Пояснительная записка
“Обычай является способом отбора и
сохранения нравственных ценностей и передачи их
последующим поколениям”.
(Владимир Зыбковец)
Занятие “Традиционная русская народная игрушка “Конь” разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования детей “Кукольный мир”, для обучающихся 7-11 лет. Данная разработка направлена на формирование интереса к символике и традициям народного творчества.
Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная цель традиционной русской народной куклы.
Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.
Значение многих древних символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое. Но символ коня на протяжении всей истории человечества остаётся одним из самых значимых символов. Сегодня образ коня ассоциируется, с одной стороны, с силой, благородством и стремительностью, с другой – с преданностью и верностью.
У многих народов мира конь был символом добра и счастья. Он всегда был связан с культом поклонения Солнцу, дающему тепло и свет всему живому.
Цель разработки:
- Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
- Данная методическая разработка состоит из плана-конспекта занятия, учебно-методического комплекса (презентация темы “Образ коня в традиционной русской народной кукле”, наглядных таблиц по технологии).
Обучающий аспект:
- Обучить технологии создания традиционной русской народной куклы “Конь”.
Воспитывающий аспект:
- Прививать любовь и уважение к обычаям предков.
- Развитие трудолюбия, художественного вкуса.
Развивающий аспект:
- Развитие внимания, образного мышления, творческого воображения, обогащения нравственного опыта, развитие моторики рук.
Теоретическое обоснование темы:
Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для художественного творчества.
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Создание нового искусства не возможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Народное искусство выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса.
Сегодня рукотворные куклы и игрушки выполняют новую коммуникативную функцию: они стали живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам много созвучно.
Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребёнку знаний о материальном мире.
Народная кукла способствует передаче ребёнку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.
План-конспект занятия
Группа: 2-й год обучения кружка “Кукольный мир”, 7- 9 лет.
Тема занятия: “Традиционная русская народная игрушка “Конь”.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: творческая мастерская.
Цель: Создание творческой композиции в технике традиционной русской народной куклы.
Задачи:
- Научить создавать традиционную русскую народную игрушку “Конь”.
- Познакомить со значением образа коня в народной культуре.
- Развивать образное и конструктивное мышление.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
План занятия:
- Подготовка к занятию. Организация внимания. 3 мин.
- Постановка цели, выделение дидактических задач занятия . 2 мин.
- Презентация темы “Образ коня в народном творчестве” 12 мин.
- Практическая часть занятия - выполнение творческой работы традиционной русской народной игрушки “Конь” 23 мин.
- Подведение итогов и анализ занятия. 5 мин.
Ход занятия
1. Подготовка к занятию. Организация внимания.
Приветствие педагога, концентрация внимания.
Педагог объявляет тему занятия: Традиционная русская народная игрушка “Конь”.
2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия.
Педагог называет цели и этапы занятия.
3. Презентация темы: “Образ коня в народном творчестве”.
1 слайд - заголовок “Образ коня в народном творчестве”
2 слайд – Животные, как древний образ символизируют жизнь, плодородие и изобилие; инстинктивные и эмоциональные порывы, которые необходимо обуздать, прежде чем вступать в сферу духовного; пассивное участие и животную природу людей. Невозможно найти животное, которое не имело бы хоть какого-то сходства с человеком.
Конь, с точки зрения символики, — олицетворение мощи и жизненной силы. Ещё в пещерном искусстве ледникового периода важнейшими мотивами живописи были дикие лошади и быки.
3 слайд - Конь у славян — священное животное, связующее звено между смертными людьми и богами.
Это конь-огонь - солярная сила. Белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами солнца, впряженные в их колесницы. Лунная сила (элемент влаги, море и хаос) - это боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть, а также быстрый бег времени. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветры, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.
4 слайд - Считалось, что Утренняя Заря (Денница) ведет под узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днём кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми (тёмно-серыми) и Вечерняя Заря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной (чёрный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звёзды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает - её выпивают небесные кони.
5 слайд - Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло воплощение в архитектуре Русского Севера. Верхний контур двускатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце, а соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.
6 слайд - Нагруженный конь выступает, с одной стороны, символом человеческого тела, несущего духовную ношу, с другой — наоборот, символизирует духовную природу человека, несущего бремя материального тела. Легенды приписывают коню свойства, присущие бессознательному в человеке. Эта связь наглядно выражена в образе Полкана, кентавра: туловище человека — его сознание, а круп и ноги лошади — бессознательное.
7 слайд – В сказках боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ витязя. Выступая в роли волшебного помощника, он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу или муху. Конь указывает герою на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях и помогает преодолевать их, воскрешает богатыря живой водой.
В сказках они часто выступают как ясновидящие, волшебные существа, говорящие человеческими голосами и дающие доверенных им людям добрые советы, как Сивка-Бурка, Конек-горбунок и др.
8 слайд – Природная мощь коня трудноукротима, поддаётся только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.
9 слайд - Конь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту и неутомимость, бесстрашие и воинскую славу. Как знак войны и победы полководца, он демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне — значит одержать победу.
10 слайд - Небесный воин Георгий Победоносец всегда изображался на белом коне, Архангел Михаил – на красном. Многие парады открывал в Москве Главнокомандующий на белом коне. Военачальники-победители также изображались руководящими битвой, сидя верхом на коне.
11 слайд - В культуре казаков дореволюционного периода одним из важнейших объектов был конь. Значимость его проистекала из хозяйственной важности, из особой роли, которую он играл. Влияние военизированного образа жизни на мифологические представления о коне было значительным. Конь считался атрибутом общественных сил, помогающим казаку в борьбе с врагами. Конь почитался как сакральный защитник и помощник воина – казака. Зачастую в самых опасных ситуациях казаки спасали своих коней, рискуя жизнью. Конь занимал в системе ценностей казаков место защитника, помощника и друга.
Конь неразрывно ассоциируется с казачьим, воинским статусом его владельца. Конь для казака – символ воинского ремесла и, неразрывно связанных с ним силы, свободы, аристократизма. Конь непременный символический атрибут принадлежности к казачеству.
12 слайд – Образ коня нашёл отражение в фольклоре.
Существует множество пословиц и поговорок, связанных с ним:
- “Сильный, как конь”.
- “Добрый конь — это доброе оружие”.
- “Как будто на ста конях ездил”.
- “Дарёному коню в зубы не смотрят”.
- “У кого не было белого коня, тот не знает истинного добра”.
- “Царство без грозы, как конь без узды”.
- “Счастье - на коне, безсчастье - под конем”.
- “Белая и черная шерсть выше всех прочих мастей конских” — о жизни и смерти.
- “Конь о четырех ногах, а спотыкается”.
- “Не в коня корм”.
- “Свинья коню рылом и по хвост не вышла”.
- “И на ста конях не догонишь”.
- “Кто в кони пошёл – тому и воду везти”.
- “Каждый может проводить коня на водопой, но не каждый сможет заставить его пить”.
- “Ведал бы конь о своей силе, никто бы на нем не ездил”.
13 слайд - С конями связано множество примет:
- Конь споткнулся на пороге – к беде.
- Конь воина нюхает – к гибели.
- Больной бредит о конях – скоро умрёт.
- Ржание коня – к добру; но при расставании – к долгой разлуке.
Тот, кто носит оберег в форме миниатюрной фигурки коня, находится под защитой Хорса — покровителя солнца. Конь, как символ солнца — доброго начала, обеспечивает богатство и защищает от злоумышленников, ибо несет на себе божественный свет. Обладатель оберега Коник будет всегда счастливым и широко известным среди людей.
Следы конских копыт в древности нередко были знаками, дарующими благодать. В более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, которые подвешивали над дверью.
14 и 15 слайды – Образ коня вдохновлял мастеров и художников во все времена. Их делали из различных материалов: глины, дерева, фарфора, расписывали узорами.
16 слайд - Самые древние воплощения образа коня выполняли из травы, сена, лыка, ткани. Они имели обереговую и игровую функции.
Один из них – Солнечный конь из лыка.
17- 23 слайды – Схема изготовления традиционной русской народной игрушки “Конь”.
24 слайд – завершение.
4. Практическая работа.
Традиционную русскую народную игрушку “Конь” можно сделать из лыка, соломы, пряжи, джутового шпагата или ткани (красного ситца). Принцип изготовления одинаков. Для закрепления потребуется красная нить “Ирис”. Закрепление – это выполнение трёх тугих оборотов и трёх крепких узлов. Кончики ниток отрезаются, оставив 2мм., чтобы узел не развязался.
Заламывание пучка лыка.Длинный пучок лыка (около 40 см.) перетянуть нитью у одного конца, отступив около 2 см. от края (рис. 1а).
Затем пучок заломить в противоположную сторону, равномерно распределив волокна по окружности (рис. 1б).
Пучок перетянуть дважды красной нитью: сначала отступив от места перегиба 3 см., затем ещё раз, отступив около 2 см. (рис 1в).
Рис. 1 а, б, в
Голова и передние ноги. Завязанный таким образом пучок изогнуть под прямым углом. Для этого волокна внутри пучка натянуть, а снаружи слегка приспустить (рис 2а).
Пучок перетянуть нитью посередине, а затем разделить на две равные части. Концы пучков закрепить нитью (рис 2 б).
Рис. 2 а, б
Туловище. Взять 2-й пучок, перегнуть его пополам и обернуть вокруг детали головы посередине, на уровне груди. Концы пучка закрепить нитью., плотно прижав друг к другу в месте соединения. Затем перетянуть нитью этот пучок приблизительно в его середине (рис. 3)
Рис. 3
Задние ноги. Взять 3-й пучок, перетянуть нитью в четырёх местах (отступив около 2 см. по краям – уровень копыт и чуть выше на уровне колен) (рис. 4).
Связанный пучок перегнуть пополам, навесить на деталь туловища и закрепить нитью, плотно прижав к туловищу (рис. 5). Оставшиеся волокна подровнять – получится хвост.
Рис. 4
Рис. 5
Грива. Небольшой пучок длинной около 10 см. перегнуть пополам, огибая шею конька, закрепить нитью, плотно прижав к голове (рис. 6).
Чуть ниже привязать ещё 4-6 таких же пучков.
Рис. 6
Рис. 7
Попона. Из лоскута ткани вырезать попону размером примерно 5х12 см. Края ткани оформить бахромой, выдернув по несколько нитей. (рис. 7).
5. Подведение итогов и анализ занятия.
Выставка работ учащихся.
Обсуждение работ. Поощрение лучших.
Используемая литература.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2005.
- Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2011.
- http://www.gnozis.info/?q=node/7311
Наглядные материалы: Мультимедийная презентация по теме “Образ коня в народном творчестве”.
Оборудование:
- Столы, стулья (по количеству обучающихся).
- ТСО (компьютер, проектор, экран).
Материалы:
- Ткань (ситец) красного цвета, лыко, джутовый шпагат, пряжа.
- Нитки “Ирис” красного цвета (по количеству обучающихся).
Инструменты:
- Ножницы (по количеству обучающихся).