Внеклассное занятие по русскому языку «Умники и умницы». 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4

Ключевые слова: умники и умницы


Цели:

- закрепить знания, умения и навыки по темам “Имя существительное” и “Имя прилагательное”;

- активизировать познавательную деятельность;

- воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

- ордена,

- дорожки,

- иллюстрации к пословицам,

- карточки с именами существительными,

- письмо – написано на ватмане,

- портрет Л.Н. Толстого,

- пословица “Неграмотный, что слепой, а книга глаза открывает”,

- тема “Секреты орфографии”.

Ход занятия

Ведущий: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодняшняя игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами “русский язык”. Русский язык – это необыкновенный язык и в этом мы сегодня убедимся тема сегодняшней игры: “Секреты орфографии”.

Представляю вам жюри:

1 ………………………..

2 ………………………..

3 ………………………..

Моя помощница - ……………………………

Помощница

- Сегодня будет дружба владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование.
Успех решает не судьба, а только ваши знания.
И пусть борьба кипит сильней,
И ваша дружба крепнет с ней.

Ведущий: Можно ли представить себе жизнь без телевизора?.. Трудно, но можно. У ваших прабабушек и прадедушек в детстве не было телевизоров. К ним домой не приходил театр, кино и спортивные соревнования.

А можно ли представить жизнь без электричества? Тоже трудно. Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине.

А теперь попробуйте представить жизнь без письменности.

Ведущий: Один из африканских народов – эве – создал специальное письмо для записи своих пословиц.

Какие пословицы здесь зашифрованы?

1. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу “Куда иголка, туда и нитка” в русском языке тоже есть эта пословица “Куда ты, туда и я”.

2. Похожим рисунком обозначается пословица “Иголка сшивает большие полотнища”. Эта пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи. У нас эта пословица звучит так: “Мал золотник, да дорог”.

3. А эти два человечка вооружены луками и стрелами: “Двум врагам долго не устоять” (потому что одному из них придется уступить). Наша пословица гласит: “Два медведя в одной берлоге не уживутся”.

4. В этой пословице эве говорят, что мир очень велик и его нельзя охватить руками: “Мир подобен баобабу”. У нас эту мысль выражают словами “Нельзя объять необъятное”.

Помощница: Мы знаем, что так когда-то было, но вообразить этого не можем. А вот участники нашей игры сейчас попробуют вам это продемонстрировать. Я приглашаю игроков:

1 ………………………………

2 ……………………………....

3 ………………………………

Участникам было дано задание – зашифровать в рисунках пословицу о дружбе или о русском языке.

(Игроки показывают свои рисунки, зрители подбирают пословицу, жюри подводит итог – кто первым будет выбирать дорожку.)

µ Выбор дорожки.

ЗЕЛЕНАЯ - самая длинная, но на ней можно два раза ошибиться.

ЖЕЛТАЯ – золотая середина, допускается одна ошибка.

КРАСНАЯ – самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.

µ Зрители за правильный ответ получают орден “Умник” или “Умница”.

I тур

- Итак, начало письменности положено. Тема первого тура в загадке.

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

- Имя существительное.

- Что вы скажите, если вас кто-нибудь дернет за ухо? Наверное, крикните: “не тронь мое ухо”. А если дернут за оба уха? Попробуйте только сказать: “Не тронь мои ухи”. Над вами засмеются: “Ну и грамотей!” Да вы и сами прекрасно знаете одно – ухо, а два – уши.

Вот вам первое задание: поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа. (Слова записаны на доске)

Зеленая

Килограммы

Чулки

Валенки

Дела

Желтая

Помидоры

Сапоги

Яблоки

Рельсы

Красная

Апельсины

Ботинки

Места

Носки

Вопрос для зрителей после первого тура. “Хитрый вопрос”.

Как правильно сказать? У рыб нет зуб. У рыбей нет зубей. У рыбов нет зубов.

Ответ: У рыб есть зубы.

II тур

- Красив наш язык. Много в нем фразеологизмов, крылатых выражений. Им мы и посвящаем этот тур.

Зеленая

- Ребята, у нас сегодня гость. Прошу, Ивашка-растеряшкин. С ним произошел интересный случай. Послушайте его рассказ и скажите, сколько фразеологизмов в нем встретилось.

Сценка

- Когда-то я с ним был на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь як нему ни ногой! (Ответ – 5)

Желтая

- В какой ситуации так говорят:

ждать у моря погоды – долго,

одна нога здесь, другая там – быстро,

при царе Горохе – давно,

зарубить на носу – запомнить.

Красная

- Раскройте смысл крылатых выражений:

рукой подать – близко,

морочишь голову – обманываешь,

спустя рукава – плохо работаешь,

прикусить язык – замолчать.

Вопрос зрителям после второго тура.

- Замени одним словом – существительным: храбрый человек, умный человек, добрый человек, болтливый человек, ленивый человек, мудрый человек, богатый человек, веселый человек.

III тур

Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

- Имя прилагательное.

Зеленая

Маленькая Галочка, Галочка-сочинялочка все время спорила с папой и не хотела признавать, что прилагательное связано с существительным. И тогда папа решил ей помочь и написал ей письмо. Прочитай. Исправь ошибки и объясни почему.

Письмо. “Милый дочка, дарю тебе медная браслет, новый платье. Жду в ответ крепкая поцелуя. Папа”.

Желтая

- Послушайте песню. Выпишите словосочетания существительного с прилагательным, определите род. (Звучит 1 куплет из песни “Коробка с карандашами”)

Вопрос зрителям после третьего тура.

- Закончи пословицу, подбирая прилагательное по смыслу:

1. Речь хороша короткая, а веревка … (длинная).

2. У спорого кузнеца руки черные, а хлеб … (белый).

3. У ленивой лошади всегда повозка … (тяжелая).

IV тур

- Этот писатель жил в Ясной Поляне, он открыл школу для крестьянских детей, написал для них “Азбуку” и книги для чтения. Кто он?

- Л.Н.Толстой.

- Его внук Сергей Сергеевич написал воспоминания об “уроках на целую жизнь”. Один из этих уроков вы сейчас увидите.

Сценка

Действующие лица:

Сергей Сергеевич - еще маленький, Лев Николаевич;

Илья Васильевич Сидоров – слуга, но Лев Николаевич называл его своим помощником.

А.: Ясная поляна. Весенний день. Среди больших лип за столом сидит Лев Николаевич и пишет.

С.С.: (подходит к нему): Здравствуй, дедушка.

Л.Н.: Вот что, Сережа, пойди к Илье Васильевичу и скажи, чтобы он принес мне другое перо, это плохо пишет.

А.: Сережа убежал и вскоре вернулся вместе с Ильей Васильевичем. Он принес, что было нужно: перо и ушел.

А.: Лев Николаевич оставшись наедине с Сережей, сказал ему:

Л.Н.: Вот видишь, Сережа, я кругом виноват, что мне другие служат, смотри, когда ты вырастешь большой, чтобы у тебя никогда не было слуги…

До самых последних лет своей жизни Лев Николаевич стремился все делать сам: … сам носил воду, прибирал у себя в комнате.

- Какой урок для Сережи и для вас преподнес Лев Николаевич?

Помни о добром, чутком и внимательном отношении к тем, кто от тебя зависит. Надо стараться все делать самому, не перекладывай никакой работы ни на маму, ни на сестру, ни на братишку.

Итог.

- Наша игра подошла к концу. Я приглашаю на сцену всех, кто заработал сегодня ордена.

Награждение.

- Большое спасибо за внимание. Закончим нашу встречу песней.