Программа по внеурочной деятельности "Золотые ручьи"

Разделы: Внеклассная работа


“Без духовной осёдлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, далекой и близкой, не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.

Академик Д.С. Лихачёв

Актуальность программы

Мир в котором сегодня живёт человек и в котором всё пребывает в движении заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать красноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности в стремлении упорядочить свои знания в том числе и сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории стремится осмыслить себя в сложных связях не только в настоящем, но и прошлом. Здесь внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение не приходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающие своей привлекательности художественного мышления своих предков, народную эстетику, в том числе народное декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство тесно связанно с повседневной практикой народа. Оно имеет главным, образом, прикладной характер и охватывает всю вещественную историю человеческого быта: орудие труда, мебель, одежду, утварь, игрушки и т.д.

Изделия народных мастеров отличается глубоким чувством материала, органическим единством вещей, с её декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими особенностями. В них сосредоточенно единство творчество и труда. Они составляют предметную среду окружающего человека, оказывает влияние на его образ жизни.

Невозможно по-настоящему понять и оценить произведение любого вида искусства, не приобщившись к народно- художественной традиции, не воспитав на ней свой вкус.

Народное искусство, в котором раскрывается исконные начала духовной жизни народа наглядных и совершенных образов и которое является его прошлым, собственно его историей, чрезвычайно важно для развития культуры, воспитания чувств становления художественного вкуса, формирования первоосновных эстетических критериев. Обращение к народным художественным ремёслам способствует к гармоничному развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей, воображения, которое лежит в основе всякой художественной деятельности.

По этому необходимо создать благоприятные для того, чтобы народное искусство более эффективно служило эстетическому воспитанию подрастающему поколению, развитию его художественных представлений.

Значение художественной деятельности весьма велико оно тесно связано с процессом умственно и душевной жизни, выполняет свою роль в формировании и развитию юного человека эффективно осуществляет целый комплекс сложнейших и разнообразных задач. Оно активизирует воображение, фантазию, творческое отношение к миру. Без этого немыслима любая человеческая деятельность которая служит освоением окружающих предметов и явлении, познании их фактуры, особенностей, различий, общности способствуют развитию навыком определения в них существенного, отделяя главное от второстепенного, сведении наблюдаемых подробностей к определённым обобщениям, то есть в конечном счёте к выработке мышления. Очень важно воспитывать у детей через приобщении к народному искусству высокое чувство любви к живому миру, умение восхищается его бесконечным многообразием и красотой, постегать законы его строений и формы образования.

Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает и понимание их декоративных возможностей, и развитию фантазии, и приобретению технических знаний и умений. При этом развивается особое чувство материала его декоративно - технологических особенностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса. В результате преобразование материалов в декоративные формы и образы у детей формируется художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от своей деятельности.

Направленность программы – общекультурное. Программа предназначена для развития творческих способностей и художественной культуры. Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников.

Программа предназначена для реализации в отдельном взятом классе (1-4 классы). смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.

Цель программы:

содействовать формированию у воспитанников художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры.

Основные задачи:

развивать познавательный интерес, способности, эстетические потребности и художественно-творческую активность воспитанников;

способствовать овладению учащимися образным языком декоративно-прикладному искусства посредствам формирования художественных знаний, умений и навыков, содействовать формированию у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве, адаптировать воспитанников в современных условиях к профессиональному самоопределению;

содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения воспитанников, созданию полноценной среды общению с народным искусством во всём многообразию его видов;

воспитывать чувство национального достоинства культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения своей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира;

развивать сознание того что самобытная традиционная культура каждого народа России – общее достояние нашего отечества и в клад в мировую культуру, наследии достойное уважения и сохранения;

формировать сплоченный коллектив, создавать условия для правильных на основе взаимной творческой деятельности.

Принципы построения программы.

Программа строится на педагогических принципах: общедоступности, адаптивности к уровню развития и подготовки воспитанников, культуросообразности, единства обучения воспитания и развития личности воспитанников, дополнительности, преемственности, системности, дифференциации и индивидуализации, свободы выбора, свободы самопознания и самореализации, успешности, сотрудничества взрослых и детей и профессионального самоопределения воспитанников.

Программа ориентирована на учащихся 1-4 класса, с учётом способностей к восприятию и действию в различных видах декоративно-прикладного искусства.

Общая характеристика курса.

Курс декоративно-прикладного творчества. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов в практической деятельности подводит воспитанников к понимаю явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества: подкрепляется практической работой учащихся. Формы и методы могут быть различны, но педагогически обоснованной и определяется педагогам самостоятельно, в зависимости от цели, содержания условий проведения занятий. В курсе заложены: практическая, декоративная и конструктивная работа, восприятия явлений действительности и произведении искусства (слайдов, репродукций, обсуждении работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях, изучения художественного наследия, поисковая работа учащихся иллюстративного материала к изучаемым темам). Занятия могут проводится в форме игры: игры сказки (в основном на первом уровне обучения). С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма развитие коммуникативных качеств вводятся коллективные задания (изготовления сувениров, подарков, оформления интерьера и т.д.).

Для подведения итогов работы проводятся отчеты в форме коллективных и творческих выставок, конкурсов, фестивалей и т.д.

Программа рассчитана на учащихся (1-4 классы) 6-11 лет. Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в отдельном взятом классе.

В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. Программа рассчитана на достижение первого уровня результатов.

В программе заложены возможности для профориентационной работы. Учащиеся знакомятся с профессиями флориста, швеи, дизайнера, декоратора, художника, скульптора и т.п. На занятиях учащиеся познакомятся с творчеством народов, проживающих в Хакасии.

1 класс - 33 часа в год (1 час в неделю),

2 класс - 34 часа в год (1 час в неделю),

3 класс - 34 часа в год (1 час в неделю),

4 класс - 34 часа в год (1 час в неделю),

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

Л1 Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Л2 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Л3 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Л4 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Л5 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Л6 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Л7 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Л8 Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Регулятивные УУД

Р1 Проговаривать последовательность действий на уроке.

Р2 Учиться работать по предложенному учителем плану .

Р3 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Р4 Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

П1 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

П2 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

П3 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

П4 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

П5 Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

К1 Уметь донести свою позицию до собеседника;

К2 Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

К3 Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

К4 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

К5 Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

Содержание курса 1 года обучения

1. Вводное занятие. 1 ч.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (веточки, корешки, кора, мох, цветы, семена).

Экскурсия в местный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

2. Бумажная пластика. 6 ч.

Создание занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов, корабликов, моделей автомобилей, моделей робота, модели светофора и другое.

Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

Подготовка к выставке.

3. Работа с природным материалом. 6 ч.

Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков, цветочно-декоратиных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитее восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы, создание гербария “Лекарственных растений нашего леса”, “Полевые цветы”; создание букетов и сухих цветов, тематических композиций; Работа со скорлупой кедровых орешков и т.д.

Подготовка к выставке.

4. Лоскутная пластика. 6 ч.

Свойство тканей, способы подготовки лоскутов к работе: стирка, утюжение, декатировка. Изучение основного цвета, цветовой ряд. Нитки для ручного шитья и работы на швейной машине, ручные швейные иглы. Правила техники безопасности при шитье. Изучение ручных швов: “вперёд иголку”, “назад иголку”, потайной шов, “козлик”, петельный шов, тамбурный шов.

Шитьё из полос, квадратов, треугольников, многогранников, на основу. Изучение техники “уголки”.

Практическая работа: выполнение швов на швейной машине, изготовление образцов. Изготовление салфеток, игрушки “Змейка”, изготовление “Панно”, прихваток и т.д.

Подготовка к выставке.

5. Скульптура. 6 ч.

Правила замеса теста. Лепка цветов, листья, овощей, фруктов. Натюрморт. Лепка различных животных, рождественского венка, сувениров к Новому году, ко дню святого Валентина. Выполнение различных видов панно: “Яблоня”, “Птица” и т.д.

Практическая работа: замес теста, поэтапное изготовление цветов, листьев, фруктов и овощей. Зарисовка эскизов выполняемого изделия. Поэтапное раскрашивание, крепление деталей на основу, покрытие лаком. Подбор элементов, лепка сувениров различного направления. Техника безопасности при работе с лакосодержащими материалами.

Подготовка к выставке.

6. Аппликация. 6 ч.

Знакомство с различными техниками аппликации, материалами используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона. В технике “Вырезанная аппликация”, дети осваивает приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками из которых сначала составляются простые композиции, затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций к более сложным.
Подготовка к выставке.

7. Отчетная выставка-ярмарка работ учащихся. 2 ч.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки ярмарки и аукцион поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки ярмарки.

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п\п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1  
2 Бумажная пластика 6 1 5
3 Работа с природным материалом 6 1 5
4 Лоскутная пластика 6 1 5
5 Скульптура 6 1 5
6 Аппликация 6 1 5
7 Отчетная выставка, ярмарка работ учащихся 2 1 1
    33 7 27

Содержание курса 2 года обучения

1. Вводное занятие. 1 ч.

Знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного творчества .Повторение правил техники безопасности.

2. Работа с бисером. 7 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями при работе с бисером. Изготовление лилии, шмеля, божьей коровки, стрекозы, корзинки с цветами.

Практическая работа: изучение простейших способов плетения бисером. Изготовление различных поделок из бисера.

3. Волшебный квиллинг. 6 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями при выполнении техники квиллинг. Изготовление слоника, бабочки, цветочка, домика, ангелочка.

Практическая работа: изучение простейших элементов и переход к более сложным. Изготовление различных поделок.

4. Лоскутные куклы. 6 ч.

Куклы из глубины веков. Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями при изготовлении кукол. Изготовление вербного ангелочка, куклы-закрутки, северной народной куклы, крестьянской куклы, сшивной куклы, русской народной куклы.

Практическая работа: выполнение швов “вперёд иголку”, “назад иголку”,изготовление различных видов кукол.

5. Поделки из фантиков. 6 ч.

Ознакомление учащихся с основными приемами работы. Изготовление рыбки, цветов, бабочки, ёлочки, корзинки.

Практическая работа: выполнение основных приёмов работы, изготовление рыбки, бабочки, ёлочки, корзинки.

6. Поделки из яичной скорлупы. 6 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями. Изготовление свечи, панно, мозаики, весенних птенчиков, весёлых животных.

Практическая работа: выполнение учащимися с использованием инструментов и приспособлений свечи, панно, весенних птенчиков, веселых животных.

7. Отчетная выставка работ учащихся. 2 ч.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Награждение авторов интересных творческих работ.

Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п\п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1  
2 Бисероплетение 7 1 6
3 Волшебный квиллинг 6 1 6
4 Лоскутные куклы 6 1 5
5 Поделки из фантиков 6 1 5
6 Поделки из яичной скорлупы 6 1 5
7 Отчетная выставка, ярмарка работ учащихся 2   2
Итого   34 6 2 8

Содержание курса 3 года обучения

1. Вводное занятие. 2 ч.

Знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного творчества. Повторение правил техники безопасности на уроке.

2. Поделки из макаронных изделий. 6 ч.

Ознакомление учащихся с правилами работы поделок из макаронных изделий.

Практическая работа: изготовление различных поделок: корзинки с цветами, снежинки, бабочки, ожерелья, шкатулки, паровозика.

3. Поделки из спичек и спичечных коробков. 6 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями при работе со спичками и спичечными коробками.

Практическая работа: изготовление снежинки, домика, бабочки, колодца, лошадки, слоника.

4. Поделки из круп. 6 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями для изготовления поделок из круп.

Практическая работа: изготовление поделок: рамочка под фото, аппликация, зимний домик, вазочка, ангелочек, пасхальное яйцо.

5. Поделки из фисташек. 6 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями при изготовлении поделок из фисташек.

Практическая работа: изготовление поделок: цветок, подсвечник, деревце, бусы, серьги, аппликации.

6. Поделки из ватных тампонов. 6 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями для изготовлений поделок из ватных тампонов.

Практическая работа: изготовление поделок: цветочек, снеговика, зайчик, змейка, рыбки.

7. Отчётная выставка, ярмарка работ учащихся. 2 ч. Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Награждение авторов интересных творческих работ.

Учебно-тематический план 3 года обучения.

№ п\п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Поделки из макаронных изделий 6 1 5
3 Поделки из спичек и спичечных коробков 6 1 5
4 Поделки из круп 6 1 5
5 Поделки из фисташек 6 1 5
6 Поделки из ватных дисков 6 1 5
7 Отчетная выставка, ярмарка работ учащихся 2 1 1
         
Итого   34 7 27

Содержание 4 года обучения

1. Вводное занятие. 1 ч.

Знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного творчества. Повторение правил техники безопасности на уроке.

2. Живые коробочки. 7 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями и правилами работы.

Практическая работа: изготовление различных поделок: домик улитки, любимый приятель, царь зверей, зелёная прыгунья, изготовление мышки, забавная птичка.

3. Цветы и вазы из бумаги. 6 ч.

Ознакомление учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями и приёмами складывания.

Практическая работа: изготовление поделок: лилия, ирис, кувшинками, подсолнуха, нарцисса.

4. Умные игрушки. 6 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами, приспособлениями принадлежностями и выполнением основных видов швов.

Практическая работа: изготовление поделок: курочка-ряба, улитка, дерево, банан, аквариум.

5. Твистинг (волшебные шарики). 6 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями основными приёмами.

Практическая работа: изготовление поделок: цветочек, такса, тигрёнок, львёнок, лягушонок, лошадки.

6. Вязание крючком. 6 ч.

Ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями и основными способами.

Практическая работа: изготовление поделок:

7. Отчётная выставка, ярмарка работ учащихся. 2 ч. Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Награждение авторов интересных творческих работ.

Учебно-тематический план 4 года обучения

№ п\п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1  
2 Живые коробочки 7 1 6
3 Цветы и вазы из бумаги 6 1 5
4 Умные игрушки 6 1 5
5 Твистинг 6 1 5
6 Вязание крючком 6 1 5
7 Отчетная выставка, ярмарка работ учащихся 2 1 1
         
  Итого: 34 6 28

Тематическое планирование (Приложение)

Список литературы

Основная литература

  1. Григорьев, Е. И. “Современные технологии социально культурной деятельности” / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004.
  2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во “Учитель”, 2007. -288 с.
  3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

Дополнительная литература

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО “Модек”, 1997.
  3. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994. -32 с.
  4. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
  5. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  7. Паньшина, И. Г. Декоративно-прикладное искусство. Мн., 1975.  – 112 с., ил.
  8. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
  9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. -111 с. – (Стандарты второго поколения).
  10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  11. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  12. Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312 с.
  13. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр “Академия”, 2004. – 240 с.
  14. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159 с.
  15. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14.

Список литературы для детей

Основная литература

  1. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160 с., ил.
  2. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.+вкл.
  3. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  4. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48 с. – (Город мастеров).

Дополнительная литература

  1. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 2006. – 224 с., ил. – (Серия: “Бабушкин сундучок”).
  2. Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
  3. Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – (“Основы художественного ремесла”).