Обобщающий урок по темам «Объемы тел», «Классификация и устройство автомобилей»

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщить и повторить знания по темам урока;
  • учить приёмам поиска, способам исследования, приёмам самоконтроля, самооценки;
  • сформировать убеждение в значимости изучаемого материала;
  • учить самостоятельно анализировать проблему, определять пути её решения;
  • создать условия для саморазвития, самореализации личности учащихся.

Тип урока: интегрированный, деловая игра.

Класс разбит на три группы, каждая из которых представляет определённую автотранспортную компанию. На столах таблички с названиями компаний. Возглавляет компанию и оценивает работу каждого в группе главный специалист (по пятибалльной системе). В ходе урока каждая компания зарабатывает деньги, на которые может покупать консультации. Побеждает та компания, которая заработает больше денег. Помогает учителю экспертное бюро: два-три сильных учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя, сообщение учащимся темы и целей урока.

Преподаватель: На территории городского парка им. Гагарина требуется восстановить бассейн. Объявлен конкурс на право осуществления перевозок строительных материалов среди автотранспортных компаний. Предлагаем вам сегодня на уроке быть представителями трёх автотранспортных компаний. На участие в конкурсе подали заявки ОАО “Сахалинавтотранс”, ОАО “Сахалинская транспортная компания”, ОАО “Сахалинские грузовые перевозки”. Конкурс состоит из двух туров: теоретического и практического. Каждый тур будет премироваться и по итогам двух туров в вашем банке будет находиться определённая сумма, которую вы справедливо разделите между членами компании.

2. Актуализация опорных знаний (теоретический тур).

В теоретическом туре каждая компания должна показать свои знания по определённому кругу вопросов.

Компания ОАО “Сахалинавтотранс” провела исследовательскую работу по вопросам классификации автомобилей. Представителям этой компании предлагается раскрыть вопросы: каково назначение автомобиля, какие автомобили относятся к грузовым, марки современных грузовых автомобилей, назначение грузовых автомобилей.

Учащиеся этой группы выступают со своими сообщениями, подготовленными дома, по данным вопросам, можно с использованием презентации.

Компания ОАО “Сахалинские грузовые перевозки” провела исследовательскую работу по вопросам, связанным с перевозками определённых видов груза. Представителям этой компании предлагается раскрыть вопросы: какие автомобили называются специальными, какие виды строительных грузов перевозят специализированные автомобили.

Заслушиваются сообщения учащихся второй группы.

Каждая транспортная компания заинтересована в том, чтобы при минимальных затратах максимально использовать свой грузовой транспорт. Над этой проблемой работала компания ОАО “Сахалинская транспортная компания”. Исследовательская работа проводилась по следующим вопросам: вместимость кузовов грузовых автомобилей, расчёт объёма и массы перевозимого груза с помощью математического моделирования, грузоподъёмность автомобиля.

Аналогично, заслушиваются сообщения учащихся третьей группы.

Подводятся итоги теоретического тура. Каждая компания премируется определённой суммой рублей.

3. Формирование умений, навыков (практический тур).

Переходим к практическому туру. Его цель - проверить умение применять знания, полученные на уроках геометрии по теме “Объёмы тел”, при решении профессиональных задач.

Для строительства бассейна поступил заказ на перевозку песка, брёвен, цемента и керамической плитки. Каждая компания имеет четыре грузовых автомобиля: ЗИЛ – 4333, ГАЗ – 3307, КАМАЗ – 53215, ЗИЛ – 5301. Требуется перевезти рациональным способом заказанный груз. Приложение 1.

На экране при помощи мультимедийного проектора проецируется четыре способа складирования груза:

1) на участке, имеющим квадратную форму со стороной 4 м, в виде прямой треугольной призмы уложены брёвна, высота укладки 1,3 м;

2) куча песка имеет конусообразную форму, диаметр основания равен 3 м, высота кучи – 2 м;

3) цемент в порошке упакован в мешки и уложен на поддон размерами 3,2 x 1,9 м, высота укладки 0,5 м;

4) керамическая плитка уложена в контейнер кубической формы с ребром 1,4 м.

Работа в группах. Каждой компании предлагается карта поиска решения и основные технические характеристики автомобилей. Приложение 2. В случае необходимости каждая компания может получить платную консультацию. Приложение 3.

На решение задач отводится 20 минут. В помощь каждой группе могут быть предложены математические модели задач. По истечении времени каждая компания защищает свой проект. Один представитель (можно два) от каждой группы подходит к плакату, на котором изображены четыре марки грузовых автомобилей и прикрепляют груз к той марке автомобиля, на котором они будут перевозить груз, устно аргументируя свой выбор.

Заслушав защиту проектов трёх компаний, подводятся итоги.

3. Заключительная часть урока. Итог урока.

Преподаватель: Что нужно знать, чтобы осуществить рационально грузовые перевозки?

Ответы учащихся:

- ориентироваться в марках грузовых автомобилей;

- знать технические характеристики грузовых автомобилей;

- уметь вычислять вместимость кузова, зная формулу объёма прямоугольного параллелепипеда;

- знать, что масса груза не должна превышать грузоподъёмности автомобиля;

- полезно иметь определённый запас математических навыков;

- знать формулы для вычисления объёмов;

- уметь делать математическую модель задачи;

- уметь сравнивать величины.

Преподаватель: Автомобильный транспорт занимает ведущее место среди других видов транспорта. Современные автомобили оснащены сложными механизмами, поэтому вы должны приложить все усилия, чтобы стать высококвалифицированными специалистами, мастерами своего дела. Это невозможно без математических знаний, без знаний физики, химии, литературы, истории. Малообразованный человек в условиях нынешнего рынка труда не востребован.

Выставляются оценки за урок, задаётся домашнее задание.

Ответ: КАМАЗ – брёвна; ЗИЛ – 4333 – песок; ГАЗ – 3307 – цемент; ЗИЛ – 5301 – керамическая плитка.