Урок окружающего мира по теме "Способы защиты животных от врагов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Образовательная программа: УМК “Перспективная начальная школа”.
Методическая информация
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить детей с различными способами защиты животных от врагов.
Задачи:
  • Обучающие: познакомить с различными способами защиты животных от врагов, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
  • Развивающие: развитие познавательной активности, умения работать с текстом; развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы;
  • Воспитательные: воспитание доброго отношения к природе, чувства сострадания к животным.

УУД:

  • Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; 
  • Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
  • Познавательные: познакомить с новой информацией, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
  • Коммуникативные: применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность.
Учебно-лабораторное оборудование, используемое на уроке: мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ - камера, система голосования VOTUM.
Источники:
  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Учебник “Окружающий мир”, 2 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Хрестоматия “Окружающий мир”. – М: Академкнига/ Учебник.
  4. Энциклопедия “100 чудес природы”, - изд. “Ридерз Дайджест”.
Ход и содержание урока
I. Организационный момент.

(Ученики рассаживаются за парты по группам).

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались на важный урок. У нас заседание клуба “Мы и окружающий мир” и нас ждёт групповая работа.

Каждый из вас имеет свою роль в группе.

Вспомним законы работы в группах.

На доске:

1. Работайте дружно, помогайте друг другу.

2. Умейте слушать других.

3. Найдите общее решение.

II. Актуализация знаний, контроль знаний, подготовка к изучению нового материала.

- Как называется общая тема, над которой мы работаем в этой четверти? (Животные)

- А какие группы животных мы знаем?

- Ребята, давайте составим таблицу.

(Слайд 1) Дети называют группу, учитель прикрепляет на доску слова (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, паукообразные, насекомые, рыбы). Получается схема.

Начнём с разминки, проверим, как мы научились различать животных разных групп.

а) РАЗМИНКА

На партах карточка с названием РАЗМИНКА. Задание: Найди лишнее. Время выполнения: 30 сек.

Спикер выступает с места. Проверяем сигналом (зелёный-красный). Молодцы.

- А какие связи существуют между животными из разных групп? (пищевые)

Давайте поговорим о них.

б) Работа в группах. На партах лист А-4, клей.

- Сейчас вам предстоит выполнить цепочки питания. Время работы – 2 мин. (каждый член группы имеет картинку животного, надо выбрать подходящих для цепи, наклеить и показать стрелками). По окончании работы спикер группы озвучивает цепочку питания. Работа каждой группы выводится на экран документ – камерой.

Оцените работу своих групп.

Лист самооценки работы в группе.

1. Оцени работу своей группы.

а) все работали одинаково.

б) Работал только один.

в) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

а) работали дружно, ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

в) очень трудно было договориться, не всегда получалось.

3. Тебе понравился результат работы группы?

а) да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

в) нет, не нравится.

- Вот сколько интересного мы уже знаем о животных.

III. Мотивация урока. Постановка цели и задач урока.

На доске запись ВР.Г. Ж.В.ТН.Х.

- Угадайте зашифрованное словосочетание.

- Продолжите моё предложение:

Если у животных есть враги, то есть способы ....

- Определите тему урока. (Способы защиты животных от врагов)

- Запишите тему сегодняшнего заседания в клубную тетрадь.

Поставим цель урока.

- Как вы думаете, каков должен быть результат сегодняшнего заседания? После ответов детей, на доске открываем цель: узнать способы защиты животных от врагов.

На доске схема.

- Попробуем к концу урока заполнить эту схему на доске и в клубной тетради.

Определим свой уровень знаний по этой теме. Обозначьте себя на отрезке знаний.

- Начнём поиск информации. Где можно получить знания по этой теме (учебник, энциклопедия, интернет, учитель и т.д.).

IV. Изучение нового материала.

- Начнём с собственных знаний.

Работа в группах

- Надо подумать и перечислить способы, которые используют для спасения от врагов животные, которые вам достались на жёлтых карточках (заяц, белка, ёж, черепаха, носорог, куропатка, пчела, кузнечик, змея, оса). У каждой группы по 2 животных. Время работы – 30 сек.

Спикер группы выходит и перечисляет способы.

Учитель обобщает. На доску ставим способы: грозное оружие, защитная окраска, отравление.

Физминутка.

Мы – хищные животные. Надо найти добычу. Высыпаем на парту из конверта квадратики. Цветные квадратики – это животные, которые разбежались. Соберите на парте квадратики по цветам.

- Квадраты, каких цветов собрали быстрее? Какие собирали дольше? Почему?

Представьте, что это были цвета животных. Какой способ защиты животных мы увидели, собирая квадратики? (Защитная окраска) Объясните свою точку зрения.

- Почему же некоторые животные ярко окрашены? Разве они хотят быть съеденными?

Уточним это, прочитав статью учебника.

Работа с учебником.

Цель: назвать всех животных из статьи и их способ защиты.

Стр.26-28. Читают сильные ученики.

- Итак, хватило ли нам собственных знаний для установления всех способов защиты животных от врагов? Какие новые знания мы получили из учебника?

Добавляем в схему способ маскировки.

- Из какого ещё источника мы можем получить дополнительные знания?

V. Закрепление изученного материала. Организация проверки прочности усвоения знаний.

Работа со статьями хрестоматии и энциклопедии.

- Найдите по содержанию в хрестоматии, какие статьи подходят к сегодняшней теме.

Дети называют.

Работа в группах.

Ребятам предлагается работа со статьями хрестоматии и энциклопедии “100 чудес природы”. Статьи из энциклопедии заранее распечатаны. Задание для групп: прочитать свою статью и распределить главных героев в группы по способу защиты (кто носит шапку-невидимку, кого спасает маскарад и тех, кто противен для врагов).

Выступление спикеров.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Удалось ли нам достичь цели урока.

Я узнал...

Обобщим полученные знания по табличке на доске и в тетрадях.

Оцените свою работу на уроке.

Лист самооценки:

1. На уроке я работал... - активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я... - доволен / не доволен

3. Урок для меня показался...- коротким / длинным

4. За урок я -не устал / устал

5. Мое настроение - стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был - понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен/не интересен

- На отрезке знаний отметим своё продвижение.

Рефлексия.

- А теперь оценим наш урок с помощью системы голосования VOTUM.

  • Если урок понравился, и вы достигли поставленных целей, нажмите цифру 5.
  • Если урок понравился, но не всё было понятно, нажмите цифру 4.
  • Если урок не понравился, казался вам долгим и не интересным, нажмите цифру 3.

На доске отображается диаграмма. Учитель делает вывод о проведённом уроке.

Выставление отметок.

VII. Домашнее задание на выбор:

  • составить рассказ о животном нашего края и способах его защиты от врагов;
  • найти интересную статью в энциклопедии или другом источнике о способах защиты животных от врагов и рассказать на следующем уроке.
Оценка эффективности использования учебно-лабораторного оборудования на уроке.

Учебно-лабораторное оборудование создаёт современную информационно-образовательную среду. Использование на уроке интерактивной доски позволило сэкономить время за счёт более динамичной подачи материала, вовремя убрать лишнюю информацию.

С помощью документ – камеры были продемонстрированы результаты групповой работы всему классу одновременно. Все ученики имели возможность подробно рассмотреть составленные цепи питания и оценить правильность выполнения задания. Применение документ камеры способствовало эффекту “удержания внимания класса”.

VOTUM — это наиболее передовая и эффективная интерактивная система обучения тестирования и голосования для образовательных учреждений. На уроке был использован режим оценки. У детей захватывает дух от такой формы оценивания урока. Ребята с увлечением работают с системой. После таких уроков безусловно повышается их учебная мотивация.

Приложение