Введение нового образовательного Стандарта фиксирует информационно-коммуникационную компетентность (ИКТ-компетентность) учащегося как одну из важнейших метапредметных компетенций, совершенствующуюся в процессе обучения. А иформационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают уникальными дидактическими возможностями и являются инструментарием формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках разных предметов.
В географии заложен огромный потенциал применения ИКТ, а ресурсную образовательную базу можно и должно использовать не только на разных типах уроков (урок-презентация, урок-исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-защита проектов, урок-тестирование и др.), но и на разных его этапах.
Предметная ИКТ-компетентность развивается, когда учащиеся самостоятельно осуществляют поиск разнообразной информации (через печатные, цифровые образовательные ресурсы, Интернет) для решения учебных и самостоятельных познавательных задач; создают презентации к выступлениям (Power Point, Movie Maker), работают с электронными тестами по географии, строят графики, таблицы, схемы (Microsoft Word и Excel), осуществляют сбор и обработку статистических данных; совершенствуют способности к сотрудничеству и коммуникации, что является важнейшим условием повышения качества образования и (УУД).
Приведем некоторые способы (средства) организации образовательного процесса, помогающие педагогу формировать и развить ИКТ-компетентность учащихся:
1. Использование обучающих электронных (цифровых) пособий по географии (на дисках и в сети Интернет).
В практике используются электронные учебники по различным курсам географии, содержимое которых используется как сопровождение объяснения, информационно-обучающее пособие, для отработки практических умений и навыков, закрепления и проверки знаний, выполнения творческих и проектных работ, для индивидуальной работы.
Применяя на уроках демонстрационные средства (рисунки, фото, анимации, видеозаписи, слайды и др.), анализируя наглядный материал и текст, учащиеся сравнивают, приводят примеры взаимосвязей, составляют схемы, заполняют таблицы, что способствует формированию у школьников образных представлений, а на их основе – ключевых понятий и определенных навыков. Например, работа над созданием схемы на первом этапе предполагает построение устного высказывания об объекте и символах, отображающих его свойства. Далее, учащиеся переходят к созданию самой схемы. В дальнейшем схема может служить основой для построения устного или письменного ответа.
Интересны различные энциклопедии и электронные справочники (например, образовательная коллекция 1С; уроки “Кирилла и Мефодия” /изд."Просвещение"), интерактивные плакаты (например, “География материков. История открытий и население мира”. /Разработчик: Новый Диск). При работе с данными источниками возможно как одно из заданий: “На основе информации, полученной из конкретных статистических данных, построить столбчатую диаграмму, или проранжировать например, в порядке убывания (увеличения) площади материков (океанов); численность населения страны (региона); добычи полезных ископаемых; развития отрасли” и др.
В зависимости от дидактически целей и специфики курса можно выделить виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.
2. Применение Интерактивной доски.
Одним из средств, повышающих эффективность урока, внеклассного мероприятия, является интерактивная доска (ИД). Работая с нею, школьники могут одновременно видеть, слышать, писать, произносить и комментировать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. При создании флипчартов содержимое структурируется по страницам, а сохраненный материал всегда будет доступен для тех, кто отсутствовал. Можно создавать ссылки с одного файла на другой, например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы, что позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Учащиеся могут принимать участие при подготовке к урокам, анализируя, структурируя и обсуждая материал, полученный из различных источников информации, в том числе и цифровых.
В комплексе с интерактивной доской большое значение имеет использование интерактивных карт.
3. Работа с интерактивными картами.
Главное место среди наглядных пособий в кабинете географии занимают карты, которые используются для формирования картографической компетентности учащихся.
Во время работы с интерактивными картами - ученик воспринимает информацию одновременно – и зрительно, и на слух, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Комбинируя слои карты, можно, во-первых, снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке, во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты; использовать дополнительные возможности программы (выполнение рисунков, надписей и др). Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Используя функцию рисования можно выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, возможность наносить на карту подписи, например, облегчая процедуру организации географических диктантов.
Ученику подобная работа поможет научиться читать и работать по картам в цифровом виде (искать географические объекты, проводить измерения и расчеты, заполнять цифровые контурные карты); описывать взаимосвязи между географическими объектами и явлениями при наложении цифровых тематических карт разного содержания; строить высказывания, осуществлять взаимный контроль и необходимую взаимопомощь; создавать собственный электронный продукт.
А для учителя, в отличие от традиционных, интерактивные кары, еще позволяют выводить информацию в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного, справочного материала, памяток и т. п.; позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т.д.
4. Создание электронных учебных материалов.
Помимо учителей, электронные учебные материалы создают и учащиеся. Школьники активно вовлекаются в создание презентаций к отдельным темам и урокам, электронных заданий и тестов, интерактивных моделей для пополнения предметной учебной копилки. В данном случае, максимально развиваются все познавательные и коммуникативные способности, побуждается активность самостоятельного и группового поиска новых знаний, способов решения, реализуется ИКТ-компетентность.
5. Проектная деятельность учащихся.
Творческий характер деятельности - мощный стимул к познанию, может реализоваться через метод проектов. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения, повышает коммуникативную направленность в обучении географии. Работа с проектами начинается в 5 классе. К 9–11 классу проектные задания усложняются. В ходе работы приходится обращаться к различным носителям информации, перерабатывать её и создавать тематические продукты.
В 5-6 классах чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, “Путешествие вглубь Земли”, “В поисках затонувшего корабля”, “Войди в природу другом”, “По следам великих путешественников” и т. д.
В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, “Репортаж из джунглей”, “ Помогут ли национальные парки спасти природу Африки?”, “Путешествие с культурными растениями” и т.д.
В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, “Возможность развития экологического туризма в Ярославии”, “Влияние природных условий на традиции (жилище, кухню) народов России” “География – основа многих профессий”др.
В 10-11 классе, например, “Энергетическая безопасность стран Северной Европы”, “Географические особенности в государственной символике стран мира”, “Место женщины в современных Арабских эмиратах”, “Золотая лихорадка” как фактор развития экономики страны” и др.
Работа над проектами способствует росту общей информационной культуры ученика, социализации, углублению знаний по географии.
6. Участие в олимпиадах, конкурсах, Интернет-проектах.
Образовательные проекты, проводимые в сети Интернет, позволяют охватить широкий круг интересов учащихся и предметных областей, задействовать все возрастные категории учащихся. Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах позволяет проявить свои знания, расширить эрудицию, является ценным дополнением к учебной программе, и является независимым источником проверки знаний учеников. Примером может быть общероссийская географическая олимпиада, организованная ООО "Олимпус" (Калинингад) и Всероссийском конкурсе “Мой проект”, созданный Центром интеллектуального развития "Академия таланта" (Екатеринбург).
Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности, проявляющаяся через мотив достижения успеха. Результатом такой работы служат выступления с докладами на научно-практических конференциях различного уровня: например, региональных “Открытие” и “Отчество”, российских “Портфолио” Издательского дома “Первое сентября” (Москва) и др.
В результате, участие в образовательных проектах служит развитию личности учащихся, индивидуальности, в том числе и ИКТ-компетентности.
Как показывает опыт, учитель, применяющий информационно-коммуникативные технологии, имеет уникальную возможность повышать мотивацию школьников, сделать урок более интересным, наглядным, динамичным, установить партнерские отношения между субъектами учебного процесса. Учащиеся нарабатывают опыт самостоятельной творческой и коллективной работы, что в конечном итоге служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, совершенствованию умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций, в том числе и ИКТ-компетентности, что дает возможность формирования ключевых УУД.
Библиографический список
1. Общероссийский фестиваль исследовательских творческих работ учащихся “Портфолио ученика” [электронный ресурс]. - Режим доступа http://project.1sept.ru/dl/2014-2015/regulations.pdf
2. Олимпус [электронный ресурс]. - Режим доступа. http://www.olimpis.org.ru/geographyarchive
3. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок./Ростов н/Д: Феникс, 2014.
4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [электронный ресурс]. - Режим доступа http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=250&Itemid
5. Шатных А.В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. География 6-11 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: БизнесМеридиан, 2011.