Актуальность проблемы.
Проблема эмоционального выгорания педагогов на сегодняшний день стоит особенно остро. Разные стили воспитания детей современными родителями, введение инклюзивного, поликультурного образования требуют от воспитателя еще большего индивидуального подхода к каждому ребенку, чем это было прежде.
Особенно остро вопрос о профилактике и коррекции эмоционального выгорания встает в середине года, когда проделано много работы и накопилась усталость.
Цель семинара: Познакомить педагогов с понятием “Эмоциональное выгорание”, предоставить им информацию о методах профилактики.
Задачи
- Профилактика эмоционального выгорания педагогов
- Снятие психологического напряжения
- Повышение стрессоустойчивости
- Обретение ресурса для самовосстановления после стрессовых ситуаций
Необходимое оборудование
- анкета для предварительного сбора данных (Приложение 1)
- ноутбук
- мультимедийный проектор
- цветочные горшки
- клубни различных цветов
- грунт для высаживания цветов
- одноразовые перчатки для каждого участника
Форма проведения: Педагогическая гостиная с элементами мастер-класса и мультимедийной поддержкой.
Продолжительность проведения: 50 минут
Этапы работы
- Этап сбора данных. Анкетирование педагогов.
- Этап обработки полученных данных.
- Подготовительный этап. Подготовка необходимых материалов (презентации, цветочных горшков, грунта, клубней)
- Проведение встречи с педагогами.
- Подведение итогов встречи.
- Мониторинг психологического состояния педагогов после встречи.
Добрый день, дорогие коллеги!
Спасибо вам большое за то, что нашли время, чтобы посетить нашу педагогическую гостиную.
Каждый день в своей работе вы несете ответственность за самое важное в жизни человека – его ребенка. Ежедневно вы слышите “воспитатель должен” - от родителей, администрации. Настало время подумать и о себе, своих мыслях, а главное – своих чувствах.
Закройте, пожалуйста, сейчас глаза. Мысленно “перешагните” из внешнего мира внутрь себя, своих чувств. Подумайте, какое чувство сейчас вами владеет? Чего бы вам сейчас больше всего хотелось? Если в какой-либо части тела вы чувствуете напряжение – постарайтесь его расслабить. Откройте глаза.
(Демонстрируется титульный слайд № 1) Думаю, для некоторых из вас информация нашей встречи будет не нова, многие применяют в своей работе профилактические методы борьбы с эмоциональным выгоранием. Кто-то, возможно, услышит впервые, и его деятельность и, что еще важнее, самочувствие значительно улучшатся.
(Демонстрируется слайд № 2)
Итак, эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
(Демонстрируется слайд №3)
В идеале мы приходим на работу в хорошем самочувствии и уходим с нее так же легко.
(Демонстрируется слайд №4)
Чаще всего встречается такая картина – мы приходим на работу с хорошим настроением и мыслями, а уходим вечером уставшими. Это еще норма. Это означает, что мы умеем восстанавливать себя и более-менее справляться со стрессовыми ситуациями.
(Демонстрируется слайд №5)
А вот если у нас и утром на работу ноги не идут, и вечером нам уже ничего не хочется, а голова забита исключительно негативными моментами, принесенными с работы – это уже признак эмоционального выгорания.
Как мы можем узнать, страдаем ли мы от эмоционального выгорания или нет? Давайте рассмотрим его признаки.
(Демонстрируется слайд № 6)
Во-первых возникает эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
Во-вторых, это личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительного, ни отрицательного.
И, наконец, в-третьих, ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки.
Почему же возникает синдром эмоционального выгорания? Как вы думаете?
(Дискуссия с педагогами, затем демонстрация слайда № 7)
Таким образом, получается, что причинами возникновения эмоционального выгорания являются следующие факторы:
- Высокая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
- Многоплановость рабочего дня;
- Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
- Индивидуальная чувствительность к имеющимся трудностям;
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе
(Демонстрируется слайд № 8)
Самой главной причиной возникновения синдрома эмоционального выгорания является, на мой взгляд, удовлетворение (или неудовлетворение) наших базовых потребностей. Абрахам Маслоу распределил все человеческие потребности, возникающие в норме у человека, в виде пирамиды. Каждый пласт пирамиды опирается на предыдущий. То есть, не может возникнуть потребности в безопасности до тех пор, пока не удовлетворена потребность в пище. В середине этой пирамиды – потребность в уважении, одобрении, признании. Это та потребность, которая побуждает нас работать хорошо. Нас интересует не только получение зарплаты, чтобы обеспечить себе удовлетворение потребности в пище, безопасности, но мы еще хотим быть полезными и делать что-то для мира, в котором мы живем.
В профессии человек-человек на этом этапе возникает некоторая трудность. Оказывается, что все люди разные и угодить всем очень трудно. У разных родителей представления о хорошо работающем педагоге очень различаются. Для кого-то это человек, способный наполнить день ребенка различными незабываемыми делами, словами, занятиями, а для другого – это наоборот будет проблемой. Нужен просто присмотр и уход за ребенком, а его, видите ли, воспитывают. Он же так устает! Этот конфликт желаний родителей не может не сказываться на вашем ощущении своей компетентности и на вашей самооценке. И вот, вы приходите домой и все мысли наполнены рабочим днем.
А теперь попробуем разобраться, как же нам не допустить возникновение синдрома эмоционального выгорания, или, если стали наблюдаться признаки – справиться с ним.
(Демонстрируется слайд № 9)
- Различные движения потягивания и расслабления мышц, посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
- Смех, улыбка, юмор, размышления о хорошем, приятном;
- Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий;
- Мысленное обращение к высшим силам, если верите (Богу, Вселенной, великой идее);
- “Купание” (реальное или мысленное) в солнечных лучах, вдыхание свежего воздуха;
- Чтение книг;
- Посещение семинаров коллег, обмен опытом;
- Занятие любимым делом — хобби.
(Демонстрируется слайд №10)
Давайте сейчас послушаем с вами интересную притчу о стакане. (Приложение 2)
В самом деле, зачем же держать стакан, если можно его содержимое – живительную воду – использовать во благо и себе, и, например, растениям. Цветам.
Цветы - удивительный дар природы. Окружив себя цветами, практически каждый человек чувствует душевную лёгкость, эмоциональный подъем, его настроение заметно улучшается.
Нужно знать и то, что одни растения могут принести в вашу жизнь хорошее настроение и позитив, а другие, например, кактусы - пробудить гнев и агрессию? Красивые растения способны выступить в роли терапевтов и психологов.
Использование этих удивительных свойств цветов получило название цветочная терапия. Это метод позволяет человеку избавиться от стрессов, нервных состояний и депрессий.
Цветочная терапия помогает наладить гормональный баланс в организме человека, а цвет растения содержит различные световые волны, которые воздействуют на различные участки тела и наше здоровье.
Как действуют на нас различные цвета?
(Демонстрируется слайд №11)
Красный - цвет энергии; положительно влияет на здоровье; повышает иммунитет
(Демонстрируется слайд №12)
Оранжевый - выводит из депрессии, оказывает оздоровительное действие, повышает аппетит
(Демонстрируется слайд №13)
Желтый - повышает настроение, благотворно воздействует на мозговую деятельность
(Демонстрируется слайд №14)
Зеленый - успокаивает нервную систему, благотворно воздействует на зрение, облегчает хронические заболевания
(Демонстрируется слайд №15)
Синий – цвет сна, расслабляющее действие, положительно воздействует на щитовидную железу
(Демонстрируется слайд №16)
Фиолетовый - подавляет голод, помогает бороться со стрессовыми состояниями, регулирует метаболизм
(Демонстрируется слайд № 17)
А практическую часть нашей встречи мне хотелось бы открыть строками Э.Рязанова:
Хочется рухнуть в траву непомятую,
В небо уставить глаза завидущие
И окунуться в цветочные запахи,
И без конца обожать всё живущее.
Давайте сегодня с вами посадим цветок, польем живительной водой, будем ухаживать за ним, поставим на рабочий стол. Пусть будет у нас добрый друг, к которому мы сможем обращаться и в трудные стрессовые периоды, и в радостные моменты. Ведь цветы любят, когда с ними разговаривают. Они – живые.
(Педагогам предлагается выбрать по картинке, какой цветок они хотят посадить и взять соответствующую луковицу. Далее – сажаем цветы, поливаем).
А сейчас я предлагаю обменяться мнениями по поводу нашей сегодняшней встречи. Что вам понравилось, что хотелось бы добавить, изменить?
Спасибо большое, дорогие коллеги, за такую интересную и продуктивную работу сегодня. Теперь у вас есть маленький помощник. Берегите его и себя. Поливайте его и заботьтесь о своем психическом здоровье!
Список литературы.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.
- Шеффер М. Практика оригинальной цветочной терапии Баха. Материал для практического применения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005, 208с
- Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 10 – С. 63-64
- [Электронный ресурс].URL: https://urok.1sept.ru
- http://www.images.google.ru
- [Электронный ресурс].URL: http://www.openclass.ru/wiki-pages/106170
- [Электронный ресурс].URL: http://izmail-psycholog.blogspot.ru
- [Электронный ресурс].URL: http://www.mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi52.html