Цель урока: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных с их особенностями; сформировать первоначальное представление об экологии, воспитать любовь к природе, бережное отноешние к ней, к родному краю.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
К нам на каждый урок приходят наши друзья. Кто такие? (Муравьишка вопросик и Мудрая черепаха).
Сегодня они тоже пришли к нам на урок, и Муравьишка вопросик приглашает нас на прогулку. А куда мы сегодня отправимся, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Что это такое? (Лес). Слайд. Презентация
Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес.
Как вы думаете, с чем нас там познакомит Муравьишка?
О чем мы узнаем?
(О растениях, насекомых, о звуках леса, о правилах поведения, научимся отгадывать загадки).
Итак, отправляемся в лес.
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он нужен людям?
1. Закладка.
А для чего ходят в лес? Слайд.
Чем он нас привлекает?
Почему идут отдыхать в лес?
Но в лес можно отправится и за загадками.
Вот как об этом пишет замечательный писатель, любитель природа Н. Сладков. Слайд.
Сегодня мы тоже будем искать загадки в лесу и разгадывать их.
Муравьишка очень любознательный, мы об этом знаем.
Посмотрите, что нам показывает Муравьишка. Слайд.
А как одним словом назвать, что мы увидели? Растения. Слайд со словом.
Прочитали названия.
Растения с интересными названиями.
Муравьишке не дает покоя вопрос: Почему их так назвали?
Предположения детей.
И вот первая загадка.
А теперь прочитаем, как эти названия объяснила Мудрая черепаха. Стр. 50.
Ученики читают и находят эти растения в учебнике и как их называют.
Работа по рядам.
А сейчас Муравьишка вопросик будет вам загадывать загадки о растениях, а вы, отгадав, должны объяснить, почему их так назвали.
Загадки.
- Подорожник, 1 ряд.
- Одуваничик, 2 ряд.
- Колокольчик, 3 ряд.
Экологическая задача.
Физкультминутка. Слайд.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Слайд с насекомыми, жуками, животными).
А Муравьишка вопросик нам опять задает загадку. Отгадайте, с какими насекомыми дружит Муравьишка.
Загадка про жука. Слайд.
Это жук.
Посмотрите, с какими жуками дружит Муравьишка. Стр. 51. Слайд.
Каких животных они напоминают и почему так названы. Слайд. Соедините жука и животное. (Работа в парах). Слайды.
Этот жук - опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез. Еще опаснее его личинки.
Эти жуки носят название того месяца, в котором они появляются. (Майские жуки). Слайд.
Жук — олень. Слайд.
Жук-носорог. Слайд.
Стр 48.
Всё это мы увидели в лесу.
А какие звуки можно услышать в лесу?
Лес шелестит, поет, звенит, жужжит. Слушай лес и радуйся его живым голосам. Слайд.
Весенний ручеек в лесу... Прислушайся к журчанию. Что можно сказать о звуках ручейка?
Шелест листьев. Он может быть радостным и веселым, тревожным. Какие звуки издают листья на ветру?
Чудесный концерт в лесу дают птицы.
Игра: “Озвучить картинку”.
Каждый ряд произносит свои звуки. Одновременно.
И мы услышим звуки леса:
шелест листвы: ш-ш-ш-ш
пение кукушки: ку-ку
жужжание насекомых: ж-ж-ж-ж
1 ряд — шелест листвы (ш-ш-ш-ш).
2 ряд — пение птиц (ку-ку; фью-фью).
3 ряд — жежжание насекомых (ж-ж-ж-ж).
Вот мы с вами и услышали звуки леса.
А могут ли эти ребята услышать то, что мы услышали. Слайд.
Стр. 49.
Кто зашел в лес? (Дети)
Чем заняты дети в лесу? (Играют с мячом, кричат, качаются на деревьях, слушают музыку).
Что стало с животными, которые здесь жили?
Они убегают.
Почему?
Они испугались.
Правильно ли ведут себя дети в лесу? Нет. Чего они не знают?
Давайте попробуем объяснить этим детям. Почему в лесу нужно соблюдать тишину.
Чтение. Стр. 89. Вывод.
Тетрадь. Стр. 34.
Какое правило забыли здесь ребята?
Какой знак сделал Муравьишка вопросик?
Что означает этот знак?
(В лесу необходимо соблюдать тишину!)
А какой бы знак придумали вы?
Нарисуйте.
Что он обозначает?
Вывод в учебнике!
Что нельзя делать в лесу на лепестках написать правила не...
(В парах).
Правила с частицей НЕ:
не рвать,
не ловить,
не рубить,
не ломать.
Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы отгадали много загадок. А что мы узнали? Чему научились?
Человек не может жить вне природы, без пения птиц, без журчания ручейка, без шелеста листьев.
Все это дарит нам природа, и мы должны бережно к ней относиться. К сожалению, ни растения, ни птицы не умеют разговаривать. А если бы умели что бы они нам сказали?
Давайте жить дружно!
Стихотворение. Слайд.
Экология — наука об окружающей среде.
Эколог. День земли 22 апреля. Зеленый цвет.