Прочитай сказку.
Новая шубейка
Жил заяц, не тужил. Весной родился, лето проскакал, а к осени беда случилась. Начала его серая шубка клоками лезть.
Скачет по лесу невесел. Навстречу ему ёжик.
- Эй, Косой, ты чего нос повесил?
- Помирать собрался. Шерсть уж клоками вылезает.
Расхохотался Ёжик.
- Экий ты, брат, глупый. Ты же линяешь. Шубейку зимнюю надеваешь. Так в лесу многие делают.
Приободрился Заяц.
- А ты ёж?
- Мне зимой гулять надобности нету. Припасов в нору натаскаю да на боковую.
С того дня стал заяц к своей шубе присматриваться. Глядит, а у него новая шёрстка растёт. Белая, густая – всем на загляденье.
В ту пору зима случилась поздняя. Захолодало, а снега всё нет. И зайцу в белой шубке не спрятаться от волка и лисы.
Но однажды проснулся он в норке и увидел, что земля белой шубой укрыта. Белого на белом не видно. Обрадовался и давай скакать по лесу.
Присел отдохнуть да про Ёжика вспомнил:
- Жалко такую красоту проспит!
Хотел было разбудить его, да одумался. “Мне-то хорошо, у меня шубейка хоть куда, а каково будет ему без новой шубки?”
Каждому своё!
(По сказке Т.Ш.Крюковой “Новая шубейка” 167 слов)
После прочтения сказки “Новая шубейка” ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать сказку.
1. О чём рассказывается в этой сказке? Отметь ответ.
- О том, как Заяц разбудил Медведя и Ёжика.
- О том, как Заяц меняет шубку.
- О том, как Ёжик меняет шубку.
- О том, как Лиса набросилась на зайца.
2. На что был похож выпавший снег? Отметь ответ.
- На новую шубу.
- На белый ковёр.
- На белую шубу.
- На белое покрывало.
3. Почему заяц стал невесел? Отметь ответ.
- Заяц захворал.
- Встретился с Волком.
- Заяц поранился.
- Начала его серая шубка клоками лезть.
4. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.
______________, густая – всем на загляденье.
5. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже поставлена, поставь цифры 2, 3, 4.
- Встреча с Ёжиком.
- 1 Начала шубка клоками лезть.
- Каждому своё.
- Новая шубка.
6. Найди в тексте предложение. Допиши его.
Хотел было разбудить его, _________________________.
7. Какое предложение лучше других помогает понять главную мысль текста? Отметь ответ.
- Жил, заяц не тужил.
- В ту пору зима случилась поздняя.
- Каждому своё.
- Приободрился заяц.
8. Почему зайцу в белой шубке сначала нельзя было спрятаться от волка и лисы? Найди и напиши два примера из текста.
___________________________________
9. Как ты думаешь, почему заяц на зиму не собирает припасов? Приведи две причины.
___________________________________
10. Почему Ёжик не может увидеть красоту зимы? Приведи две причины?
___________________________________
Рекомендации по оценке итоговой работы по литературному чтению
№ задания | Система оценивания |
Ответ: 1 балл: выбран 2 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 1 балл: выбран 3 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 1 балл: выбран 4 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 1 балл: запись соответствует вопросу написано: Белая 0 баллов: запись не соответствует вопросу |
|
Ответ: 2 балла: 2, 1, 4, 3 1 балл: 2, 1, 3, 4 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 1 балл: запись соответствует вопросу, написано: да одумался 0 баллов: запись не соответствует вопросу |
|
Ответ: 1 балл: выбран 3 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками зайца. В ту пору зима случилась поздняя. Захолодало, а снега всё нет. 1 балл: дан один ответ, например, В ту пору зима случилась поздняя. или Захолодало, а снега всё нет. 0 баллов: ответ, который свидетельствует о непонимании смысла сказки |
|
Ответ: 2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками зайца. Заяц меняет шубку. или Заяц может зимой спрятаться от врагов. Или Белый заяц не заметен на снегу. Заяц может найти пищу зимой. 1 балл: дан один ответ. 0 баллов: ответ, который свидетельствует о непонимании смысла сказки |
|
Ответ: 2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками Ёжика. Ёжик не меняет зимой шубку. Ёжик спит зимой. Ёж зимой не сможет спрятаться от врагов. 1 балл: приведено одно объяснение. 0 баллов: приведенные объяснения совсем не логичны и не соответствуют содержанию сказки. |
Оценка образовательных достижений учащихся по чтению
Характеристика итоговой работы
Работа составлена для проведения мониторинга осознанности чтения учащихся начальной школы. Цель работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся 1-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
1.1 Содержание и структура работы определены на основе следующих документов:
[1], [2], [3], [4].
Содержание работы ориентировано на нормативные требования к уровню осознанности чтения к концу 1-го класса, который должен достигаться учащимися при обучении по любому учебно-методическому комплекту, включенному в Федеральный перечень учебников для начальной школы.
Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:
1. Проверка умения извлечь фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.
2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте.
3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста.
Работа содержит текст сказки и 10 заданий к тексту. Все задания можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.
1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.
2 группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.
3 группа заданий направлена на проверку понимания последовательности смысловых частей текста.
4 группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведенного смыслового анализа чувства главных героев.
При выборе заданий в силу специфики первого класса предпочтение было отдано заданиям первой группы, так как именно нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде, находится в центре внимания в первом классе. (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами
Группа заданий | № заданий | Общее количество заданий |
1 группа заданий | 1,2,3,4,6 | 5 |
2 группа заданий | 7,9 | 2 |
3 группа заданий | 5 | 1 |
4 группа заданий | 8,10 | 2 |
1.2 Структура работы
В работе 2 части: первая часть включает 8 заданий, которые являются обязательными для выполнения; вторая часть включает 2 задания, которые являются дополнительными.
В работе использованы три типа заданий:
с выбором ответа (№№ 1, 2, 3, 7),
с кратким ответом, в том числе и задание на установление последовательности (№ 4, 5, 6),
с развернутым ответом (№ 8, 9, 10).
В приведенной ниже таблице 2 в сжатом виде представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в работе.
Таблица 2
Структура итоговой работы по чтению для 1-го класса
Группа 1 Обязательные задания |
Группа 2 Дополнительные задания |
|
Число заданий (10) | 8 | 2 |
Уровень сложности | Базовый | Повышенный |
Тип заданий и форма ответа | №№ 1, 2, 3, 7 – с выбором ответа
(из предложенных вариантов). № 4, 5, 6 – с кратким ответом. № 8 – с развернутым ответом. |
№ 9, 10 – с развернутым ответом. |
В приведенной ниже таблице 3 представлена информация о структуре, общем количестве, и типах заданий в работе.
Таблица 3
Группа заданий | Проверяемое умение | № Заданий | Тип заданий | Общее количество заданий | ||
ВО | КО | РО | ||||
1 группа | Умение определять тему текста | 1 | 1 | 5 | ||
Умение находить средства выразительности: сравнение | 2 | 2 | ||||
Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) | 3, 4, 6 | 3 | 4, 6 | |||
2 группа | Умение определять главную мысль | 7 | 7 | 2 | ||
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую | 9 | 9 | ||||
3 группа | Умение делить текст на части, составлять простой план | 5 | 5 | 1 | ||
4 группа | Находить в тексте информацию о героях произведений. | 8 | 8 | 2 | ||
Формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | 10 | 10 |
1.3 Система оценки выполнения работы
За правильное выполнение заданий №№ 1–4, 6–7 выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение заданий №№ 5, 8–10 выставляется 2 балла, за частичное выполнение этих заданий выставляется 1 балл. Таким образом, за выполнение обязательной части работы максимально возможное количество баллов, которое может получить учащийся, равно 10. Если учащийся за выполнение заданий обязательной части набрал не менее 7 баллов, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по чтению. При получении 8-10 баллов можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочный уровень осознанности чтения.
За выполнение дополнительной части работы можно набрать 4 балла. Таким образом, за выполнение всех заданий работы можно получить максимально 14 баллов. При получении от 11 до 14 баллов можно говорить о высоком уровне осознанности чтения.
1.4 Система оценки выполнения работы
За правильное выполнение заданий №№ 1–4, 5–7 выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение заданий №№ 8–10 выставляется 2 балла, за частичное выполнение этих заданий выставляется 1 балл. Таким образом, за выполнение обязательной части работы максимально возможное количество баллов, которое может получить учащийся, равно 10. Если учащийся за выполнение заданий обязательной части набрал не менее 7 баллов, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по чтению. При получении 8-10 баллов можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочный уровень осознанности чтения.
За выполнение дополнительной части работы можно набрать 4 балла. Таким образом, за выполнение всех заданий работы можно получить максимально 13 баллов. При получении от 11 до 13 баллов можно говорить о высоком уровне осознанности чтения.
1.5 Условия проведения работы
Работа проводится в 1-ом классе в конце учебного года.
Первоклассникам предлагается самостоятельно прочитать предложенный им текст и ответить на десять заданий к этому тексту. Задания работы составлены в различной форме. Часть заданий с выбором ответа из четырех предложенных, два задания предполагают запись краткого ответа (учащиеся записывают 2-3 слова), в одном задании учащиеся должны установить последовательность событий, три задания предполагают развернутый ответ (учащиеся записывают 1-2 предложения).
На выполнение работы отводится 1 урок – 45 минут.
Ниже приведен план работы, в котором представлены проверяемые базовые умения и примерное время выполнения каждого задания (см. Таблицу 4).
Таблица 4
План работы
№ задания | Контролируемые умения | Уровень сложности задания | Тип задания | Примерное время выполнения |
Основная часть работы – обязательные задания | ||||
Чтение текста про себя | 10 мин. | |||
№1 | Общее понимание содержания текста | базовый | с выборомответа | 1 мин. |
№2 | Умение находить информацию, заданную в явном виде | базовый | с выбором ответа | 1 мин. |
№3 | Умение находить информацию, заданную в явном виде | базовый | с выбором ответа | 1 мин. |
№4 | Умение находить информацию, заданную в явном виде | базовый | с кратким ответом | 3 мин. |
№5 | Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке | базовый | с кратким ответом | 4 мин. |
№6 | Умение находить информацию, заданную в явном виде | базовый | с кратким ответом | 3 мин |
№7 | Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод | базовый | с выбором ответа | 1 мин. |
№8 | Умение интерпретировать содержание прочитанного | базовый | с развернутым ответом | 3 мин. |
Дополнительная часть работы | ||||
№9 | Умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод | повышенный | с развернутым ответом |
4 мин. |
№10 | Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста | повышенный | с развернутым ответом |
4 мин. |
Список литературы
[1] Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
[2] Планируемые результаты начального общего образования по предмету “Литературное чтение” (Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 37–46)
[3] Примерная программа начального общего образования по предмету “Литературное чтение” (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с.125–129)
[4] Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с.36-44)
[5] Т.Ш.Крюкова сказка “Новая шубейка”; Сказки Дремучего леса Издательство: Аквилегия-М, 2011 г.