Умножение трехзначных чисел в столбик. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомиться с алгоритмом письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число.
  • Учить детей выделять (путём наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное неизвестное (х);
  • Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные величины (составлять уравнение).
  • Решать текстовые задачи ранее изученных видов на новом числовом концентре.
  • Систематически повторять и закреплять ранее изученное.

Ход урока

І. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Устный счёт.

- Увеличить 75 на 25. Увеличить 750 на 250.

- Увеличить 17 в 4 раза. Увеличить 170 в 4 раза.

- Во сколько раз 30 больше 15? Во сколько раз 300 больше 150?

- На сколько 54 меньше 100? На сколько 540 больше 100?

- Найдите пятую часть от 90. Найдите пятую часть от 900.

- Увеличьте 180 на столько же.

- Уменьшите 860 на 120.

- Уменьшаемое 600, вычитаемое 170. Чему равна разность?

IІ. Постановка проблемы (знакомимся...).

Задание: распределить данные примеры на группы, решить их, записывая в два столбика (умножение и деление). Тогда остаётся лишний пример: 314*2.

150*5 14*3 480:2
360:10 800:4 90:3
40*4 300*2 314*2

- Как можем сосчитать этот пример?

- Возникает проблема: очень долго вычислять, нельзя ли решить быстрее?

- Можно, если записать столбиком.

IІI. Открытие нового (узнаём...).

1. Решение на доске, обсуждение.

2. Знакомство с алгоритмом письменного умножения. Читаем текст в оранжевой рамке – с. 2.

3. Сравнение алгоритма письменного умножения с алгоритмом письменного сложения и вычитания.

IV. Первичное закрепление (применяем...).

1. Фронтальная работа. Работа в парах.

Задание № 3, с. 2 (решение примеров: 2 выражения с объяснением у доски, другие выражения парами с проверкой).

- Обсудите решение в парах и объясните умножение в столбик.

Проверка решения парами с объяснением.

Самооценка. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

Задание № 4, с. 2 (решение задачи).

- Прочитайте задачу.

- Обсудите представленные выражения.

- Выберите выражение и решите задачу.

V. Тренинг (выбираем...).

1. Решение задачи алгебраическим способом.

Задача №2(б) стр.92 (учебник 2 часть)

- Прочитайте задачу.

- Выделите все информационные данные.

- На какой вопрос нужно ответить?

- Какую величину можно принять за основное неизвестное (х)?

( сколько всего деревьев на этом участке ).

- Это часть или целое? (целое)

- Сколько всего частей? (4)

- Как найти одну часть? (разделить на 4)

- Что это? (кустарники)

- Кто составил уравнение? (х : 4 = 15 * 3)

- Решите уравнение.

- Какое это уравнение? (составное)

Проверка решения: несколько решивших первыми оценивает учитель, остальные проверяют самостоятельно по образцу на презентации.

Самооценка. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

2. Самостоятельная работа - решение примеров с доски.

299 + (360 : 6 – 59)

800 – (250 : 5 + 810 : 9)

(49 : 7 + 493) : 5 * 8

Проверка выборочно, оценивание.

3. Знакомство с китайским способом умножения. Показ на доске.

23 * 12 = 276

VІ. Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задачи решали?

- Чему научились?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

VII. Возможное домашнее задание.

Задание № 6, с. 3.