“Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным ее патриотом”.
С.В. Михалков
Актуальность проекта
Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов своего края относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Возникает острая необходимость в изучении своей малой Родины, где ребенок родился и живет.Богат и могуч Красноярский край не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.
Цель: Познакомить с названиями малочисленных народностей Красноярского края
Задачи:
- Формировать у дошкольников понятия “национальность”, “быт”, “обычаи”;
- Дать представление о фольклорном наследии малых народностей;
- Развивать у дошкольников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания;
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Тип проекта:
познавательно-исследовательский детско-родительскийЭтапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Составление плана проекта
- Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта
Основной этап
Познание:
- Беседы: "Край в котором мы живем"; "Наш край - многонациональный край"; "Коренные жители Севера".
- Работа с картой Красноярского края - упражнение в ориентировке.
Социализация:
- Рассматривание открыток, альбомов "Красноярский край";
- Показ презентаций на тему: "Люби и знай свой край"
Коммуникация:
- Экскурсия в Красноярский краевой краеведческий Музей - экспозиция "Народы Приенесейского края"
Чтение художественной литературы:
- Чтение произведений: “Айога”, “Лепешки”, “Кукушка”;
- Знакомство с пословицами и поговорками коренных народов Красноярского края
Здоровье и физическое развитие:
- Подвижные игры: “Куропатки и охотники”, “Ручейки и озера”, “Рыбаки”.
Художественное творчество:
- Аппликация “Северное сияние”, “Узоры Севера”;
- Рисование "Животные тундры".
Игровая деятельность:
- Национальные игры “Иголка, нитка и узелок”, “Волк и ягнята”, “Табун”, “ Нашел друга”, “Ищем палочку” и др.
Музыка:
- Традиционная музыка народов Севера.
Трудовая деятельность:
- Изготовление кукол, представляющих различные народности Красноярского края;
- Вернисаж “История национального костюма”.
Заключительный этап
1. Обобщение итогов работы с детьми.
2. Изготовление макета “В царстве холода и красоты”.
3. Постановка ненецкой сказки "Кукушка"
Сроки реализации февраль – апрель.
Участники проекта
- Дети в возрасте 5-6лет
- Воспитатели
- Родители
Продукт проекта
Изготовление макета “В царстве холода и красоты”
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Словарный запас детей пополнится следующими словами: национальность, долганы, эвенки, ненцы, энцы, хакасы, чум, нарты.
- В результате реализации проекта у детей сформируются интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость.
Для педагогов:
- На этапах реализации проекта педагоги разработают конспекты бесед с детьми: “Край, в котором мы живем”, “Наш край - многонациональный край”, “Коренные жители Севера, их традиции”.
- Повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Для родителей:
- Активное участие родителей в тематических праздниках и выставках, проводимых в рамках реализации проекта.
- Оказание помощи в организации и проведении экскурсий и целевых прогулок.
Защита проекта “Кто живет в Сибири, в Красноярском крае?” – 1 слайд
Как-то раз девчонки наши: (2 слайд)
Варя и Наташа
Принесли к нам в садик кукол,
Стали их кормить, баюкать.А наряды просто класс!
Шубы, бисер и атлас.
“Можно я их посмотрю,
Можно я их покормлю”.“Ну конечно можно,
Только осторожно.
Ты покрепче их держи,
Сувенирные они!”.Подошла Карина:
“Как у Вас красиво!”
“Куклы в платьицах цветных
Из народов коренных”.
“И живут они у нас в Красноярском Крае”. (3 слайд)
“Как народы называют?” - Карина я не знаю.
“Мы не знаем, кто живет в Красноярском крае?”
“Книгу надо почитать, вместе все узнаем”В большой книге прочитали (4 слайд)
Что у нас живут Долганы,
Якуты, кеты, энцы,
А еще эвенки, ненцы.Быт узнать их захотели (5 слайд)
Фильм при них мы посмотрели.
И узнали из него
Очень него нового.
Основная их работа -
Рыболовство и охота.
Оленей многие пасут –
Оленеводами зовут.
“Собираемся скорей (6 слайд)
В Краеведческий музей!”.
Тетенька экскурсовод
В залы разные ведет...Про малые народы все нам рассказала.
И предметы быта показала.
Та увидели мы чум – это их жилье,
Оно все из оленьих шкур – очень теплое.Бубен дали в руках подержать,
Даже немного в него постучать!
В тихий час приснились нам сказочные сны,
Проснулись, сделали макет “В царстве холода и красоты”.
Шкуры, жерди – вот вам дом, (7 слайд)
Жить на радость будет в нем!
Применив смекалку, ум
В тундре возвели мы чум!Сделали народ из теста,
Хватит всем народам места!
На макете нашем хрупком
В крае добром и уютном!Вот теперь мы точно знаем (7 слайд)
Кто живет в огромном Крае!
Список литературы.
- Размахнина В.К., Алехин А.И. Слово родного края. Книга для чтения в младших классах. – Красноярск: кн. Из-во, 1997.
- Раицкая Г.В. Фольклорные страницы Красноярского края. Хрестоматия для младших школьников. 2 класс. – Красноярск. Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2005.
- Сказки Севера/ в обработке Г.Меньшикова. – М. Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. – 1953.
- Большая Медведица: Сказки народов Севера/ Перевод В.Ермакова. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1990.
- Сказки народов Сибири/ Сост. Г.А.Смирнова. – Красноярск: Издательство “Витал”, 1992.