Класс | 5 класс |
Тип урока | Комбинированный |
Цель | Сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма. |
Задачи | Познакомить учащихся с признаками
живой природы. Научить находить взаимосвязь органов в организме, взаимоотношение живого организма и окружающей среды, сравнивать, анализировать и делать выводы. Развитие представлений о целостности живой природы. |
Планируемые образовательные результаты | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Личностные результаты: Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. Развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Предметные результаты: Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. применение биологических терминов. |
Новые термины | Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, органы. |
Образовательные ресурсы | Учебник: И.Н. Пономарева “Биология. 5 класс”, М., “Вентана-Граф”, 2013г., http://school-collection.edu.ru/ |
Наглядно-демонстрационный материал | Раздаточный материал. Таблица “Органы растений и животных”, рисунки, фотографии, ЭОР. |
Ход урока
Этапы урока | Формирование умений | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную работу. |
Приветствие обучающихся, организация ситуации, позволяющей настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку (учебник, рабочая тетрадь). |
Систематизация знаний. | Метапредметные результаты: осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; слушать и понимать речь других. |
Ответить на вопросы: 1.Как называются науки изучающие природу. 2. Что изучает биология. 3. Какие биологические науки вы знаете. 4. Что является структурной единицей животного. 5. Какова роль растений и животных в жизни человека 6. Какие организмы бывают по наличию клеток в организме. 7. Что такое живая природа. |
Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. |
Определение темы урока. Постановка цели урока. | Регулятивные УУД. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД. Формирование умения слушать и понимать речь других обучающихся. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. |
Учащимся предлагается открыть коробку
с различными предметами, из его содержимого
выбрать один единственный “ лишний” предмет и
обосновать свой ответ. В коробке лежат: кусочек
мела, орех, семя пшеницы, фотография кошки,
пуговица, лист растения. Ребята правильно
называют, что это предметы живой природы, кроме
пуговицы. Вопрос. Почему их относят к объектам живой природы. Как мы можем отличить живую природу от неживой природы. Что мы будем рассматривать сегодня на уроке (ребята предлагают тему урока). |
Слушают, анализируют, высказывают
предположение, делают вывод. Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. |
Актуализация новых знаний. | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные УУД: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. |
Мир живых существ нашей планеты очень
разнообразен. Все они очень разные по размерам,
окраске, поведению и многим другим признакам. Но
всех их объединяет главное - это живые организмы. Вопрос: Вспомните, что объединяет все живые организмы. Задания №1. Рассмотрите рисунок №5,6, скажите какие свойства живых организмов мы еще не назвали. Задание №2. Заполните таблицу “Свойства живых организмов” |
Вспоминают, что все живые организмы
состоят из клеток и сходны по химическому
составу. Предполагают, что для живых организмов характерно питание, дыхание, размножение и т.д. Работа с рисунком. Сравнивают свои ответы со списком свойств живых существ. |
Задание №3. С помощью текста учебника а) Выясните, что называется обменом веществ, питанием, дыхание, ростом и развитием, размножением, подвижностью, выделением. б) Найдите отличительные особенности в свойствах растений и животных. в) Все ли из перечисленных признаков характерны только для живых организмов (растущий кристалл соли, заводная детская машина, размножающийся вирус в компьютере, нажатие клавиши на компьютере, горение свечи (поглощение кислорода, выделение углекислого газа). г) Использую текст учебника на стр.11, ответьте на вопрос: Какова роль взаимодействия органов живого организма. |
Работа с текстом учебника.
Делают вывод, что организмы отличаются по росту и развитию, питанию, движению.
Делают вывод об относительности признаков живой природы. |
||
Физкультминутка. | https://disk.yandex.ru/public/ ?hash=aPBHuQDGkeNH/8NNgO/l% 2Bq2iOmJ5jAKu/40zP9vM0Mk%3D |
||
Закрепление. | Метапредметные результаты. Коммуникативные УУД: работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Предметные УУД: применять биологические понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно контролировать своё время и управлять им. |
Вопрос 1.Какова роль обмена веществ в жизни живых организмов. 2. Способны ли растения к движению. Приведите примеры. 3. Тестовое задание. |
Ребята отвечают на поставленные
вопросы, происходит обсуждение в группах.
Взаимоконтроль по тестовому заданию. Анализируют правильность выполненного задания. |
Рефлексия. | Личностные УУД: оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Учитель: “Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, что удалось, что нет. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества. |
Домашнее задание. | Стр. 8-12, задание 4-6 (тетрадь). |