Тематическая проверка "Работа учителей по формированию регулятивных УУД учащихся 1–4-х классов"

Разделы: Администрирование школы


В соответствии с планом работы школы на 2014-2015 учебный год, в целях контроля уровня формирования метапредметных образовательных результатов учащихся 1-4 классов проходила тематическая проверка “Работа учителей по формированию регулятивных УУД учащихся 1-4 классов”.

Проверка проходила с 17.12. по 28.12.2014 г.

Методы проверки:

  • Посещение уроков.
  • Специальные контрольно-методические срезы

Исполнители:

  • Дзамихова Л. И.- заместитель директора по УВР, председатель;
  • Боташева Р.Р. - заместитель директора по ВР,
  • Узденова М.Ш. – педагог-психолог

Объекты проверки:

Формирование основных составляющих регулятивных УУД:

1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действии.

3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

4. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

5. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

В результате проверки выявлено:

Учителями начальных классов (Бифова Р.А., Гуляева В.Х., Маркова Л.А., Балова Ф.М.) проводится работа по развитию благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе. Исследование уровня сформированности регулятивных УУД, обеспечивающих учащимся умение организовывать свою учебную деятельность, показало, что у детей данные универсальные учебные действия развиты на достаточном уровне. У них адекватно возрастной норме развиты отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти.

Овладение учениками универсальных учебных действий происходит на каждом уроке и в течение всего урока. С первой минуты урока учителя включают детей в организацию учебной деятельности.

Говоря о целеполагании как постановке учебной задачи можно выделить следующие позитивные факты:

В первом классе учащиеся понимают, что тема урока - это то, о чем будут говорить на уроке;

  • они научились определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника, разгадывая загадки, решая задачу и т.д.;
  • с помощью вопросов: “Зачем?”, “Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?”, “Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?” цель урока становится принадлежностью каждого ученика.
  • наряду с пониманием цели урока происходит её принятие.

То есть учитель дает детям возможность поставить учебную задачу, увидеть проблему, выразить ее словесно. Во 2-4 классах постановка учебной задачи начинается с решения конкретной задачи, которая опирается на прошлый опыт ребенка. После ситуации успеха учитель предлагает задачу, где старые знания не срабатывают, на этом этапе происходит постановка учебной задачи.

Однако при организации принятия цели имеют место и негативные моменты: мало опоры на личный жизненный опыт обучающихся (в процессе целеполагания включать жизненные ситуации);

Анализируя организацию планирования, составления плана и последовательности действии, следует отметить:

В первом классе обучающиеся только учатся составлять план своих действий по решению учебной задачи. Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия “план”, со знакомства с картинным планом сказки, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). План решения учебной задачи предлагается учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой. Во втором классе учитель использует следующие приемы: обсуждение готового плана решения учебной задачи, составление своего плана решения учебной задачи. В 3 и 4 классах с помощью проблемного диалога учителя организуют поиск решения поставленной задачи. Учащиеся 2-4 классов умеют выполнять инструкции, следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Для более успешного формирования УУД планирования собственной учебной деятельности необходимо разнообразить приёмы, ввести такие виды работы, как работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами. План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Следующее главное средство формирования регулятивных УУД – это технология оценивания (контроль) образовательных результатов. “Пусковой” механизм внимания заложен именно в самопроверке и самоконтроле. К сожалению, оценка учебных действий учащихся часто не контролируется и не поощряется, так как требует от учителя терпения, и выделения на это немалого времени. Самопроверка, самоконтроль ученика подменяется часто контролем учителя или же проводится формально, заранее не оговариваются нормы и критерии оценки. Учителям в работе по данному направлению необходимо уделить внимание привитию учащимся навыков самоконтроля, больше побуждать ученика обращаться к пошаговому, пооперационному контролю.

С умением самопроверки и самоконтроля связано и формирование одного из стержневых качеств личностного развития человека – рефлексии.

Анализируя организацию оценки – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения следует отметить, что учителя уделяют большое внимание рефлексии. При доброжелательном отношении к личности каждого ученика обучают детей дифференцированной самооценке. В 1-2 классах учителя ввели трехцветный индикатор. В 3-4 классах используется оценка. Однако не все ученики умеют осознавать качество усвоения, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, аргументировать свою оценку.

Во всех классах было проведено диагностирование регулятивных учебных действий.

В 1 классе применялись методики:

- “Рисование бабочки” (рисование по образцу);

- “Выявление уровня волевой готовности детей к школе”;

- “Кодирование” (знаково-символические действия – кодирование).

Анкетировании показало следующие результаты (в таблице):

Ф.И.О. ребенка “Рисование бабочки” “Кодирование” “Выявление уровня волевой готовности детей к школе” Общий итог
1 Агаева Фарида 3 3 в В
2 Анаев Ислам 3 3 в В
3 Байрамкулов Таулан 1 1 в Н-С
4 Башиева Кристина 1 3 с С
5 Гогуева Малика 1 3 н Н-С
6 Джаппуева Фарида 2 3 с В-С
7 Жанатаев Карим 0 3 н Н-С
8 Жанатаева Аминат 3 3 в В
9 Мутчаева Мадина - - - -
10 Теммоева Мариям 1 3 в В-С
11 Тербулатова Камила 1 3 в В-С
12 Узденов Алан 3 2 н С
13 Урусбиева Айша 3 3 н В-С
14 Шериев Тамирлан 1 3 н С

5 учащихся умеют принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу. У 6-ти учащихся отсутствует ориентация на образец, 1 ученик не закончил задание.

У 11 учащихся сформировано действие кодирования (замещения). Дети понимают инструкцию, действуют адекватно. Один ученик не понимает инструкцию, выполняет задание правильно на тренировочном этапе и сразу же прекращает самостоятельное выполнение.

6 учеников имеют высокий уровень волевой готовности к школе, они умеют напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель. 2 ученика имеют средний уровень волевой готовности к школе, и 5 учащихся находятся на низком уровне волевой готовности.

Выводы: Диагностическая работа в 1 классе показала, что из 13 испытуемых, 7 (54%) школьников набрали высокие баллы, у них сформированы регулятивные действия — умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение контролировать свою деятельность по результату. Из 13 испытуемых, 3 (23%) школьника набрали средний балл, у них сформированы: умения видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, а также слабый темп и ритм выполнения задания связан с индивидуальными особенностями ученика. У них не развиты умения начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Оставшиеся 3 (23%) школьника, набрали низкие баллы, у них низкая произвольность восприятия, внимания, памяти и воображения. У этих детей не сформирована регуляция помнить и удерживать правило, инструкцию во времени, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.

Во 2-4 классах для оценки уровня сформированности регулятивных УУД: действия целеполагания, контроля, самооценки была дана работа по математике.

Работа показала следующие результаты:

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Класс Писали вариант предмет Базовый уровень Не справились
2 класс 12 математика 5 (42%) 7
3 класс 12 математика 6 (50%) 6
4 класс 11 математика 9 (82%) 2

КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА

Класс Писали вариант предмет Базовый уровень Не справились
2 класс 12 математика 5 (42%) 7
3 класс 12 математика 1 (8%) 2
4 класс 11 математика 10 (91%) 1

РЕФЛЕКСИЯ

Класс Писали вариант предмет Базовый уровень Не справились
2 класс 12 математика почти все довольны своей работой 1
3 класс 12 математика 8 уч-ся довольны своей работой 4
4 класс 11 математика 11 -

Выводы:

Анализ результатов работы подтверждают сказанное выше:

  • у большинства учащихся сформировано действие целеполагания, чем старше дети, тем оно больше выражено;
  • действие контроля, оценки сформировано у учащихся 4 класса, учитель Балова Ф.М., учащиеся 3 класса, учитель Маркова Л.А., не умеют оценивать свои действия и обосновывать правильность или ошибочность результата, следствием этого является, что
  • учащиеся 2 и 3 классов (Гуляева В.Х. и Маркова Л.А.) не могут, обращаясь к собственным действиям, дать себе отчет о том, что и как он делает, в 4 классе дети уже могут понять, трудно им было на уроке или все хорошо получалось, действие рефлексии и саморегуляции у них развито.

Рекомендации:

1. Учителям 1-4 классов необходимо в дальнейшем уделить серьезное внимание на:

- специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся;

- на развитие у учащихся навыков самооценивания и взаимооценивания, ученик должен сам участвовать в производстве оценки – в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям;

- систематическое обучение детей осуществлению рефлексивного действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

2. При планировании урока внимательно изучать, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

3. МО учителей начальных классов составить таблицу с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД.

Члены комиссии:

  • Дзамихова Л. И.
  • Боташева Р.Р.
  • Узденова М.Ш. 28.12.2014 г.

Ознакомлены: