Цель урока: изучить состав и свойства почвы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о почве, ее составе и свойствах. Познакомить учащихся с понятием “почва”, с составом почвы и ее главным отличием от горных пород – плодородием.
Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей между живой и неживой природой, сравнение, познавательную активность, навыки практической деятельности (опыты), умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
- прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы и интерес к учебному предмету;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;
- извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.
Регулятивные:
- создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;
- продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;
- корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией.
Коммуникативные:
- развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;
- формировать умение доказывать свою точку зрения, объяснять свой выбор, строить высказывания, задавать вопросы и отвечать на поставленные.
Личностные:
- прививать детям общечеловеческие нравственные ценности и чувства взаимопомощи.
Оборудование: ноутбук, оборудование AFSTM, образцы почв (горшок с почвой комнатной температуры и почвой, взятой из-под снега), стаканы с водой, бумажные салфетки; спиртовка, металлическая пластина, стебельки растений, листы бумаги для теста, цветные карточки для рефлексии.
Использование оборудования AFSTM
1. Практическая работа “Изучаем состав и свойства почвы, минералов”.
Оборудование: компьютер с установленной на нем программой; цифровой USB-микроскоп; BasicProSkope HR Kit (BD-HRB); образцы твердых веществ: глина, песок, гранит, известняк (горные породы); каменная соль крупного помола.
Содержание работы: при помощи цифрового микроскопа школьники изучают строение и состав твердых веществ, сравнивают их; делают выводы о составе почвы и высказывают предположение о ее свойствах на основе изученных свойств песка, глины, соли, известняка.
2. Эксперимент “Температура почвы”. Используется компьютер с установленной программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С).
Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: как в замерзшей почве живут мелкие животные?
http://www.youtube.com/watch?v=Fzs6BLx2JzQ&feature=youtu.be Фрагмент видео урокаХод урока
I. Орг. момент.
Начинается урок, он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать.
II. Актуализация опорных знаний. Загадка.
- Отгадайте загадку: Слайд 2
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (Земля)
- Правильно, Земля. У слова “земля” несколько значений. Назовите их. (Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.) Слайд 3
Сообщение учащегося. Земля-кормилица. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все ископаемые, нужные для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое емкое слово!
Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.
Писатель М. Алексеев писал: “Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое-нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким, многозначащим, как это – “Земля”?! Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди иных миров, составляющих вселенную”.
Как бы сужаясь, слово это заключает в себе и большое поле, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, все виды жизни в из немыслимом сочетании и разнообразии.
Слайд 4 Прежде чем повести рассказ о земле, давайте вспомним историю. Мы отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
- Почему изменился облик земли? (Появилась вода; вода и тепло создали условия для появления жизни в океане, а потом на суше.)
- Подумайте, кто стал первым обитателем суши – растения или животные?
- Чем бы питались животные, если бы они вышли первыми? (Друг другом.) Животные вышли на сушу после растений. Им надо было много времени, чтобы привыкнуть к новым условиям. Они, наверное, вначале на суше были недолго, поедят травы и опять в воду. Прошло много млн. лет, пока животные привыкли к суше и стали здесь жить. Слайд 5
Слайд 6 Рассмотрите иллюстрации “Облик земли в разные периоды ее развития”.
- Какое условие самое главное для жизни любого животного? (Наличие растений.)
III. Определение темы и постановка цели урока
1. Слайд 7 Разгадайте ребус. Что это? (Почва.)
- Почему я так продолжила наш урок? (Дети определяют тему урока.) Слайд 8
- А чему мы можем научиться на этом уроке? (Дети ставят задачи урока) Слайд 9
- А что же потребовалось растениям, чтобы они вышли из воды и стали жить на суше? (Почва.)
Примерно 8 тыс. лет назад человек начал обрабатывать землю и выращивать около своего жилища растения.
2. Проблемные вопросы.
- Как вы понимаете, что такое почва?
- На всей ли земной суше она есть? Слайд 10 (Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)
- Всегда ли на земле была почва? И как она образовалась? Слайд 11
Если вы в дождь пройдете по полю, вам на обувь сразу налипнет грязь. Вам и в голову не приходит, что вы идете по настоящему чуду природы – почве. Не сразу люди осознали, что это одно из главных наших богатств. Изучению почвы посвятил свою жизнь русский ученый, профессор Докучаев. Все, что вы дальше узнаете о почвах, - во многом результат его исследований. Но сначала давайте сами познакомимся с почвой.
IV. Практическая работа “Состав почвы”.
- В каком физическом состоянии вещества встречаются в природе? (твердое, жидкое, газообразное)
- А в каком состоянии находится почва?
- Можно ли получить полную информацию о почве только при наблюдении?
- Какие методы используют для выяснения свойств веществ? (экспериментальные методы, проведение опытов)
Вот сейчас мы этим и займемся.
Слайд 12 Дети работают в группах, проводят опыты, выводы записывают в “Рабочую тетрадь, с. 13, задание № 20.
Слайд 13 Практическая работа. Класс разбит на группы.
Возьмите на партах небольшой комок глины, школьный мел, поваренную соль крупного помола, песок, камень.
Рассмотрите каждое из этих веществ и опишите внешние признаки, свойства, ответив на следующие вопросы.
- Какой цвет он имеет?
- Есть ли у него запах?
- Есть ли у него блеск?
- Растворяется ли он в воде?
- Можно ли изменить его форму?
- Известно ли тебе, как человек использует его?
(План лежит на каждой парте. Группа рассматривает один образец, обсуждает, а затем 1 ученик делает выводы.)
Все ли мы узнали о каждом образце?
А теперь рассмотрим каждое из этих веществ с помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. (Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)
а) Возьмите первый образец, например соль крупного помола. Найдите в предложенном вам образце самые крупные частички соли. Медленно приблизьте к нему микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в строении этого вещества?
Без использования микроскопа можно установить следующие свойства соли: Слайд 14
Цвет | Бесцветный, прозрачный или белый; примеси придают каменной соли серый оттенок |
Прозрачность | Прозрачен |
Растворимость | Хорошо растворяется в воде |
Другие свойства | Соленый вкус |
С помощью микроскопа можно увидеть, что крупинки соли имеют форму кристаллов – в основном они напоминают кубы.
б) Рассмотрите с помощью микроскопа другие образцы твердых веществ.
4. Опишите, что вы увидели с помощью микроскопа.
5. Какие признаки отличия в строении твердых веществ вы можете назвать после изучения образцов с помощью микроскопа?
Гипотеза. А теперь попробуйте предположить, какими свойствами из вышеперечисленных может обладать почва и из чего она состоит? А как это можно доказать? (Провести опыты)
Слайд 15 Опыт №1.(Проводят дети)
- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух.)
Опыт №2. (Проводят дети)
Возьмем бумажную салфетку и насыпаем на нее немного почвы, сожмем салфетку. Что вы видите? (На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно.)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода.)
Опыт №3. (Проводит учитель)
- Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластину и нагреем в спиртовке. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.)
- Поместим на пластину стебельки растений и нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной дает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя.
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть перегной.)
А теперь рассмотрим почву с помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. Медленно приблизим к почве микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в составе почвы? Можно увидеть различных кровососущих членистоногих: комаров, клещей, мух и др. (Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)
Слайд 16 Опыт №4. (Проводит учитель)
- Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешаем и дадим отстояться. – Что увидим? (Песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина.)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть песок и глина.)
Опыт №5. (Проводят дети)
- Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Что увидим на фильтре? (Остатки растений, перегной, песок, глину.) Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой.
- Что увидим? (Белый налет на стекле.)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли.)
В почве есть микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней бы ничего не росло. Микробы – санитары, быстро избавляют нас от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения.
Опыт №6. (Проводит учитель)
Эксперимент “Температура почвы”. Используется компьютер с установленной программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С). Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: как в замерзшей почве живут мелкие животные, насекомые?
- Итак, мы узнали, что в почве есть воздух. А для чего он нужен? (Воздухом дышат корни растений, мелкие животные)
- А теперь мы измерим температуру почвы. Кто может сказать какая она? (Дети делают прогноз температуры и рисуют на доске свой прогноз.)
- А как ее можно измерить более точно? Опускаем щуп в емкость с почвой комнатной температуры и в таблице на экране монитора фиксируем значение. (Дети сравнивают данные с датчиков и свой прогноз.)
Затем опускаем щуп в другую емкость, в которой находится замерзшая почва (дети об этом не знают), и опять фиксируем данные.
- Что вас удивило? Почему так произошло? (На графике отображаются разными цветами три разных показателя температуры почвы). А как тогда в такой замерзшей почве живут мелкие животные?
(Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)
V.Физминутка. Слайд 17
VI. Самостоятельная работа. Задание № 21, с. 14. Слайд 18
- Учащиеся составляют схему “Состав почвы”. Проверка по слайду.
С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается только на 1 см.
Слайд 19
- А сейчас я предлагаю посмотреть на данный слайд. Как вы можете объяснить этот рисунок? (В тёмной почве растут крепкие растения, в серой земле – слабые.)
- А почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, то почва обладает главным свойством земли – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в энциклопедии.
- Назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.
- Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет? (Да, т. к. у нас болотистая местность.) А знаете ли вы, что воронежский чернозем хранится в парижской Палате Мер и Весов как эталон почвы для земледелия.
Слайд 20 А можно ли сохранить плодородие почвы?
Проблемный вопрос.
- В одной из книг я прочитала такую фразу: “Живое-мертвое тело”. Как вы думаете, что это такое? Слайд 21
VII. Проверка знаний. Тест
Вы слушаете вопросы, на листочках записываете ответ и ставите предполагаемую отметку. Затем меняемся листочками с соседом и проводим взаимопроверку и оценивание теста.
Верны ли утверждения:
- Растения стали первыми обитателями суши?
- Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.)
- Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее?
- Под воздействием ветра, воды, температур горы становятся крепче?
- Почва состоит из воды, мусора, воздуха, палочек, оберток от конфет?
- Почва бывает только на суше?
- Как называется верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью.
- Какое основное свойство почвы. (Плодородие)
- Как называется самая богатая перегноем почва. (Чернозём)
VIII. Итог урока. Слайд 22
- Где в природе мы встречаем почву? - Надо ли ее беречь? - Как?
- Можно ли почву назвать живым организмом? Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
IХ. Рефлексия. А теперь возьмите в руки цветные карточки и покажите, если вам легко было выполнять задания, поднимите зеленую карточку, если были затруднения, то желтую, а если очень трудно, то красную
Х. Д/З. Слайд 23 А сейчас я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание на следующий урок.
1. Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы.
2. Составить кроссворд по теме “Почва”.
3. Подготовить сообщение о почвах нашего края.
4. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.
5. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.
Литература.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику “Окружающий мир”. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”. 2012.
- Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие. Система Л.В.Занкова/ Сост. С.Г.Яковлева. – 4-е изд., перераб, и доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу “Окружающий мир”, 3-4 класс. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”.2011
- Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – Москва, Омега, 2002.
- Корчагина О.Ю. Природоведение. Справочник для начальной школы. – Москва, 2000.
Интернерт-ресурсы.