Урок окружающего мира по теме «Правила вежливости»

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Цели урока:

Предметные:

  • Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
  • дать понятие “культура поведения”

Метапредметные:

  • Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
  • продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;
  • развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.

Личностные:

  • Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;
  • развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;
  • учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать вежливые слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: Учебник А.А. Плешакова “Окружающий мир” 2 класс (часть 2), рабочая тетрадь часть 2; презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

Ребята, я очень рада вас видеть. А вы умеете надувать воздушные шарики? Давайте с вами это представим. Надули?

Что дальше мы должны сделать?

- Правильно завязать. А теперь улыбнитесь вашего соседу по парте и подарите шарик и с хорошим настроением продолжим наш урок.

II. Самоопределение к деятельности.

В класс входит ученик, ни с кем не здоровается, ведет себя не культурно.

- Ребята, что случилось с мальчиком?

- Что он забыл сделать?

(Он не знает правил поведения)

- Не можем мы бросить товарища в беде. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- Прочитайте тему нашего урока на с. 52 учебника.

- Действительно, сегодня на уроке будем говорить о вежливости и правилах поведения. (Слайд 1) Давайте обозначим проблему нашего урока.

Проблема урока: несоблюдение правил вежливости.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Задачи нашего урока ( слайд 2)

1. Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;

2. Развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;

3. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям.

- Давайте, составим план работы на уроке:

1. Узнать, что такое “вежливые слова”.

2. Значение вежливых слов в жизни человека.

3. Использование вежливых слов в различных ситуациях.

4. Итог урока.

III. Работа по теме урока

– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.

- Как вы думаете какие слова называют волшебными? Почему? (слайд 3)

- Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.

- В каких случаях мы используем эти слова?

Работа в паре.

Рассмотрите рисунки на стр. 54 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова

(Учащиеся показывают мини – сценки)

IV. Физкультминутка.

V. Продолжение работы по теме урока.

- Какие вежливые слова вы знаете?

- А какие слова приветствия употребляют люди? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас.)

- Какое слово чаще всего используют люди приветствуя друг друга?

- А кто помнит от какого слова произошло слова произошло слово “здравствуйте”

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья). (слайды 4 - 5 )

- Какие слова используют люди при прощании?

До свидания – приветствие при прощании (слайды 6–7)

- Сейчас, ребята расскажут вам о других вежливых словах. (Сообщения)

(Слайд 8)

- Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!

- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.

VI. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)

- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (слайд 9)

Помни:

  1. Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
  2. Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
  3. Не следует говорить слишком долго.

2. Работа в группах

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

- А сейчас проверим, опираясь на схему разговора, правильно ли вы составили телефонные диалоги? (Слайд 10)

  • “Алло”.
  • Приветствие.
  • Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.
  • Благодарность.
  • Прощание.

Выполнение задания в рабочей тетради.

  • Стр.34 №3

3. Работа по учебнику.

- Прочитаем вслух текст “Волшебные поступки” на стр. 54 учебника.

- Как вы объясните понятие “культура поведения”?

- Культура поведения – это вежливые поступки. (Слайд 11)

Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кто поступает правильно? (Слайд 12)

- Работа с пословицами. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

VII. Рефлексия.

Экзамен на вежливость (тест) (Слайды 13)

Оцените свою работу.

VII. Подведение итогов урока.

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вы узнали ? Чему научились?

(Ученик читает)

Обещаю вежливым быть!
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет лучше в мире звания.
Обещаю добрым быть,
А лень и грубость позабыть.

Слова “До свидания!”, “Спасибо”, “Простите”
“Пожалуйста”, “Здравствуйте”- щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них не возможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

Домашнее задание (по выбору). (Слайд 14)

  • Прочитать текст на стр. 52–54 учебника.
  • Подготовить рассказ о своем друге.
  • Узнать и рассказать о других правилах поведения.