Цели урока: выявление характерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных.
Планируемые результаты обучения: предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процессов жизнедеятельности простейших; учатся определять значение выделения, дыхания, питания, раздражимости в жизни живых организмов.
Метапредметные: учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, осознание необходимости бережного отношения к животным.
Оборудование: таблица “Тип Простейшие”, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Оказывается, не все простейшие способны
активно двигаться, есть и те, которые ведут
прикрепленный образ жизни. Кто они? Как тогда
добывают они себе пищу, как защищаются? Это мы и
узнаем на уроке.
Составьте развернутый, логически связанный
ответ с использованием терминов прошлого урока:
одноклеточные, простейшие, вода, жгутик,
реснички, ложноножки, раздражитель,
раздражимость.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Объясните термины: ложноножка, жгутик, реснички, раздражимость. |
В каких средах жизни можно встретить простейших? |
III. Изучение новой темы.
Простейшими называют организмы, тело которых состоит из одной единственной клетки с формированным ядром. Каждый одноклеточный организм - самостоятельный, и в его клетке-теле происходят такие процессы, которые у многоклеточных осуществляются лишь на уровне тканей и органов. Функции любой клетки, органа, организма зависят от особенностей их строения. Поэтому первая задача: по рисункам, тексту учебника рассмотреть особенности строения одноклеточных организмов. Записываем тему урока и оформляем таблицу в тетради.
Заполните таблицу, поставив знаки “плюс”(наличие) или “минус (отсутствие) в каждой из трех колонок. Сделайте выводы по результатам вашей работы.
Структура | Амеба | Эвглена зеленая | Инфузория-туфелька |
Оболочка | + | + | + |
Цитоплазма | + | + | + |
Ядро | + | + | + |
Ложноножки | + | - | - |
Жгутик | _ | + | - |
Реснички | _ | - | + |
Пищеварительная вакуоль | + | - | + |
Сократительная вакуоль | + | + | + |
Рот | - | - | + |
Порошица | - | - | + |
Хлоропласты | - | + | - |
Светочувств.глазок | - | + | - |
Важно отметить следующее:
- Амеба, эвглена, инфузория – одноклеточные организмы. Клетки имеют общий план строения.
- Для процессов питания и выделения продуктов жизнедеятельности используются временные органеллы – пищеварительные и сократительные вакуоли, а инфузорией еще и порошица.
- Органоиды движения – ложноножки, жгутики, реснички способствуют перемещению животных в их среде обитания.
- Различия в составах клеток тесно связаны с особенностями их процессов жизнедеятельности.
Составьте рассказы о жизненных процессах амебы, эвглены, инфузории с использованием таблиц и текста учебника (работа проводиться в группах).
Подводим итоги работы.
Все органоиды клетки простейшего и процессы, в
которых они участвуют, друг с другом очень сильно
взаимосвязаны. Эти процессы обеспечивают
жизнедеятельность клетки, ее рост, деление,
постоянные контакты с окружающей средой. Всю
совокупность процессов, протекающих в клетке,
называют обменом веществ. Если простейшее
питается продуктами распада органических
веществ, то такой тип питания называется
сапрофитным. Амеба в разных случаях может
питаться по разному: сапрофитно, либо с помощью
фагоцитоза.
Фагоцитоз – активное захватывание и поглощение
микроскопических инородных живых объектов
(бактерии, фрагменты клеток) и твердых частиц
одноклеточных животных (phagos - пожиратель, kutos -
клетка).
В цитоплазме эвглены зеленой имеется хлорофилл, расположенный в хлоропластах. В них на свету, как у всех растений, образуются органические вещества. Такой тип питания называют автотрофный. А в темноте эвглены обесцвечиваются, так как хлорофилл у них вырабатывается только на свету, и переходят к сапрофитному питанию
Схема обмена веществ эвглены зеленой.
Итак, мы обратили внимание на жизненные процессы простейших, такие как питание, дыхание, реакция на воздействия окружающей среды, выделение, но ничего не сказали о размножении.
Самый распространенный способ размножения у простейших- бесполый, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние. Бесполым размножением является множественное деление – шизогония у споровиков.
Половое размножение инфузорий носит название конъюгации. В процессе конъюгации обогащается наследственный материал инфузорий за счет ядер от других особей.
IV. Закрепление пройденного материала.
1в – амеба, 2в – эвглена, 3в – инфузория.
Определите, для какого животного характерен тот или иной признак.
- форма тела непостоянная,
- обязательно присутствуют хлоропласты,
- передвигается с помощью ложноножек,
- форма тела постоянная,
- питается бактериями, водорослями и другими простейшими,
- питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза,
- есть цитоплазма, ядро,сократительная вакуоль,
- дышит растворенным в воде кислородом,
- избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль,
- есть чувствительный к свету глазок,
- образует цисту.
Домашнее задание: §9, вопросы, термины, схемы.
Индивидуальное задание: подготовить сообщения о многообразии простейших; подготовить сообщение о значении простейших.
Составить кроссворд используя изученные термины по теме: “Простейшие”.