Тип занятия: закрепление.
Цель: закрепить правильное произношение звука [Ч].
Задачи:
Образовательные:
- уточнение артикуляции звука [Ч];
- автоматизация звука [Ч] на базе различного речевого материала.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики, памяти и внимания;
- формирование навыков составления предложений с опорой на иллюстративный материал (презентация);
- образование уменьшительно-ласкательных форм им.сущ.;
- развитие речевого дыхания, фонематического слуха.
Воспитательные:
- воспитание умения слушать учителя и выполнять инструкции;
- воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: Леонова С.В. Игротека речевых игр. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями: выпуск 12. - м. : гном, 2011.- 28 с; презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуй, Оля! Как твое настроение? Ты готова заниматься?
2. Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую!
(пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
3. Развитие речевого дыхания.
Логопед: А теперь давай тоже создадим ветерок и подуем с тобой на волшебные картинки, чтобы они зашевелились. Ребенок дует на картинки.
4. Введение в тему занятия.
Логопед: Сегодня у нас необычное занятие! Мы отправимся с тобой в путешествие вместе с Паровозиком. Посмотри, как едет и гудит наш паровоз! (СЛАЙД 2)
Л: Нашего Паровозика зовут Чух-чух. Как его зовут? (Чух-чух)
- Он решил отправиться в путешествие по полям и лесам, чтобы радоваться весне: гудеть и пыхтеть, поднимать всем настроение! Но путь у Паровозика Чух-чуха оказался непростой! Ему повстречалось много препятствий. Поможем ему с ними справиться? (да)
5. Уточнение артикуляции звука, изолированное произнесение.
Логопед: Прежде чем отправиться в путешествие, ответь мне на вопрос, ты уже догадалась, какой же самый любимый звук у нашего Паровозика? (звук [Ч])
- Молодец! Давай вспомним, как мы его произносим.
Перед зеркалом уточняется положение органов артикуляции при произнесении звука [Ч] - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язычок образует “чашечку”, а его кончик касается “бугорочков”. Под сильным напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от “бугорочков” и образуется звук [Ч].
Ребенок издает звук Паровозика - Ччччч…
Логопед: Поехали!
6. Автоматизация звука в слогах.
Л: Выехал наш Паровозик в поле. Смотрит, а железная дорогая перед ним необычная – рельса звуковые. Пока не повторит наш Паровозик верно слоги, не пустит его дорога дальше. Поможем ему? (да) Нажимай на рельсы и повторяй слоги, которые услышишь. Четко и правильно произноси звук [Ч].
Л: Молодец! Едем дальше!
7. Автоматизация звука в словах.
Логопед: Добрался Паровозик Чух-чух и до ромашкового поля. Смотрит – перед ним ромашка, а за лепесточками ее спрятались словечки. Отрывай листочки и называй слова. Я покажу тебе, как. Нажимаешь на лепесток, отодвигаешь его. Отпускаешь кнопочку и называешь картинку. Попробуй сам. (СЛАЙД 4)
8. Гимнастика для глаз.
Л: А чтобы наши глазки от компьютера не устали, давай сделаем зарядку.
Тут и там пчела. Туда-сюда летит она! |
Круговые вращения глаз с опущенными и поднятыми веками |
Летит пчела близко, далеко. |
Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором |
Летит пчела низко, высоко. | Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят вверх-вниз, прослеживая его движение взором |
9. Автоматизация звука в предложениях.
Л: Доехал наш паровозик до леса. А к нему звери с просьбой обращаются – помоги, Чух-чух, найти наших детенышей! Спрятались, хулиганы, а мы их найти не можем. (СЛАЙД 5)
Л: Когда найдешь детеныша, нажми на него и держи мышку. Перемести детеныша к родителю, отпусти мышку и назови, у кого – кто.
У белки - бельчонок
У волка – волчонок.
У зайца – зайчонок.
Л: Молодец! Едем с тобой дальше!
Л: И добрался наш Паровозик до города. А к нему спешит за помощью мальчик Ванечка. Он устроил в комнате беспорядок, помоги ему прибраться. Поможешь? (да) Тогда нажимай на предметы и расскажи, что ты убираешь. (СЛАЙД 6)
Я убираю чемодан. Я убираю очки. Я убираю мяч.
Л: Теперь чисто у Ванечки в комнате? (Да, у Ванечки в комнате чисто).
- Молодец! Но не только Ванечке нужна помощь! Посмотри, девочка Анечка пришла на почту. Как много ей пришло посылок! Сама она их не донесет. Давай поможем Анечке их собрать. Нажимай на картинки и называй, что получила девочка. Но помни главное правило – Анечка маленькая девочка и все предметы, которые на картинке, нужно называть ласково. (СЛАЙД 7)
Анечка получила елочку. Анечка получила собачку.
10/ Гимнастика для глаз.
Л: Давай снова дадим глазкам отдохнуть.
В лесу темно. | Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу. |
Все спят давно. | Снимают руки с глаз |
Одна сова не спит, На суку сидит. |
Широко открывают глаза |
Во все стороны глядит. Да как полетит! |
Движение глаз из стороны в сторону при фиксированном положении головы |
А в лесу темно. Все спят давно. |
Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу. |
11. Автоматизация звука в чистоговорках.
Л: И повстречал наш Паровозик семью медведей, которые попросили довезти их до леса. Наш Чух-чух добрый, он согласился. А медведи напевали веселую песенку. Давай ее послушаем и тоже споем! (СЛАЙД 8)
Ребенок повторяет чистоговорки.
12. Итог занятия.
Логопед листает презентацию, а ребенок с опорой на нее отвечает на вопросы.
- Тебе понравилось сегодняшнее занятие?
- С кем мы сегодня путешествовали? (Мы путешествовали с Паровозиком)
- Как его звали? (Паровозика звали Чух-чух)
- Куда он отправился? (Гулять по лесам и полям.)
- Что сначала ему повстречалось на пути? (Ему повстречались звуковые рельсы)
- Куда он попал потом? (Слоник попал на ромашковое поле)
- Что он там делал? (Искал под лепестками ромашки слова)
- А потом? (Помогал зверям в лесу отыскать детенышей)
- Куда он приехал потом? (Паровозик приехал в город)
- Кому он помогал? (Он помогал мальчику Ванечке)
- А куда он отправился дальше? (Он приехал на почту)
- Кому Чух-чух помогал на почте? (Он помогал девочке Анечке)
- Кто еще встретился ему на пути? (Ему повстречалась семья медведей)
- Что они делали вместе? (Они пели песенку)
- Как ты думаешь, Паровозик наш добрый? Он хороший товарищ и друг?
- А ты помогаешь другим людям?
Л: Молодец! Ты хорошо занималась сегодня.
13. Домашнее задание.
Л: Я предлагаю тебе сегодня нарисовать замечательную историю, которая произошла с Паровозиком. А по своему рисунку потом ты сможешь рассказать воспитателям, маме, папе, бабушке и дедушке, чем же ты помогла Паровозику Чух-чуху.