Урок окружающего мира «Почему их так назвали?»

Разделы: Начальная школа


Цель урока: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных с их особенностями; сформировать первоначальное представление об экологии, воспитать любовь к природе, бережное отноешние к ней, к родному краю.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

К нам на каждый урок приходят наши друзья. Кто такие? (Муравьишка вопросик и Мудрая черепаха).

Сегодня они тоже пришли к нам на урок, и Муравьишка вопросик приглашает нас на прогулку. А куда мы сегодня отправимся, отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Что это такое? (Лес). Слайд. Презентация

Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес.

Как вы думаете, с чем нас там познакомит Муравьишка?

О чем мы узнаем?

(О растениях, насекомых, о звуках леса, о правилах поведения, научимся отгадывать загадки).

Итак, отправляемся в лес.

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он нужен людям?

1. Закладка.

А для чего ходят в лес? Слайд.

Чем он нас привлекает?

Почему идут отдыхать в лес?

Но в лес можно отправится и за загадками.

Вот как об этом пишет замечательный писатель, любитель природа Н. Сладков. Слайд.

Сегодня мы тоже будем искать загадки в лесу и разгадывать их.

Муравьишка очень любознательный, мы об этом знаем.

Посмотрите, что нам показывает Муравьишка. Слайд.

А как одним словом назвать, что мы увидели? Растения. Слайд со словом.

Прочитали названия.

Растения с интересными названиями.

Муравьишке не дает покоя вопрос: Почему их так назвали?

Предположения детей.

И вот первая загадка.

А теперь прочитаем, как эти названия объяснила Мудрая черепаха. Стр. 50.

Ученики читают и находят эти растения в учебнике и как их называют.

Работа по рядам.

А сейчас Муравьишка вопросик будет вам загадывать загадки о растениях, а вы, отгадав, должны объяснить, почему их так назвали.

Загадки.

  1. Подорожник, 1 ряд.
  2. Одуваничик, 2 ряд.
  3. Колокольчик, 3 ряд.

Экологическая задача.

Физкультминутка. Слайд.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

(Слайд с насекомыми, жуками, животными).

А Муравьишка вопросик нам опять задает загадку. Отгадайте, с какими насекомыми дружит Муравьишка.

Загадка про жука. Слайд.

Это жук.

Посмотрите, с какими жуками дружит Муравьишка. Стр. 51. Слайд.

Каких животных они напоминают и почему так названы. Слайд. Соедините жука и животное. (Работа в парах). Слайды.

Этот жук - опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез. Еще опаснее его личинки.

Эти жуки носят название того месяца, в котором они появляются. (Майские жуки). Слайд.

Жук — олень. Слайд.

Жук-носорог. Слайд.

Стр 48.

Всё это мы увидели в лесу.

А какие звуки можно услышать в лесу?

Лес шелестит, поет, звенит, жужжит. Слушай лес и радуйся его живым голосам. Слайд.

Весенний ручеек в лесу... Прислушайся к журчанию. Что можно сказать о звуках ручейка?

Шелест листьев. Он может быть радостным и веселым, тревожным. Какие звуки издают листья на ветру?

Чудесный концерт в лесу дают птицы.

Игра: “Озвучить картинку”.

Каждый ряд произносит свои звуки. Одновременно.

И мы услышим звуки леса:
шелест листвы: ш-ш-ш-ш
пение кукушки: ку-ку
жужжание насекомых: ж-ж-ж-ж

1 ряд — шелест листвы (ш-ш-ш-ш).

2 ряд — пение птиц (ку-ку; фью-фью).

3 ряд — жежжание насекомых (ж-ж-ж-ж).

Вот мы с вами и услышали звуки леса.

А могут ли эти ребята услышать то, что мы услышали. Слайд.

Стр. 49.

Кто зашел в лес? (Дети)

Чем заняты дети в лесу? (Играют с мячом, кричат, качаются на деревьях, слушают музыку).

Что стало с животными, которые здесь жили?

Они убегают.

Почему?

Они испугались.

Правильно ли ведут себя дети в лесу? Нет. Чего они не знают?

Давайте попробуем объяснить этим детям. Почему в лесу нужно соблюдать тишину.

Чтение. Стр. 89. Вывод.

Тетрадь. Стр. 34.

Какое правило забыли здесь ребята?

Какой знак сделал Муравьишка вопросик?

Что означает этот знак?

(В лесу необходимо соблюдать тишину!)

А какой бы знак придумали вы?

Нарисуйте.

Что он обозначает?

Вывод в учебнике!

Что нельзя делать в лесу на лепестках написать правила не...

(В парах).

Правила с частицей НЕ:

не рвать,

не ловить,

не рубить,

не ломать.

Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы отгадали много загадок. А что мы узнали? Чему научились?

Человек не может жить вне природы, без пения птиц, без журчания ручейка, без шелеста листьев.

Все это дарит нам природа, и мы должны бережно к ней относиться. К сожалению, ни растения, ни птицы не умеют разговаривать. А если бы умели что бы они нам сказали?

Давайте жить дружно!

Стихотворение. Слайд.

Экология — наука об окружающей среде.

Эколог. День земли 22 апреля. Зеленый цвет.