
Задание №3. “Допиши определение…”.
1 вариант | 2 вариант |
“Реакции обмена – это …” | “Диссоциация -это …” |
2.2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Исследования показали, что ионы бывают бесцветные и окрашенные. Обратите внимание, на демонстрационном столе находятся пробирки с растворами хлорида бария и сульфата натрия. В водном растворе они находится в виде ионов. Обратите внимание, что растворы бесцветны, ионы-бесцветны.
Задаёт вопросы учащимся:
- Какие ионы входят в состав этих веществ?
- Какие “цветные” ионы вы знаете?
Создание проблемной ситуации:
Учитель: Проведём два эксперимента (демонстрационный опыт), в которых попарно взаимодействуют бесцветные вещества.
Опыт №1. Смешивает - хлорид бария и сульфат натрия (кристаллические) и их растворы.
Учитель:
- Почему в первом случае реакция не протекает, а во втором – наблюдаем выпадение осадка?
- Что происходит с веществом при растворении их в воде? Какова роль воды?
- Какое вещество выпало в осадок?
Опыт №2. Смешиваем кристаллические хлорид натрия и сульфат калия. Добавляем воду к кристаллическим веществам.
Формулировка проблемного вопроса:
- Почему же в случае с хлоридом бария и сульфатом натрия реакция протекает в растворе, а в случае с сульфатом калия и хлоридом натрия не наблюдаем признаков протекания реакции, реакция не протекает ни в одном растворе, ни при смешивании кристаллических веществ.
3. Стадия осмысления
3.1. Постановка учебной задачи и цели урока
Учитель: Сегодня нам и предстоит выяснить:
- Что может происходить в растворе между ионами?
- Какие взаимодействия между ними возможны?
Отвечая на проблемный вопрос (опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде), нам предстоит научиться:
- определять и объяснять произойдет химическая реакция или нет, т.е. пройдет ли она до конца;
- раскрывать сущность химических реакций с позиции теории электролитической диссоциации,
- записывать уравнения в трех видах: молекулярном, полном и сокращенном ионном; пользоваться алгоритмом, памяткой и таблицей растворимости;
3.2. Изучение нового материала.
Учитель: Запишите тему урока: “Ионные уравнения реакций”
- Какие слова вам уже знакомы в этом новом понятии?
- Запишить уравнения проведенных реакций:
- Определите тип химической реакции?
- Вспомните, какие реакции называются реакциями обмена?
- В каких случаях возможно протекание данных реакций? (В первой реакции обмена в осадок выпадает нерастворимый сульфат бария, а во второй все вещества растворимые и поэтому протекать данная реакция не может.)
BaCl2+Na2SO4= BaSO4+2NaCl
K2SO4+NaCl= KCl+Na2SO4
Учитель: Следовательно, не всегда при сливании попарно растворов солей можно говорить о протекании реакции обмена. Попробуем разобраться, какими составными частями обмениваются сложные вещества в свете представлений теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Реакции протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов, а не молекул. И правильнее записывать уравнения реакций не только в молекулярном виде (взаимодействие молекул), но и в ионном виде, где отражается взаимодействия между реально существующими частицами в растворах солей, оснований и кислот.
Итак, запишем определение - реакции между ионами – ионными реакциями, а уравнения таких реакций - ионными уравнениями.
Составить ионное уравнение достаточно просто. Надо только запомнить, что в ионном виде в уравнении реакции представляют только сильные электролиты.
- Разбор алгоритма составления ионных реакций (таблица выведена на экран, на каждую парту раздается алгоритм составления ионных уравнений и лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работают весь урок).
Правила составления ионных уравнений реакций
- Сильные электролиты записывают в виде ионов.
- Формулы слабых электролитов (в том числе и воды), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме.
- Если вещество выпадает в осадок, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз; а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх.
- Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения
Учитель: Используя знания о диссоциации веществ, напишем уравнения, проведенных реакций в ионном виде. Сливая растворы BaCl2 и Na2SO4, мы наблюдаем образование осадка.
Чтобы записать полное ионное уравнение реакции необходимо пользоваться таблицей растворимости солей и оснований. И так, обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде, а вот BaSO4, – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде. Итак, уравнение реакции между веществами можно записать так:
Что же произошло при сливании растворов? Видно, что в левой и правой частях ионного уравнения записаны одинаковые ионы. Эти ионы -ион натрия и хлорид-ионы - в реакции не участвовали, они остались такими, какими были до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось? Ионы бария и сульфат- ионы - именно они принимают участие в образовании осадка, ионы соединились и образовали сульфат бария – осадок.
Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ba2+ и SO42- , в результате которого образуется осадок BaSO4.
Данные ионы могли входить в состав любого растворимого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.
По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы.
Учитель: Итак, полное ионное уравнение – это запись всех веществ в ионной форме с учетом коэффициентов, кроме веществ выпавших в осадок или газообразных
Сокращенное ионное уравнение – уравнение без указания ионов, которые не принимают участие. По результатам его видно, какие ионы образовали то, что нерастворимо или малорастворимо — газообразные продукты или реагенты, осадки или малодиссоциирующие вещества.
Мы с вами и ответили на проблемный вопрос, который поставили в начале урока?
Если слить растворы двух электролитов и между ними произойдет химическая реакция, то это будет взаимодействие определенных ионов.
Физкультминутка. Зрительная гимнастика.
3.3. Первичное закрепление изученного на уроке. Лабораторная работа
Учитель предлагает учащимся провести опыты с соблюдением правил ТБ в парах, обсудить и составить ионные уравнений, обменяться полученными результатами.
Учащиеся знакомятся с содержанием лабораторных опытов в инструктивной карте (см. приложение).Вспоминают основные правилами ТБ при выполнении лабораторных опытов.
Распределяют роли по выполнению соответствующих опытов. Выполняют опыты в парах, используя предложенное лабораторное оборудование и реактивы, опираясь на инструктивную карту , делают соответствующие записи в тетради/
Лабораторный опыт № 1. “Реакции, идущие с образованием нерастворимых (малорастворимых) веществ”. (Приложение)
Лабораторный опыт № 2. “Реакции с образованием газообразных веществ”. (Приложение)
Лабораторный опыт № 3. “Реакции, идущие с образованием слабого электролита”. (Приложение)
Лабораторный опыт № 4. “Обратимое взаимодействие между ионами”. (Приложение)
4. Контроль и самопроверка знаний
Учитель: Реакции ионного обмена широко используются в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. Предложите решение следующей задачи (задания и ответы высвечиваются на слайде).
Задача 1. Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.
Задача 2. “Меткий стрелок”. Выпишите ионы, которые попадут в цель.
Задание 3. Установите соответствие между сокращенным ионным уравнением и исходными веществами в молекулярном уравнении химической реакции:
1 | 2 |
Са2+ +СО32- —> СаСО3 | Fe3++3OH- —> Fe(OH)3 |
а) СаСl2+Na2CO3 | а) FeCL3+NaOH |
б) CaO+H2CO3 | б) Fe2O3+NaOH |
в) CaCO3+HCl | в) Fe(OH)3+HCl |
г) Ca(OH)2+K2CO3 | г) Fe(NO3)3+KOH |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
Итак, давайте подведём итоги нашего урока, достигнуты ли наши цели урока, оценим результаты своей работы.
Обсуждение, формулировка результатов урока:
- Научились проводить реакции ионного обмена и рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества.
- Узнали, что реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами.
- Сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов.
Карта самооценки:
1. Работа в классе:
- отвечал на вопросы учителя;
- дополнял ответы других учеников;
- работал у доски;
- работал самостоятельно в тетради;
- выполнял самостоятельно лабораторную работу
- рецензировал ответы других;
- выполнил итоговое задание.
2. Работа в группе:
- участвовал в обсуждении проблемы;
- доказывал свою точку зрения;
3. Для меня не было подходящего задания.
4. За урок я набрал …баллов
5. Сегодня на уроке я узнал( научился)
6. Вызвало затруднение…..
7. За урок я бы себе поставил оценку ..
6. Домашнее задание
Воспользуйтесь материалом § 37, если это будет необходимо, дополнительной информацией из Интернета. Предложите решение следующей задачи:
1) Задача (обязательное): С какими веществами может реагировать фосфорная кислота, образуя а) газ; б) воду; в) осадок? Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.
2) Задача (творческое задание – по желанию): В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+, Fe2+, Ni2+ и анионы Cl-, SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
3) Подготовить сообщение (дополнительно - по желанию): О значении реакции ионного обмена, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека, осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным (используя дополнительную литературу).