Урок на тему «Защита Отечества». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Учебник: основы православной культуры. 4 класс.

Цели:

1. Сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

2. Усвоить, какие действия допустимы для православного воина, а какие нет.

3. Вызвать чувство гордости за свой народ, воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, сообщения обучающихся, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.

Ключевые понятия: защита Родины, справедливая война, защитник Отечества.

Ход урока

1. Организация деятельности обучающихся.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами на очень важную и интересную тему.Но сначала я вам прочитаю письмо , которое пришло после акции “Помощь солдату”.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам матрос Абросимов Александр. Служу я Военно-Морскому Флоту Российской Федерации нашей с вами необъятной Родины! Вот и я сейчас служу и учусь по военной специальности штурмана, это очень нужные люди на кораблях, они говорят куда идти кораблю, в каком направлении, определяют по компасу место нахождения корабля. Вы не ослышались, именно идти, потому что на море, на кораблях так принято говорить, мы не плаваем, а идем!

Еще Вы должны знать ребята, сейчас такое время, не все мальчики хотят служить в армии, не хотят уезжать из дома, потому что в армии приходится не легко, но настоящий мужчина должен пройти все, что ему выпадает на этом пути жизни, когда придется уйти в армию. Но многие ребята хотят идти в армию, потому что помнят подвиги своих дедов и отцов и гордятся ими, а им хорошо известно, что такое Родина. Родина для меня – это мой дед, воевавший за нас с Вами с немцами в Великой Отечественной войне, 65 лет назад! Вы тоже должны помнить и гордиться своей историей, историей Ваших предков. Я горжусь и поэтому написал стихотворение в честь своего деда!

Я был рожден во время перемен.
Когда менялись люди и устои.
Но слишком малый был для тех проблем,
Пластмассовым ружьем играл, как воин.
И знал, что у меня есть дед!
Он старый ничего не помнит!
Но песни тех военных лет
Как “Отче Наш” он тихо молит.
Прошли года, и внук подрос
Все помнит и гордится дедом.
Поставив свечи для него в церквах
За упокой с молебном!
Хочу сказать я всем, кто знал
Своих защитников свободы.
Не забывайте стариков,
Отдавших жизнь за ваши годы.

Главное помните ребята, нужно уважать старших, быть вежливыми и добрыми. И главное вовремя понять, что ценным является в жизни и не мобильные телефоны и компьютерные игры, а человеческие отношения, память и любовь. Мобильник сломается, а человек, его память и любовь останутся на веки!

Матрос Абросимов А.Ю.

Итак, о ком или о чем мы будем говорить на уроке? О защитниках Отечества и о защите Отечества.

Прочитайте на слайде тему урока. Защита Отечества.

Найдите толкование слов Отечество и защитник в словарях Ожегова и Даля по вариантам. Зачитаем значение слов: защитник - тот, кто защищает, охраняет, оберегает. Отечество - страна, где человек родился к гражданам которой он принадлежит.

Какое слово близкое к слову Отечество? Отец.

Отец- это голова семьи, значит наши мужчины - голова государства.

От кого они должны нас защищать? От врагов.

Враги могут быть видимые и невидимые. Солдаты, воины сражаются с видимыми врагами, которые нападают на страну. Невидимые разлагают души. О защитниках души-святых, мы будем говорить в ходе урока.

Нашу родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели, но одно было у них общее - сильная любовь к Отечеству. Может ли война быть справедливой? В каком случае? Прочитайте в учебнике стр. 88-89.

Каких вы знаете защитников земли русской?

1380 год - Куликовская битва . Сообщение обучающихся. В 1380 году Дмитрий Донской перед исторической битвой привел полки к преподобному Сергию под его благословление.Святой старец предсказал Дмитрию и ужасное кровопролитие, и победу. Он окропил всех его воинов святою водою. Потом призвав двух иноков и вручил им схимы с крестным знамением и сказал: “Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!”. Победа, одержанная на поле Куликовом, не освободила Русь от монгольского ига полностью, но показала силу Руси и вселила веру и надежду. Отличался выносливостью, физической силой и силой духа Белозерский полк. Сообщения обучающихся. Князья Федор Романович и Иван Федорович Белозерские возглавили полк своего княжества, ныне районного центра Вологодской области. Белозерская дружина одна из первых пришла на зов московского князя перед походом на Куликово поле. На смотре полков в Коломне Белозерские дружины вошли в состав Большого полка под командованием князя и сражались в Куликовской битве, по данным летописей, в рядах общерусского войска, в составе Передового полка. Князья Федор Романович и его сын были убиты. АвторСказания о Мамаевом побоище” упоминал, что раненый Дмитрий Донской “наехал на место, идеже лежат князи Белозерские, вси вкупе посечени”.

Почему преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского перед решающей битвой? Когда цель войны - защита отечества, когда главным мотивом ее участников является любовь к своим ближними желание оградить их от посягательств на жизнь и свободу, тогда возможна и нужна молитва о даровании Богом победы. Сергий Радонежский молился за победу. Грамота, посланная игуменом, подняла дух русским воинам в решающий миг сражения.

Работа с документом. Познакомимся с мнением историка Н.М. Карамзина и отвечают на вопрос. “Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характер заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердцах воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?” Вопрос. Почему Н.М. Карамзин ставит в один ряд с Дмитрием Донским Александра Невского и Владимира Мономаха?

Обсудите в парах. В нашем городе открыт филиал Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. При этом филиале открыта домовая церковь имени преподобного Дмитрия Донского. Зачем ее открыли?

Дмитрий Донской является духовным защитником. Придти ко Христу - значит придти в Церковь. И здесь мы обнаруживаем, что мы не одни. У нас есть отцы и старшие братья, которые помнят, заботятся о нас и окружают нас своей невидимой защитой. Писание говорит “об облаке свидетелей”, которые научают нас терпению и вере, поэтому вместе со всей Церковью мы взываем: “Все святые, молите Бога о нас!”.

Имена каких православных святых вам известны? Георгий Победоносец, Александр Невский, Федор Ушаков… Обратимся к станицам учебника стр. 91. Прочитайте об этих святых. Много было жертв в годы Великой Отечественной войны. Жертвенная любовь к Родине принята нашим народом от самого Иисуса Христа.

Для каждого человека назначен свой путь к обретению святости, и пути могут быть очень разными. Для кого-то через мирские дела и свершения, кому-то необходим монашеский затвор. Один становится святым за свое смирение, другой за – борьбу против зла и желание защитить других. в плену. Чеченский плен – это самое страшное, самое изуверское, что вообще может быть на свете. Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест и согласился принять мусульманство. Евгений отказался снять крест, озверевшие чеченцы после мучительных - они длились три месяца – пыток, отпилили ему голову. Чеченец Хойхоров выбрал для этого день, когда Евгению исполнилось 19 лет.

Воин – христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

Сообщение о подвиге Евгения Родионова в чеченском плену.

Евгений находился три с половиной месяца.

Что хотел доказать Евгений своим поступком?

Ответы обучающихся. Он не отрекся от православной веры, а утвердил ее Мученической кончиной. Он доказал, что еще живо православие, способна Россия, как и в прежние времена, рождать мучеников за Христа, а значит она непобедима.

Какие произведения о русских солдатах и полководцах вы читали?

С. Алексеев “Рассказы Суворове”, С Алексеев “Рассказы о Кутузове”, К Симонов “Ледовое побоище”, М.Лермонтов “Бородино”.

Какие качества присущи русскому солдату? Обсудите в группах.

Смелый, находчивый, мужественный, добрый, милосердный…

Какие поступки недопустимы даже на войне? Стр.90.

Святая Православная Русская Церковь молитвенно поминает наших героев, наших воинов, отдавших свою жизнь за нашу Родину – Россию и за каждого из нас. Она молится и теперь за наше воинство, за крепость и мужество тех, кто и ныне несет свою воинскую службу по защите рубежей нашего Отечества, за безопасность и счастье для нас.

В братской любви
И святом единенье
Наших успехов залог.
И не страшны нам
Врагов ухищренья.
В правде поможет Бог.

“Братский гимн”, протоиерей Николай Гурьянов.

Мера жизненного подвига и служение своей Отчизне все та же. Как и прежде святы для русского человека слова: “Нет более той любви, как если кто положет душу свою за други своя”. Как и в старые славные времена , наши Пересветы и Осляби идут туда, где нужны русская доблесть и православная молитва.

Домашнее задание по выбору:

1. Каких святых-покровителей своей местности вы знаете? Кто из светских людей прославил наш город, нашу область?

2. Сочинение на тему: “Я - будущий защитник Отечества”.