Цели:
- закрепить знания, умения и навыки по темам “Имя существительное” и “Имя прилагательное”;
- активизировать познавательную деятельность;
- воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
- ордена,
- дорожки,
- иллюстрации к пословицам,
- карточки с именами существительными,
- письмо – написано на ватмане,
- портрет Л.Н. Толстого,
- пословица “Неграмотный, что слепой, а книга глаза открывает”,
- тема “Секреты орфографии”.
Ход занятия
Ведущий: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодняшняя игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами “русский язык”. Русский язык – это необыкновенный язык и в этом мы сегодня убедимся тема сегодняшней игры: “Секреты орфографии”.
Представляю вам жюри:
1 ………………………..
2 ………………………..
3 ………………………..
Моя помощница - ……………………………
Помощница
- Сегодня будет дружба владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба, сильней
соревнование.
Успех решает не судьба, а только ваши знания.
И пусть борьба кипит сильней,
И ваша дружба крепнет с ней.
Ведущий: Можно ли представить себе жизнь без телевизора?.. Трудно, но можно. У ваших прабабушек и прадедушек в детстве не было телевизоров. К ним домой не приходил театр, кино и спортивные соревнования.
А можно ли представить жизнь без электричества? Тоже трудно. Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине.
А теперь попробуйте представить жизнь без письменности.
Ведущий: Один из африканских народов – эве – создал специальное письмо для записи своих пословиц.
Какие пословицы здесь зашифрованы?
1. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу “Куда иголка, туда и нитка” в русском языке тоже есть эта пословица “Куда ты, туда и я”.
2. Похожим рисунком обозначается пословица “Иголка сшивает большие полотнища”. Эта пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи. У нас эта пословица звучит так: “Мал золотник, да дорог”.
3. А эти два человечка вооружены луками и стрелами: “Двум врагам долго не устоять” (потому что одному из них придется уступить). Наша пословица гласит: “Два медведя в одной берлоге не уживутся”.
4. В этой пословице эве говорят, что мир очень велик и его нельзя охватить руками: “Мир подобен баобабу”. У нас эту мысль выражают словами “Нельзя объять необъятное”.
Помощница: Мы знаем, что так когда-то было, но вообразить этого не можем. А вот участники нашей игры сейчас попробуют вам это продемонстрировать. Я приглашаю игроков:
1 ………………………………
2 ……………………………....
3 ………………………………
Участникам было дано задание – зашифровать в рисунках пословицу о дружбе или о русском языке.
(Игроки показывают свои рисунки, зрители подбирают пословицу, жюри подводит итог – кто первым будет выбирать дорожку.)
µ Выбор дорожки.
ЗЕЛЕНАЯ - самая длинная, но на ней можно два раза ошибиться.
ЖЕЛТАЯ – золотая середина, допускается одна ошибка.
КРАСНАЯ – самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.
µ Зрители за правильный ответ получают орден “Умник” или “Умница”.
I тур
- Итак, начало письменности положено. Тема первого тура в загадке.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Имя существительное.
- Что вы скажите, если вас кто-нибудь дернет за ухо? Наверное, крикните: “не тронь мое ухо”. А если дернут за оба уха? Попробуйте только сказать: “Не тронь мои ухи”. Над вами засмеются: “Ну и грамотей!” Да вы и сами прекрасно знаете одно – ухо, а два – уши.
Вот вам первое задание: поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа. (Слова записаны на доске)
Зеленая Килограммы Чулки Валенки Дела |
Желтая Помидоры Сапоги Яблоки Рельсы |
Красная Апельсины Ботинки Места Носки |
Вопрос для зрителей после первого тура. “Хитрый вопрос”.
Как правильно сказать? У рыб нет зуб. У рыбей нет зубей. У рыбов нет зубов.
Ответ: У рыб есть зубы.
II тур
- Красив наш язык. Много в нем фразеологизмов, крылатых выражений. Им мы и посвящаем этот тур.
Зеленая
- Ребята, у нас сегодня гость. Прошу, Ивашка-растеряшкин. С ним произошел интересный случай. Послушайте его рассказ и скажите, сколько фразеологизмов в нем встретилось.
Сценка
- Когда-то я с ним был на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь як нему ни ногой! (Ответ – 5)
Желтая
- В какой ситуации так говорят:
ждать у моря погоды – долго,
одна нога здесь, другая там – быстро,
при царе Горохе – давно,
зарубить на носу – запомнить.
Красная
- Раскройте смысл крылатых выражений:
рукой подать – близко,
морочишь голову – обманываешь,
спустя рукава – плохо работаешь,
прикусить язык – замолчать.
Вопрос зрителям после второго тура.
- Замени одним словом – существительным: храбрый человек, умный человек, добрый человек, болтливый человек, ленивый человек, мудрый человек, богатый человек, веселый человек.
III тур
Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Имя прилагательное.
Зеленая
Маленькая Галочка, Галочка-сочинялочка все время спорила с папой и не хотела признавать, что прилагательное связано с существительным. И тогда папа решил ей помочь и написал ей письмо. Прочитай. Исправь ошибки и объясни почему.
Письмо. “Милый дочка, дарю тебе медная браслет, новый платье. Жду в ответ крепкая поцелуя. Папа”.
Желтая
- Послушайте песню. Выпишите словосочетания существительного с прилагательным, определите род. (Звучит 1 куплет из песни “Коробка с карандашами”)
Вопрос зрителям после третьего тура.
- Закончи пословицу, подбирая прилагательное по смыслу:
1. Речь хороша короткая, а веревка … (длинная).
2. У спорого кузнеца руки черные, а хлеб … (белый).
3. У ленивой лошади всегда повозка … (тяжелая).
IV тур
- Этот писатель жил в Ясной Поляне, он открыл школу для крестьянских детей, написал для них “Азбуку” и книги для чтения. Кто он?
- Л.Н.Толстой.
- Его внук Сергей Сергеевич написал воспоминания об “уроках на целую жизнь”. Один из этих уроков вы сейчас увидите.
Сценка
Действующие лица:
Сергей Сергеевич - еще маленький, Лев Николаевич;
Илья Васильевич Сидоров – слуга, но Лев Николаевич называл его своим помощником.
А.: Ясная поляна. Весенний день. Среди больших лип за столом сидит Лев Николаевич и пишет.
С.С.: (подходит к нему): Здравствуй, дедушка.
Л.Н.: Вот что, Сережа, пойди к Илье Васильевичу и скажи, чтобы он принес мне другое перо, это плохо пишет.
А.: Сережа убежал и вскоре вернулся вместе с Ильей Васильевичем. Он принес, что было нужно: перо и ушел.
А.: Лев Николаевич оставшись наедине с Сережей, сказал ему:
Л.Н.: Вот видишь, Сережа, я кругом виноват, что мне другие служат, смотри, когда ты вырастешь большой, чтобы у тебя никогда не было слуги…
До самых последних лет своей жизни Лев Николаевич стремился все делать сам: … сам носил воду, прибирал у себя в комнате.
- Какой урок для Сережи и для вас преподнес Лев Николаевич?
Помни о добром, чутком и внимательном отношении к тем, кто от тебя зависит. Надо стараться все делать самому, не перекладывай никакой работы ни на маму, ни на сестру, ни на братишку.
Итог.
- Наша игра подошла к концу. Я приглашаю на сцену всех, кто заработал сегодня ордена.
Награждение.
- Большое спасибо за внимание. Закончим нашу встречу песней.