Тип урока: интерактивный, комбинированный.
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с многообразием изображения мира вещей в истории искусства;
- расширить и закрепить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта, законах линейной и воздушной перспективы;
- развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни;
- способствовать творческому отображению окружающего мира.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты; анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Метапредметные УУД:
умение самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель
урока и отдельного его этапа, отбор
необходимой информации, выбор способов
решения: поиск композиции, анализ объекта с целью
выделения существенных признаков, осуществление
актуализации личного жизненного опыта.
Предметные УУД: знать определение термина “натюрморт”, уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта, знать правила композиционного решения натюрморта, уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, знать выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта, понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.
Зрительный ряд: пособия, выполненные учителем; репродукции отечественного и зарубежного искусства (П.Клас, В.К.Хеда, П.Сезанн, А. Матисс, В. Ван-Гог, И.Хруцкий, И.Машков, К.Петров – Водкин, М.Врубель, И.Э.Грабарь, И.А.Коровин).
Оборудование:
мультимедийный проектор,
учебные таблицы с примерами различного
композиционного решения натюрморта, таблички с
новыми словами,
Проходят года, ручейками стекающие в реку времени, а музыка, стихи и картины неизменно волнуют сердца, потому что у искусства нет возраста... а есть Душа.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний. Игра - разминка “Чистая доска”.
На доске написаны термины, по мере ответов учащихся они стираются.
Вопросы | Ответы на доске |
Основные выразительные средства в изобразительном искусстве? | рисунок, композиция, колорит |
Виды рисунка? | набросок, эскиз, этюд |
Система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе? | композиция |
Главные средства композиции? | композиционный центр, контраст, ритм, цвет, фон или среда |
Что такое композиционный центр? | главное в изображении выделяется цветом, размером, освещением, но не всегда может быть в центре картины – зависит от расположения предмета и точки зрения |
Назовите жанры живописи? | портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный |
3. Основная часть. Погружение в тему.
Вводное слово учителя о многообразии предметного мира, о значении вещей в жизни человека.
На столе разложены (или проецируются на экране) репродукции натюрмортов, относящиеся к различным историческим периодам.
Задание: учащимся предлагается расставить натюрморты в хронологической последовательности, сопоставив с историческим периодом.
По окончании выполнения задания учитель комментирует выбор учащихся и по необходимости корректирует с пояснениями.
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Ученики: Предметный мир, натюрморт.
Учитель: А как на ваш взгляд переводится это необычное слово – натюрморт?
Учащиеся предлагают свои варианты перевода названия жанра “натюрморт” (дословно “мертвая натура”) или англ. “still life” тихая жизнь.
Учитель предлагает сравнить два произведения: “Роза в стакане” Михаила Врубеля и “Розы и чертополох” Ильи Машкова, оценить их внутреннее содержание.
Учащиеся анализируют произведения, подчеркивая, что “роза у Врубеля - это почти мечта, розы у Машкова - это тоже символ души, души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков)”
Учитель: Какая работа вам больше понравилась и почему? А теперь давайте нарисуем натюрморт словами.
Составление синквейна.
Учитель раздает учащимся репродукции натюрмортов.
- Ф. Сурбан “Натюрморт”,
- И. Ф.Хруцкий “Цветы и плоды”,
- П.Сезанн “Фрукты”, “Натюрморт с драпировкой”,
- И. И.Машков “Снедь московская”, “Клубника и белый кувшин”,
- Ф. П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”,
- А. Матисс “Красные рыбки”,
- В. Ван-Гог “Подсолнухи”,
- И. Э. Грабарь “Неприбранный стол”.
Задание: по мотивам натюрморта придумать синквейн.
(на доске план-подсказка для составления пятистишия)
Далее учитель обращает внимание учащихся на композиционное построение натюрморта, тематической связи изображаемых предметов, разнообразии их форм, величины, фактуры, цвета, делает акцент на доминанте.
Творческая работа в парах.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю, выполнить творческое задание. Каждая группа выберет несколько предметов из предложенных и составит натюрморт на тему, указанную карточке.
Задание: составить композицию для натюрморта.
- 1 группа – натюрморт из музыкальных предметов;
- 2 группа – натюрморт из канцелярских принадлежностей;
- 3 группа – натюрморт из кухонных принадлежностей;
- 4 группа - натюрморт из фруктов и плодов.
- Почему вы выбрали именно эти предметы для своего натюрморта?
Ответы учащихся.
Практическая работа учащихся.
Учащиеся выполняют задание, по окончании проходит презентация натюрмортов и их названий (варианты: “Канцелярский микс”, “Фруктовое ассорти”, “Косметик-Шик”)
Задание-спутник: запечатлеть на фото готовые натюрморты с разных ракурсов, сравнить снимки и выбрать наиболее гармоничное изображение.
По окончании учащиеся делают вывод о необходимости выбора оптимального ракурса для изображения предметов в натюрморте.
Физкультминутка “Зеркальное рисование”. (учащиеся “рисуют” в воздухе линии, цифры, буквы)
4. Практическая работа.
Задание: составить натюрморт на заданном фоне из предложенных силуэтов предметов и объяснить свой замысел.
В ходе практической части учитель контролирует объем и качество выполненной работы, оказывает консультативную помощь учащимся.
5. Итог урока.
Рефлексия. Ученики размещают работы на доске и оценивают результаты. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: написать мини-эссе “История одной вещи” от первого лица.