Урок ИЗО на тему "Натюрморт – предметный мир" (с использованием интерактивных технологий)

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: интерактивный, комбинированный.

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с многообразием изображения мира вещей в истории искусства;
  • расширить и закрепить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта, законах линейной и воздушной перспективы;
  • развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни;
  • способствовать творческому отображению окружающего мира.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты; анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока и отдельного его этапа, отбор  необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.
  • Коммуникативные: применять установленные правила в решении задачи, выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, обсуждать содержание работ, взаимодействовать с партнером, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
  • Регулятивные: умение планировать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу; проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, постановка новых учебных задач; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предметные УУД:  знать определение термина “натюрморт”, уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта, знать правила композиционного решения натюрморта, уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, знать выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта, понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.

Зрительный ряд: пособия, выполненные учителем; репродукции отечественного и зарубежного искусства (П.Клас, В.К.Хеда, П.Сезанн, А. Матисс, В. Ван-Гог, И.Хруцкий, И.Машков, К.Петров – Водкин, М.Врубель, И.Э.Грабарь, И.А.Коровин).

Оборудование:

  • Для учителя: мультимедийный проектор, учебные таблицы с примерами различного композиционного решения натюрморта, таблички с новыми словами,
  • Для учащихся: цветная бумага, клей, картон, ножницы, муляжи, наборы предметов для натюрморта, папки с шаблонами силуэтов сосудов разной формы, фруктов.

Проходят года, ручейками стекающие в реку времени, а музыка, стихи и картины неизменно волнуют сердца, потому что у искусства нет возраста... а есть Душа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Игра - разминка “Чистая доска”.

На доске написаны термины, по мере ответов учащихся они стираются.

Вопросы Ответы на доске
Основные выразительные средства в изобразительном искусстве? рисунок, композиция, колорит
Виды рисунка? набросок, эскиз, этюд
Система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе? композиция
Главные средства композиции? композиционный центр, контраст, ритм, цвет, фон или среда
Что такое композиционный центр? главное в изображении выделяется цветом, размером, освещением, но не всегда может быть в центре картины – зависит от расположения предмета и точки зрения
Назовите жанры живописи? портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный

3. Основная часть. Погружение в тему.

Вводное слово учителя о многообразии предметного мира, о значении вещей в жизни человека.

На столе разложены (или проецируются на экране) репродукции натюрмортов, относящиеся к различным историческим периодам.

Задание: учащимся предлагается расставить натюрморты в хронологической последовательности, сопоставив с историческим периодом.

По окончании выполнения задания учитель комментирует выбор учащихся и по необходимости корректирует с пояснениями.

Учитель: Какова же тема нашего урока?

Ученики: Предметный мир, натюрморт.

Учитель: А как на ваш взгляд переводится это необычное слово – натюрморт?

Учащиеся предлагают свои варианты перевода названия жанра “натюрморт” (дословно “мертвая натура”) или англ. “still life” тихая жизнь.

Учитель предлагает сравнить два произведения: “Роза в стакане” Михаила Врубеля и “Розы и чертополох” Ильи Машкова, оценить их внутреннее содержание.

Учащиеся анализируют произведения, подчеркивая, что “роза у Врубеля - это почти мечта, розы у Машкова - это тоже символ души, души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков)”

Учитель: Какая работа вам больше понравилась и почему? А теперь давайте нарисуем натюрморт словами.

Составление синквейна.

Учитель раздает учащимся репродукции натюрмортов.

  • Ф. Сурбан “Натюрморт”,
  • И. Ф.Хруцкий  “Цветы и плоды”,
  • П.Сезанн “Фрукты”, “Натюрморт с драпировкой”,
  • И. И.Машков  “Снедь московская”, “Клубника и белый кувшин”,
  • Ф. П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”,
  • А. Матисс “Красные рыбки”,
  • В. Ван-Гог “Подсолнухи”,
  • И. Э. Грабарь “Неприбранный стол”.

Задание: по мотивам натюрморта придумать синквейн.

(на доске план-подсказка для составления пятистишия)

Далее учитель обращает внимание учащихся на композиционное построение натюрморта, тематической связи изображаемых предметов, разнообразии их форм, величины, фактуры, цвета, делает акцент на доминанте.

Творческая работа в парах.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю, выполнить творческое задание. Каждая группа выберет несколько предметов из предложенных и составит натюрморт на тему, указанную карточке.

Задание: составить композицию для натюрморта.

  • 1 группа – натюрморт из музыкальных предметов;
  • 2 группа – натюрморт из канцелярских принадлежностей;
  • 3 группа – натюрморт из кухонных принадлежностей;
  • 4 группа - натюрморт из фруктов и плодов.

- Почему вы выбрали именно эти предметы для своего натюрморта?

Ответы учащихся.

Практическая работа учащихся.

Учащиеся выполняют задание, по окончании проходит презентация натюрмортов и их названий (варианты: “Канцелярский микс”, “Фруктовое ассорти”, “Косметик-Шик”)

Задание-спутник: запечатлеть на фото готовые натюрморты с разных ракурсов, сравнить снимки и выбрать наиболее гармоничное изображение.

По окончании учащиеся делают вывод о необходимости выбора оптимального ракурса для изображения предметов в натюрморте.

Физкультминутка “Зеркальное рисование”. (учащиеся “рисуют” в воздухе  линии, цифры, буквы)

4. Практическая работа.

Задание: составить натюрморт на заданном фоне из предложенных силуэтов предметов и объяснить свой замысел.

В ходе практической части учитель контролирует объем и качество выполненной работы, оказывает консультативную помощь учащимся.

5. Итог урока.

Рефлексия. Ученики размещают работы на доске и оценивают результаты. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание: написать мини-эссе “История одной вещи” от первого лица.