Цели:
- Познакомиться с алгоритмом письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число.
- Учить детей выделять (путём наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное неизвестное (х);
- Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные величины (составлять уравнение).
- Решать текстовые задачи ранее изученных видов на новом числовом концентре.
- Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
Ход урока
І. Актуализация знаний.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Устный счёт.
- Увеличить 75 на 25. Увеличить 750 на 250.
- Увеличить 17 в 4 раза. Увеличить 170 в 4 раза.
- Во сколько раз 30 больше 15? Во сколько раз 300 больше 150?
- На сколько 54 меньше 100? На сколько 540 больше 100?
- Найдите пятую часть от 90. Найдите пятую часть от 900.
- Увеличьте 180 на столько же.
- Уменьшите 860 на 120.
- Уменьшаемое 600, вычитаемое 170. Чему равна разность?
IІ. Постановка проблемы (знакомимся...).
Задание: распределить данные примеры на группы, решить их, записывая в два столбика (умножение и деление). Тогда остаётся лишний пример: 314*2.
150*5 | 14*3 | 480:2 |
360:10 | 800:4 | 90:3 |
40*4 | 300*2 | 314*2 |
- Как можем сосчитать этот пример?
- Возникает проблема: очень долго вычислять, нельзя ли решить быстрее?
- Можно, если записать столбиком.
IІI. Открытие нового (узнаём...).
1. Решение на доске, обсуждение.
2. Знакомство с алгоритмом письменного умножения. Читаем текст в оранжевой рамке – с. 2.
3. Сравнение алгоритма письменного умножения с алгоритмом письменного сложения и вычитания.
IV. Первичное закрепление (применяем...).
1. Фронтальная работа. Работа в парах.
Задание № 3, с. 2 (решение примеров: 2 выражения с объяснением у доски, другие выражения парами с проверкой).
- Обсудите решение в парах и объясните умножение в столбик.
Проверка решения парами с объяснением.
Самооценка. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
Задание № 4, с. 2 (решение задачи).
- Прочитайте задачу.
- Обсудите представленные выражения.
- Выберите выражение и решите задачу.
V. Тренинг (выбираем...).
1. Решение задачи алгебраическим способом.
Задача №2(б) стр.92 (учебник 2 часть)
- Прочитайте задачу.
- Выделите все информационные данные.
- На какой вопрос нужно ответить?
- Какую величину можно принять за основное неизвестное (х)?
( сколько всего деревьев на этом участке ).
- Это часть или целое? (целое)
- Сколько всего частей? (4)
- Как найти одну часть? (разделить на 4)
- Что это? (кустарники)
- Кто составил уравнение? (х : 4 = 15 * 3)
- Решите уравнение.
- Какое это уравнение? (составное)
Проверка решения: несколько решивших первыми оценивает учитель, остальные проверяют самостоятельно по образцу на презентации.
Самооценка. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
2. Самостоятельная работа - решение примеров с доски.
299 + (360 : 6 – 59)
800 – (250 : 5 + 810 : 9)
(49 : 7 + 493) : 5 * 8
Проверка выборочно, оценивание.
3. Знакомство с китайским способом умножения. Показ на доске.
23 * 12 = 276
VІ. Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задачи решали?
- Чему научились?
- Всё ли получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
VII. Возможное домашнее задание.
Задание № 6, с. 3.