Монолог – это форма связанной речи, для которой характерна “длительность и обусловленная его связность, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику; наличие заданности предварительного обдумывания” (Л.П.Якубинский). Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Одной из важных характеристик монологической речи является ее произвольность, т.е. умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи мысли говорящего.
Монолог, как более сложная форма речи, зарождается и формируется в диалоге. Формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанных высказываний.
Обучение монологической речи детей проводится как на занятиях по развитию речи, так и в процессе общения.
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связанную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Следует подчеркнуть, что овладение связанными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умение педагогического воздействия и руководства.
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связаны со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показам кинокартин и т.д.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной, свободной.
В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов: рассказы из личного опыта, творческие рассказы, описательные рассказы.
С целью развития умений необходимых для построения описательных текстов мы берем упражнения в наблюдательности (детей учим видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности), словарные и грамматические упражнения.
Указанные упражнения сочетались с обучением детей действиями замещения (выделяемый признак обследуемого предмета обозначается каким – либо символом). Упражнение в подборе таких символов проводим до полного усвоения детьми действий замещения.
Опишем работу с моделью на примере рассматривания яблока.
“Что нам помогает увидеть яблоко? Правильно глаза (помещаем на табло карточку с изображением глаза). Посмотрим на яблоко и увидим, что оно… (символ цвета, формы, размера) красное, круглое, большое.” (Дети повторяют несколько раз)
Затем детям предлагаем закрыть глаза и по запаху определить местонахождение яблока. “Что помогает определить запах яблока? (Предлагается разместить на табло карточку с изображением носа). Какое яблоко по запаху?” (рассматриваются различные символы, выбирается изображение флакона духов, условно обозначающего аромат).
Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? Главное (размещаем на табло картинку. Изображающую руку, и символы, обозначающие “гладкий”, “твердый”).
“Что мы должны сделать, чтобы узнать какое на вкус? Правильно, попробовать его”. (Яблоко разрезается, дети пробуют на вкус). Схема дополняется символами рта и конфеты (сладкое), стаканом с соком (сочное).
“Какой группе предметов можно отнести яблоко? К фруктам. Какой карточкой это обозначаем? Дерево. Правильно, фрукты растут на деревьях”. (Изображение дерева напомнит нам, что яблоко - это фрукт).
Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы.
После рассматривания предмета детям предлагаем рассказать о нем, опираясь на образец-схему.
В образце описания яблока мы предлагаем повторить ход исследования. В этом случае удается продемонстрировать конструкции сложноподчиненных предложений и межфразовую связь. Например: “Это яблоко. Если его рассмотреть, то увидим. Что оно красное, круглое и большое. Если понюхать, то можно узнать, что яблоко душистое. Когда яблоко трогаем, то чувствуем, что оно гладкое и твердое. А, откусив кусочек от яблока, узнаем, что это сочный, сладкий фрукт. Яблоки – полезные фрукты!”.
Описание сопровождаем движением указки по составленной модели, тем самым дается образец использования модели в качестве наглядного плана.
При описании других объектов применяем другие модели.
Работа по развитию описательной речи при помощи моделирования показала, что введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. Большинство детей самостоятельно без наводящих вопросов, описывают игрушки, плоды, животных. Многие овладели структурой, логикой и связанностью описания.
Также обучение монологической речи мы проводим на занятиях по развитию речи по пересказу текстов. Это и потешки, сказки, рассказы. Задача воспитателя не заставлять детей рассказывать, а направлять их, подбирая адекватные тексту по возрасту детей вопросы, учить их думать и отвечать.
Мы создали в группе копилку детских книжек “книжек – малышек”, в которой есть рассказы детей и описательные рассказы, такие кА “Наши рассказы о птицах”, “Война глазами детей”, “Рыбка”, “Цирк”, “Наши сказки”, “Моя семья” и др.
В группе для обучения рассказыванию мы сделали и приобрели разные игры: “Расскажи сказку”, “Найди противоположное”, “Колючее пушистое”, “Скажи наоборот” и др.
В играх учим видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности.