“Самая большая роскошь, которую человек может себе позволить - это роскошь человеческого общения”.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Анализ ситуации.
Одной из задач современной системы образования является формирование у обучающихся коммуникативных УУД.
Они могут быть сформированы только в процессе определённой деятельности, специально организованной для достижения этой задачи.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
1. Проблема
На современном этапе в основу организации учебной деятельности положен системно-деятельностный подход.
Дети добывают, усваивают и применяют информацию в деятельности.
Для этого нужна активная коммуникация, навыки сотрудничества, которыми дети не владеют в достаточной степени.
Цель урока: создать благоприятные условия для формирования коммуникативных УУД всех обучающихся класса в атмосфере взаимной доброжелательности и взаимопомощи.
Задачи:
- Формировать умения и навыки дружеского коммуникативного взаимодействия.
- Развивать и обогащать социально-личностный опыт посредством включения обучающихся в сферу межличностного взаимодействия.
- Развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающего обучающемуся понять самого себя.
Участники педагогического проекта.
Учитель, обучающиеся 4 класса, родители, учителя основной школы.
2. Планируемые результаты
Краткосрочные результаты:
- Атмосфера доверия, взаимопомощи, взаимоподдержки в ученическом коллективе.
- Участие каждого обучающегося в классе в общих делах.
Долгосрочные результаты:
- Сплочение ученического коллектива на основе выполнения общей значимой деятельности.
- Высокий уровень развития коммуникативных УУД у обучающихся.
- Готовность к сотрудничеству обучающихся друг с другом и со взрослыми.
3. Система работы
Сроки реализации проекта: 4-й год обучения.
4-й класс самый ответственный период в жизни детей, обучающихся в начальной школе. Предстоит нелёгкая задача: обобщение и систематизация всего материала, изученного за четыре года, осознание себя учеником среднего звена. Существенно помочь детям и учителю может организация работы в группах сменного состава.
Работа организована следующим образом: в сентябре все учащиеся в классе делятся неслучайным образом на 5 групп. Первый раз учителем выбираются 5 самых непопулярных детей. Они выбирают по одному человеку в команду, соблюдая одно условие: мальчики – девочек, девочки – мальчиков. Те, кого выбрали, в свою очередь по такому же правилу выбирают следующих членов команды. И так далее, пока не выберут всех детей.
Образовавшиеся группы выбирают название команды, командира, заместителя командира, сочиняют девиз команды.
Первым заданием группы будет выучить общую песню (по выбору детей), нарисовать визитку команды, подготовить выступление команды на общий сбор-знакомство. Общий сбор на усмотрение учителя проводится 1–2 раза в неделю.
Через 1–2 недели снова проводится общий сбор, где по жребию определяется порядок выступления команд. Проходит само выступление. Голосованием определяется, какая команда выступила лучше всех. Дети получают небольшие листочки, на которых каждый сам пишет номер команды, чьё выступление ему понравилось больше всего. Соблюдается правило: свою команду писать нельзя. Листочки сдаются. Командиры команд выбирают свои номера и выстраиваются перед классом по количеству набранных голосов. Лучшей команде начисляем 10 баллов, следующей – 8, остальным по 5 баллов. Баллы фиксируются на визитке команды. На всех последующих сборах каждая команда озвучивает своё название, девиз и поёт 1 куплет своей песни, демонстрирует выполненное задание. Учитель даёт командам следующее задание - проинсценировать сказку. Сказки выбираются такие, чтобы действующих лиц было больше, чем детей в группе. Задания командам в течение года не должны повторяться. Ответственными за выполнение задания и подготовку команды к выступлению является командир команды, в случае его болезни такими полномочиями наделяется его заместитель.
На последнем общем сборе (в конце месяца) подсчитываются все баллы, заработанные каждой командой. Определяются места. Все дети награждаются за работу в командах одинаковыми сувенирами. Награждение начинается с команды, набравшей меньше всего баллов. Командиры и их заместители дополнительно получают награды. Командирам команд вручаются грамоты с перечислением всех дел, которые выполняла команда за этот период.
Лучшая команда расформировывается на 5 новых команд. Дети снова набирают новых участников в команды. Действуют два правила: нельзя выбирать того, с кем был в команде в предыдущем месяце, мальчики выбирают девочек, девочки – мальчиков. И всё повторяется сначала: выбор названия команды, командира, его заместителя, сочинение девиза, подготовка новой визитки. Действует правило: того, кто уже был командиром или заместителем, выбирать на эти “должности” нельзя. Учитель даёт новые задания на 1 – 2 недели с учётом плана по воспитательной работе. В конце месяца подводятся итоги. И снова меняется состав команд.
На февраль и март в команды набираются только мальчики или только девочки. С апреля группы снова смешиваются: в них есть и мальчики, и девочки. В конце года на торжественной линейке все дети награждаются грамотами за активную работу в командах сменного состава.
Таким образом за год каждый ученик получит возможность “покомандовать”, почувствовать ответственность за порученное дело.
Родители покупают необходимые сувениры, грамоты, награды.
Учителя основной школы в целях соблюдения преемственности и знакомства с классом проводят внеклассные мероприятия.
Средства реализации образовательного проекта:
- совместная творческая деятельность учащихся под руководством педагога,
- активная мыслительная деятельность;
- создание реальных социальных ситуаций, в рамках которых учащиеся организуют собственную деятельность по достижению поставленных задач.
Современные образовательные технологии:
Социоигровые технологии ( коллективно-творческие дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться, игры-драматизации.
Технология проектирования (работа в группах, дискуссии, создание оригинальных продуктов совместной деятельности)
4. Диагностический инструментарий
Оценка эффективности
В качестве диагностического инструментария для оценки результативности реализации проекта можно предложить анкету с незаконченными предложениями.
Наш класс самый
Все ребята в нашем классе
Мы все любим
Если бы было можно
Наши учителя
У нас хорошее настроение, когда
Если нам трудно
Самое главное
Всем классом мы пошли бы
Как здорово, что
Мы все умеем
Лучше всего у нас получается
Мы научились
У нас впереди
Мы хотим, чтобы
Будущим первоклассникам мы бы пожелали
В нашем классе много
Хорошо, что
Больше всего нам понравилось
5. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов
Ресурсы:
- технические (интерактивная доска, МФУ, мультимедийный диапроектор, компьютер),
- материальные (грамоты, награды)
Список используемых источников.
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская “Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли” М.: “Просвещение”, 2009.