Педагогическая гостиная «Городские цветы», посвященная профилактике эмоционального выгорания

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Актуальность проблемы.

Проблема эмоционального выгорания педагогов на сегодняшний день стоит особенно остро. Разные стили воспитания детей современными родителями, введение инклюзивного, поликультурного образования требуют от воспитателя еще большего индивидуального подхода к каждому ребенку, чем это было прежде.

Особенно остро вопрос о профилактике и коррекции эмоционального выгорания встает в середине года, когда проделано много работы и накопилась усталость.

Цель семинара: Познакомить педагогов с понятием “Эмоциональное выгорание”, предоставить им информацию о методах профилактики.

Задачи

  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов
  • Снятие психологического напряжения
  • Повышение стрессоустойчивости
  • Обретение ресурса для самовосстановления после стрессовых ситуаций

Необходимое оборудование

- анкета для предварительного сбора данных (Приложение 1)

- ноутбук

- мультимедийный проектор

- цветочные горшки

- клубни различных цветов

- грунт для высаживания цветов

- одноразовые перчатки для каждого участника

Форма проведения: Педагогическая гостиная с элементами мастер-класса и мультимедийной поддержкой.

Продолжительность проведения: 50 минут

Этапы работы

  1. Этап сбора данных. Анкетирование педагогов.
  2. Этап обработки полученных данных.
  3. Подготовительный этап. Подготовка необходимых материалов (презентации, цветочных горшков, грунта, клубней)
  4. Проведение встречи с педагогами.
  5. Подведение итогов встречи.
  6. Мониторинг психологического состояния педагогов после встречи.

 Добрый день, дорогие коллеги!

Спасибо вам большое за то, что нашли время, чтобы посетить нашу педагогическую гостиную.

Каждый день в своей работе вы несете ответственность за самое важное в жизни человека – его ребенка. Ежедневно вы слышите “воспитатель должен” - от родителей, администрации. Настало время подумать и о себе, своих мыслях, а главное – своих чувствах.

Закройте, пожалуйста, сейчас глаза. Мысленно “перешагните” из внешнего мира внутрь себя, своих чувств. Подумайте, какое чувство сейчас вами владеет? Чего бы вам сейчас больше всего хотелось? Если в какой-либо части тела вы чувствуете напряжение – постарайтесь его расслабить. Откройте глаза.

(Демонстрируется титульный слайд № 1) Думаю, для некоторых из вас информация нашей встречи будет не нова, многие применяют в своей работе профилактические методы борьбы с эмоциональным выгоранием. Кто-то, возможно, услышит впервые, и его деятельность и, что еще важнее, самочувствие значительно улучшатся.

(Демонстрируется слайд № 2)

Итак, эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

(Демонстрируется слайд №3)

В идеале мы приходим на работу в хорошем самочувствии и уходим с нее так же легко.

(Демонстрируется слайд №4)

Чаще всего встречается такая картина – мы приходим на работу с хорошим настроением и мыслями, а уходим вечером уставшими. Это еще норма. Это означает, что мы умеем восстанавливать себя и более-менее справляться со стрессовыми ситуациями.

(Демонстрируется слайд №5)

А вот если у нас и утром на работу ноги не идут, и вечером нам уже ничего не хочется, а голова забита исключительно негативными моментами, принесенными с работы – это уже признак эмоционального выгорания.

Как мы можем узнать, страдаем ли мы от эмоционального выгорания или нет? Давайте рассмотрим его признаки.

(Демонстрируется слайд № 6)

Во-первых возникает эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

Во-вторых, это личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительного, ни отрицательного.

И, наконец, в-третьих, ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки.

Почему же возникает синдром эмоционального выгорания? Как вы думаете?

(Дискуссия с педагогами, затем демонстрация слайда № 7)

Таким образом, получается, что причинами возникновения эмоционального выгорания являются следующие факторы:

  • Высокая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
  • Многоплановость рабочего дня;
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
  • Индивидуальная чувствительность к имеющимся трудностям;
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе

(Демонстрируется слайд № 8)

Самой главной причиной возникновения синдрома эмоционального выгорания является, на мой взгляд, удовлетворение (или неудовлетворение) наших базовых потребностей. Абрахам Маслоу распределил все человеческие потребности, возникающие в норме у человека, в виде пирамиды. Каждый пласт пирамиды опирается на предыдущий. То есть, не может возникнуть потребности в безопасности до тех пор, пока не удовлетворена потребность в пище. В середине этой пирамиды – потребность в уважении, одобрении, признании. Это та потребность, которая побуждает нас работать хорошо. Нас интересует не только получение зарплаты, чтобы обеспечить себе удовлетворение потребности в пище, безопасности, но мы еще хотим быть полезными и делать что-то для мира, в котором мы живем.

В профессии человек-человек на этом этапе возникает некоторая трудность. Оказывается, что все люди разные и угодить всем очень трудно. У разных родителей представления о хорошо работающем педагоге очень различаются. Для кого-то это человек, способный наполнить день ребенка различными незабываемыми делами, словами, занятиями, а для другого – это наоборот будет проблемой. Нужен просто присмотр и уход за ребенком, а его, видите ли, воспитывают. Он же так устает! Этот конфликт желаний родителей не может не сказываться на вашем ощущении своей компетентности и на вашей самооценке. И вот, вы приходите домой и все мысли наполнены рабочим днем.

А теперь попробуем разобраться, как же нам не допустить возникновение синдрома эмоционального выгорания, или, если стали наблюдаться признаки – справиться с ним.

(Демонстрируется слайд № 9)

  • Различные движения потягивания и расслабления мышц, посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
  • Смех, улыбка, юмор, размышления о хорошем, приятном;
  • Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий;
  • Мысленное обращение к высшим силам, если верите (Богу, Вселенной, великой идее);
  • “Купание” (реальное или мысленное) в солнечных лучах, вдыхание свежего воздуха;
  • Чтение книг;
  • Посещение семинаров коллег, обмен опытом;
  • Занятие любимым делом — хобби.

(Демонстрируется слайд №10)

Давайте сейчас послушаем с вами интересную притчу о стакане. (Приложение 2)

В самом деле, зачем же держать стакан, если можно его содержимое – живительную воду – использовать во благо и себе, и, например, растениям. Цветам.

Цветы - удивительный дар природы. Окружив себя цветами, практически каждый человек чувствует душевную лёгкость, эмоциональный подъем, его настроение заметно улучшается.

Нужно знать и то, что одни растения могут принести в вашу жизнь хорошее настроение и позитив, а другие, например, кактусы - пробудить гнев и агрессию? Красивые растения способны выступить в роли терапевтов и психологов.

Использование этих удивительных свойств цветов получило название цветочная терапия. Это метод позволяет человеку избавиться от стрессов, нервных состояний и депрессий.

Цветочная терапия помогает наладить гормональный баланс в организме человека, а цвет растения содержит различные световые волны, которые воздействуют на различные участки тела и наше здоровье.

Как действуют на нас различные цвета?

(Демонстрируется слайд №11)

Красный - цвет энергии; положительно влияет на здоровье; повышает иммунитет

(Демонстрируется слайд №12)

Оранжевый - выводит из депрессии, оказывает оздоровительное действие, повышает аппетит

(Демонстрируется слайд №13)

Желтый - повышает настроение, благотворно воздействует на мозговую деятельность

(Демонстрируется слайд №14)

Зеленый - успокаивает нервную систему, благотворно воздействует на зрение, облегчает хронические заболевания

(Демонстрируется слайд №15)

Синий – цвет сна, расслабляющее действие, положительно воздействует на щитовидную железу

(Демонстрируется слайд №16)

Фиолетовый - подавляет голод, помогает бороться со стрессовыми состояниями, регулирует метаболизм

(Демонстрируется слайд № 17)

А практическую часть нашей встречи мне хотелось бы открыть строками Э.Рязанова:

Хочется рухнуть в траву непомятую,
В небо уставить глаза завидущие
И окунуться в цветочные запахи,
И без конца обожать всё живущее.

Давайте сегодня с вами посадим цветок, польем живительной водой, будем ухаживать за ним, поставим на рабочий стол. Пусть будет у нас добрый друг, к которому мы сможем обращаться и в трудные стрессовые периоды, и в радостные моменты. Ведь цветы любят, когда с ними разговаривают. Они – живые.

(Педагогам предлагается выбрать по картинке, какой цветок они хотят посадить и взять соответствующую луковицу. Далее – сажаем цветы, поливаем).

А сейчас я предлагаю обменяться мнениями по поводу нашей сегодняшней встречи. Что вам понравилось, что хотелось бы добавить, изменить?

Спасибо большое, дорогие коллеги, за такую интересную и продуктивную работу сегодня. Теперь у вас есть маленький помощник. Берегите его и себя. Поливайте его и заботьтесь о своем психическом здоровье!

Список литературы.

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.
  2. Шеффер М. Практика оригинальной цветочной терапии Баха. Материал для практического применения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005, 208с
  3. Гроза И.В.  Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 10 – С. 63-64 
  4. [Электронный ресурс].URL:  https://urok.1sept.ru  
  5. http://www.images.google.ru
  6. [Электронный ресурс].URL: http://www.openclass.ru/wiki-pages/106170
  7. [Электронный ресурс].URL: http://izmail-psycholog.blogspot.ru
  8. [Электронный ресурс].URL: http://www.mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi52.html