Сложение с переходом через десяток. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

1) сформировать представление о понятии решения примеров с переходом через десяток;

2) актуализировать умение решать примеры на нахождение суммы способом подбора, моделирования, актуализировать состав чисел 1-9, умение решать задачи на нахождение целого.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

1. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

2. Предметные действия:

- научатся решать примеры с переходом через десяток;

- научатся понимать учебную задачу урока и будут стремиться ее выполнять.

3. Регулятивные действия:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- сличать способы действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- применять усвоенные правила в планировании способа решения.

4. Познавательные действия:

- владеть осознанным и произвольным речевым высказыванием в устной форме;

- использовать знаково-символические действия.

Коммуникативные действия:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- обучать ведению диалога, умению слушать собеседника;

- формировать умение работать в группе.

Оборудование: раздаточный материал (конверты с заданиями, графические модели десятков и единиц), компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, учебник математики для 1 класса под редакцией Л.Г.Петерсон.

Дидактические этапы урока

Эмоциональный настрой

Подарим улыбки друг другу. Подарим улыбки гостям. Я тоже хочу подарить вам улыбку. А теперь возьмёмся за руки и почувствуем тепло наших рук, а поймав в ладошки это тепло, приложим их к сердцу и почувствуем тепло сердец друг друга. Почувствовали? Сохраните его, и оно вам обязательно поможет.

Присаживайтесь на свои места.

Мотивация к учебной деятельности

Математика страна удивительна она,
Много в ней селений, речек, городов и деревень.
Мы отправимся по ней.
Но, подумайте, со мной,
Что мы взять должны с собой?

(Смекалку, сообразительность, знания, дружбу, хорошее настроение)

Сегодня на уроке мы будем работать в малых группах. Какие правила мы должны соблюдать при работе?

  1. В каждой группе должен быть ответственный, который отвечает за работу всей группы.
  2. Работать должен каждый на общий результат.
  3. Каждый имеет право высказать своё мнение, остальные должны его выслушать.
  4. Своё несогласие высказывать вежливо.
  5. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.

Мы отправляемся в путешествие в один из городов математической страны, а куда, вы узнаете, расшифровав запись. Работаем в группах. Возьмите листы белого цвета, расшифруйте запись.

ЦЦЧААИММСУУЛББОГЗЗРАЖЖД

Что интересного в записи вы заметили? (Закономерность. Повторяющиеся буквы.(

Куда же мы отправимся? (В город Числоград.(

Слайд 2. (На слайде добавляется название города)

Почему называется это место “Числоград”? (Там живут числа.)

Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос.

Слайд 3. (Пропуск в город) 33, 36, 89, 35, 30, 34

Чтобы попасть в город надо прочитайте ряд чисел, и предложить различные виды заданий.

Какое задание вы можете предложить?

(Что общего, чем похожи, назвать количество десятков и единиц в каждом числе, назвать лишнее (разные варианты)).

(Исчезает число 89.)

Запишите числа в порядке возрастания. Как проверить, правильно вы сделали или нет. /По эталону/

Слайд 4. (Показан правильный вариант записи чисел)

Кто выполнил так же поставьте на полях +, у кого не так?

Какие цифры использовали для записи этих чисел? Назовите.

Какие цифры не использованы?

Сколько всего цифр в математике? Что такое цифра? /Значок для записи чисел/

Актуализация знаний.

Слайд 5.(Появляются домики с числами от 9 до 1)

Догадайтесь, как называется улица, на которую мы попали? (Улица однозначных чисел) (Появляется название)

Назовите сумму чисел первого и последнего домика? (Появляется выражение 9+1)

Назовите сумму чисел вторых домиков от начала и от конца. (Появляется выражение 8+2)

Чем похожи суммы? (Значения сумм одинаковы, появляется число 10)

Как еще можно получить число 10, используя оставшиеся числа?

Работа у доски и в тетради.

А можно ли используя эти числа, составить другие выражения на сложение?

Давайте их запишем на доске и в тетрадях.

Какие выражения можете предложить? (6+3; 2+5 и т.д.)

А можно, я тоже предложу? 7+8; 9+4; 3+8. (Записываются все выражения в два столбика.)

Фиксация затруднений

Значения, каких выражений вы легко и быстро можете найти? Назовите эти выражения.

А значения, каких выражений вы не смогли бы вычислить легко и быстро? Почему? (Мы не встречались с выражениями такого вида)

Постановка цели урока

Какая же цель нашего урока? (Научиться решать примеры нового вида)

Вспомним 2 шага учебной деятельности:

1. Узнать, что мы не знаем.

2. Попробовать найти способ решения.

Первый шаг вы сделали? Вы выяснили, чего вы не знаете?

А для второго шага учебной деятельности, я предлагаю вам поработать в группах.

Исследовательская работа

Проведите исследовательскую работу в группах.

Найдите способ нахождения значения первого выражения 7+8.

Как вы нашли значения выражения? (Присчитывали, кружки собирали, по числовому отрезку/, /а мы воспользовались графической моделью десятка.)

Молодцы! Вы внимательно осмотрели рабочее место перед уроком, задумались для чего эта модель и воспользовались ею.

Презентация результатов исследовательской работы в группах

Презентуйте свою работу.

Используя, демонстрационную модель на доске объясните, каким образом сложили два числа.

Молодцы, вы смогли самостоятельно добыть знания!

Повторите эти действия за ребятами группы…..

(А если не прозвучала последняя фраза в ответах детей, (а мы воспользовались графической моделью десятка) то… учитель начинает работу со следующих слов)

У каждой группы есть графическая модель десятков и единиц. Первое слагаемое обозначьте кружками красного цвета, а второе слагаемое – кружками синего цвета. Действуйте. Чья группа найдет способ решения, сигнализируйте.

Чья же группа догадалась, как сложить два числа?

Покажите это, используя демонстрационную модель на доске.

Из каких разрядов состоят числа, которые мы складываем? (Единицы)

Какое число получили в сумме? (Двузначное)

Из каких разрядов состоит это число? (Разряда десятка и единиц)

Какой ещё разряд появился в этом числе?

Кто объяснит, какой вы открыли способ, с помощью которого вы смогли сложить однозначные числа, где сумма получилась больше 10? (Надо дополнить одно из слагаемых до десятка.)

Используя графическую модель и знания, полученные в вашем исследовании, найдите значение следующего выражения: 9 + 4.

Чья группа сможет продемонстрировать свои действия. Покажите на демонстрационной модели.

Как мы проверим решение? (По эталону.)

Слайд 6. (Показывается на слайде образования числа 13)

В чьих группах получилось так же, просигнализируйте.

У нас с вами осталось ещё одно выражение, значение которого мы не нашли, это 3+8

Подумайте, какое слагаемое удобнее поместить в графическую модель десятка.

Почему 8? (Ближе к 10)

Найдите значение выражения.

Слайд 7

Сравните свои действия с компьютером.

Составление алгоритма

А теперь давайте составим алгоритм действий, с помощью которого мы сможем сложить два однозначных числа, когда сумма получится больше 10.

Слайд 8.

1. Определить, какое из слагаемых надо дополнять до 10.

2. Представить другое слагаемое в виде двух частей.

3. Дополнить слагаемое до 10.

4. К полученному десятку добавить оставшиеся единицы.

Слайд 9.

Электронная физминутка для глаз.

Работа над оформлением записи примеров

Теперь от графической модели перейдем к числовой. Научимся правильно оформлять решение таких примеров.

Слайд 10.

Вспомним алгоритм действий.

(Выполняется запись учителем примеров на доске с комментированием по алгоритму, а детьми в тетрадь 7+5 и 2+9)

Работа с учебником

Откройте учебник на странице 76, найдите эталон записи сложения однозначных чисел.

Кто нашёл, эталон сигнализируйте.

Под каким номером он находится в учебнике.

Давайте сыграем в игру “День и ночь”.

Ночь - закройте глазки и пальчиками покажите №

День - посмотрите друг на друга. Какой же это №? (№3)

Выполните с комментированием №3(б), на с.76. пользуясь алгоритмом.

Обучающая самостоятельная работа

Как убедиться, что вы поняли сложение однозначных чисел с переходом через десяток? (Надо выполнить самостоятельную работу.)

Кто понял, выполняет работу самостоятельно.

А если кто сомневается – может спросить у товарища по группе.

С.76 №4 (2 и 3 столбики)

Слайд 11.

Как проверить правильность вашей работы? (По эталону.)

(Высвечивается поэтапно, по одному примеру.)

У кого совпадает решение с эталоном, ставит +, у кого нет - ?

Физминутка

Слайд 12.

На улицах города часто встречаются светофоры. Кто знает, что обозначают цвета? Давайте немного разомнёмся и пройдём по улицам нашего города Числограда.

Если увидите красный глазок - остановитесь, жёлтый - присядьте на корточки, а зелёный - смело шагай на месте.

Решение задач

Мы с вами долго шли и попали на улицу задач. Тогда давайте прочитаем задачу №5, на стр.76. Выделите ключевые слова для решения задачи.

Что надо найти в задаче? (Целое.)

Слайд 13.

Выберите модель для решения задачи. (Ненужные схемы убираются.)

Запишите решение задачи и ответ. (Правильная работа сканируется)

Эталоном будет работа вашего одноклассника….

Рефлексия

Математика - страна, удивительна она,

Много в ней селений, речек, городов и деревень.

Путешествовали славно на уроке мы по ней.

Сообщите мне друзья, кто урок провёл не зря? (Сигнализируют)

Кто смекалкой зарядился? (Сигнализируют)

Кто покрепче подружился? (Сигнализируют)

Кто умнее в классе стал, (Сигнализируют)

Знанья новые достал? (Сигнализируют)

Спасибо всем за урок!

Презентация