Кто живет в Сибири, в Красноярском крае?

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


“Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным ее патриотом”.
С.В. Михалков

Актуальность проекта

Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов своего края относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Возникает острая необходимость в изучении своей малой Родины, где ребенок родился и живет.

Богат и могуч Красноярский край не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.

Цель: Познакомить с названиями малочисленных народностей Красноярского края

Задачи:

  • Формировать у дошкольников понятия “национальность”, “быт”, “обычаи”;
  • Дать представление о фольклорном наследии малых народностей;
  • Развивать у дошкольников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания;
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский детско-родительский

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  • Составление плана проекта
  • Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта

Основной этап

Познание:

  • Беседы: "Край в котором мы живем"; "Наш край - многонациональный край"; "Коренные жители Севера".
  • Работа с картой Красноярского края - упражнение в ориентировке.

Социализация:

  • Рассматривание открыток, альбомов "Красноярский край";
  • Показ презентаций на тему: "Люби и знай свой край"

Коммуникация:

  • Экскурсия в Красноярский краевой краеведческий Музей - экспозиция "Народы Приенесейского края"

Чтение художественной литературы:

  • Чтение произведений: “Айога”, “Лепешки”, “Кукушка”;
  • Знакомство с пословицами и поговорками коренных народов Красноярского края

Здоровье и физическое развитие:

  • Подвижные игры: “Куропатки и охотники”, “Ручейки и озера”, “Рыбаки”.

Художественное творчество:

  • Аппликация “Северное сияние”, “Узоры Севера”;
  • Рисование "Животные тундры".

Игровая деятельность:

  • Национальные игры “Иголка, нитка и узелок”, “Волк и ягнята”, “Табун”, “ Нашел друга”, “Ищем палочку” и др.

Музыка:

  • Традиционная музыка народов Севера.

Трудовая деятельность:

  • Изготовление кукол, представляющих различные народности Красноярского края;
  • Вернисаж “История национального костюма”.

Заключительный этап

1. Обобщение итогов работы с детьми.

2. Изготовление макета “В царстве холода и красоты”.

3. Постановка ненецкой сказки "Кукушка"

Сроки реализации февраль – апрель.

Участники проекта

  • Дети в возрасте 5-6лет
  • Воспитатели
  • Родители

Продукт проекта

Изготовление макета “В царстве холода и красоты”

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • Словарный запас детей пополнится следующими словами: национальность, долганы, эвенки, ненцы, энцы, хакасы, чум, нарты.
  • В результате реализации проекта у детей сформируются интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость.

Для педагогов:

  • На этапах реализации проекта педагоги разработают конспекты бесед с детьми: “Край, в котором мы живем”, “Наш край - многонациональный край”, “Коренные жители Севера, их традиции”.
  • Повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Для родителей:

  • Активное участие родителей в тематических праздниках и выставках, проводимых в рамках реализации проекта.
  • Оказание помощи в организации и проведении экскурсий и целевых прогулок.

Защита проекта “Кто живет в Сибири, в Красноярском крае?” – 1 слайд

Как-то раз девчонки наши: (2 слайд)
Варя и Наташа
Принесли к нам в садик кукол,
Стали их кормить, баюкать.

А наряды просто класс!
Шубы, бисер и атлас.
“Можно я их посмотрю,
Можно я их покормлю”.

“Ну конечно можно,
Только осторожно.
Ты покрепче их держи,
Сувенирные они!”.

Подошла Карина:
“Как у Вас красиво!”
“Куклы в платьицах цветных
Из народов коренных”.

“И живут они у нас в Красноярском Крае”. (3 слайд)
“Как народы называют?” - Карина я не знаю.
“Мы не знаем, кто живет в Красноярском крае?”
“Книгу надо почитать, вместе все узнаем”

В большой книге прочитали (4 слайд)
Что у нас живут Долганы,
Якуты, кеты, энцы,
А еще эвенки, ненцы.

Быт узнать их захотели (5 слайд)
Фильм при них мы посмотрели.
И узнали из него
Очень него нового.
Основная их работа -
Рыболовство и охота.
Оленей многие пасут –
Оленеводами зовут.

“Собираемся скорей (6 слайд)
В Краеведческий музей!”.
Тетенька экскурсовод
В залы разные ведет...

Про малые народы все нам рассказала.
И предметы быта показала.
Та увидели мы чум – это их жилье,
Оно все из оленьих шкур – очень теплое.

Бубен дали в руках подержать,
Даже немного в него постучать!
В тихий час приснились нам сказочные сны,
Проснулись, сделали макет “В царстве холода и красоты”.

Шкуры, жерди – вот вам дом, (7 слайд)
Жить на радость будет в нем!
Применив смекалку, ум
В тундре возвели мы чум!

Сделали народ из теста,
Хватит всем народам места!
На макете нашем хрупком
В крае добром и уютном!

Вот теперь мы точно знаем (7 слайд)
Кто живет в огромном Крае!

Список литературы.

  1. Размахнина В.К., Алехин А.И. Слово родного края. Книга для чтения в младших классах. – Красноярск: кн. Из-во, 1997.
  2. Раицкая Г.В. Фольклорные страницы Красноярского края. Хрестоматия для младших школьников. 2 класс. – Красноярск. Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2005.
  3. Сказки Севера/ в обработке Г.Меньшикова. – М. Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. – 1953.
  4. Большая Медведица: Сказки народов Севера/ Перевод В.Ермакова. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1990.
  5. Сказки народов Сибири/ Сост. Г.А.Смирнова. – Красноярск: Издательство “Витал”, 1992.