Цели: Подготовить учащихся к сдаче переводного экзамена в форме ЕГЭ, вспомнить требования к построению и написанию сочинения-рассуждения по текстам части С в форме отзыва; отрабатывать навыки устной и письменной речи; формировать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к промежуточной аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ, вспомним требования к построению и написанию сочинения-рассуждения по текстам части С в форме отзыва, будем готовиться к написанию сочинения подобного жанра по тексту Е.И.Осетрова “Родословное древо”.
Мы с вами уже не раз писали творческие работы такого типа.
Давайте вспомним, что же такое отзыв.
II. Теоретический тренинг.
- Начнем с теоретического тренинга. Слово – учащимся-ассистентам, которые работали с дополнительной справочной литературой.
Отзыв – это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо или чего-либо.
Отзыв – это письменный разбор текста, оценивающий произведение прежде всего с точки зрения читателя, содержащий критическую оценку произведения. Чаще всего отзыв строится как рассуждение.
- Как строится сочинение-рассуждение?
Ваш ответ может быть выполнен в виде опорной схемы или предложения с перечислением частей рассуждения.
III. Стилистическая разминка.
- Экспертная группа сейчас представит классу лучшие творческие работы (согласно таблице критериев оценки) по тексту Д.С.Лихачева “Молодость – вся жизнь” (работы были написаны на предыдущем уроке).
Коллективное редактирование стилистических ошибок.
IV. Слово ассистентов-“литературоведов”.
- Евгений Иванович Осетров (1923-1993) – автор трудов по истории русской культуры, фольклору, памятникам старины. Он написал удивительную книгу “Живая древняя Русь”.
Текст “Родословное древо” открывает эту книгу.
Давайте прочитаем этот текст.
РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО
(1) Стоит ли перепечатывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? (2) Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитыми красными нитями, донца прялок, расписанные пестрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими фигурами?
(3) В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. (4) Человек – сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории.
(5) Родословное древо нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий; эти корни питались глубокими подпочвенными соками, невидимыми невооруженному глазу. (6) Потребовалась работа не одного поколения ученых, художников-реставраторов, собирателей-коллекционеров, подвижнический труд знатоков, для того чтобы приоткрылась завеса времени и мы увидели безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси.
(7) Древнерусские художественные сокровища – живые эстетические ценности. (8) Они властно входят в жизнь. (9) В них полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, значительность его мыслей. (10) Бесконечные заснеженные просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осенняя листва, половодье весны – все это родное, домашнее, нерасторжимо связанное с народным искусством.
(11) Любить свое прошлое – значит наследовать всю красоту жизни, ее славу и свет разума предков.
V. Слово ассистентов-“лингвистов”.
Словарная работа (работа со словарями, справочной литературой).
Лексический комментарий:
Родословное древо, фрески, замшелый камень, вальки, реставратор, подвижнический труд, орнамент, эстетические ценности.
VI. Творческий тренинг.
Обогащение словарного состава, развитие ассоциативного воображения.
Задание:
Подберите кеннинги – синонимы к словосочетаниям:
Завеса времени, свет разума предков, таинственная толщи столетий (по группам)
Например, завеса времени – тайна эпох, загадка столетий и т.д.
VII. Слово учителя.
- Итак, все виды тренинга на сегодняшнем уроке были посвящены обогащению вашего словарного запаса, развитию ассоциативного воображения. Но для создания текста необходимо знать всю цепочку требований к пошаговому выполнению работы.
Обратимся к нашему “Фонду алгоритмов” (папка с алгоритмами есть у каждого ученика).
Алгоритм “Как написать сочинение в жанре отзыва?”
1) Определите тему и основную мысль произведения, насколько заголовок (если он есть) отражает эту мысль?
2) Выскажите свое мнение о содержании текста:
а) Четко ли прослеживается авторский замысел?
Разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним?
В первом случае ищите дополнительные доказательства или примеры из вашего жизненного опыта, пусть даже почерпнутого из книг, в защиту высказанной позиции; во втором – найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо оформить свое несогласие с доводами автора, как выразить и защитить свое понимание проблемы.
б) Какие проблемы решает автор? Аргументируйте свое мнение.
3) Определите стиль и тип речи текста. Докажите.
Необходимо помнить, что редко встречается текст, который бы относился к одному стилю. Художественный стиль часто, включает в себя и публицистический, и разговорный, и научный – в зависимости от задач текста. Типы речи тоже могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях.
4) Укажите языковые средства, стилистические приемы, использованные автором, объясните их роль в тексте.
5) Подумайте над особенностями стиля своего сочинения.
6) Определите тип речи, который будет основным в вашем сочинении (повествование, описание, рассуждение).
7) Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем?
8) Напишите черновик сочинения
Проверьте, соответствует ли ваше сочинение жанру отзыва.
VIII. Определение темы текста.
- Давайте определим тему данного текста. О чем она?
О родословном древе нашего народного искусства, древнерусских художественных сокровищах, которые нужно сберечь для потомков.
В каком предложении выражена главная мысль автора?
Объясните, каким образом в заголовке отражается тема и основная мысль текста?
Выберите из четырех ответов правильный: № 4, № 5, № 7, № 11.
Это задание кажется несложным. Но только на первый взгляд, так как все предложенные варианты по-своему раскрывают основную мысль текста.
Предложения № 4, № 5, № 7 раскрывают смысл данных абзацев, микротем. Предложение № 11, являющееся выводом, заключает в себе основную мысль текста “Любить свое прошлое – значит наследовать всю красоту жизни, ее славу и свет разума предков”. Значит, правильный ответ под цифрой № 11.
IX. Аргументация своего мнения.
- Четко ли прослеживается авторский замысел? Аргументируйте свое мнение.
Выразите собственную точку зрения по отношению к проблемам, поднятым Е.И.Осетровым.
X. Определения стиля и типа речи данного текста.
- Научно-популярный стиль, повествование.
- Публицистический стиль, рассуждение.
- Художественный стиль, описание.
- Научный стиль, описание и рассуждение.
При затруднении с определением стиля и типа речи надо представить себе, где бы вам мог встретиться такой текст: в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице, в художественной книге.
Попробуйте понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-то, рассказать о чем-либо, привлечь внимание читателя к каким-то проблемам, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания, научить чему-то. Можно представить речевую ситуацию: кто говорит, с кем, о чем, где и зачем. Речевая ситуация поможет правильно определить стиль.
Как вы считаете, какова задача этого текста?
- Привлечь внимание читателя к актуальным проблемам современности, воздействовать на него. Этот текст мог бы появиться на страницах журнала, газеты в качестве проблемного очерка.
Для него характерны образность, оценочность, призывность. Разговор автора с читателем эмоционален, экспрессивен, наполнен гражданским пафосом. Следовательно, этот текст относится к публицистическому стилю (вариант под цифрой № 2).
В этом варианте ответа указан тип речи – рассуждение. Докажем это.
- Четко прослеживается структура рассуждения: постановка проблемы, разъяснение мысли автора, доказательства и вывод. Однако в данном тексте есть элементы описания, особенно это касается первого и предпоследнего абзацев.
XI. Анализ языковых средств выразительности.
- Одним из требований экзаменационной работы является анализ языковых средств выразительности.
Нам нужно найти их и объяснить роль в тексте.
Обратимся к “Копилке тропов” (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола) и “Копилке стилистических средств изобразительности” (антитеза, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, ряды однородных членов, парцелляция, инверсия, риторические фигуры).
(Подобные “Копилки” есть у каждого ученика.)
Чтобы донести свои мысли образно, Е.И.Осетров использует целый спектр средств выразительности. Давайте найдем их.
- Текст насыщен эпитетами (“загадочными узорами, таинственные толщи столетий”, “безграничный и неисчерпаемый мир”), метафорами разного вида, в том числе и развернутыми, (“родословное древо нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий”, “завеса времени”), олицетворениями (“древо уходит”, “корни питались”), помогающими ярко, образно представить нарисованную картину.
Какие стилистические фигуры использует автор?
- Риторические вопросы (предложения № 1,2) и прием синтаксического параллелизма, использованный для построения этих же предложений, показывают не только взволнованность автора поднятой проблемой, но еще раз акцентирует внимание на том, что “древнерусские художественные сокровища – живые эстетические ценности”.
XII. Подведение итогов работы.
- Итак, мы повторили основные алгоритмические требования к написанию сочинения-отзыва. Используя эти знания, вам предстоит выполнить домашнее задание – написать сочинение в жанре отзыва на этот текст.
Подумайте над особенностями стиля своего сочинения.
Определите тип речи, который будет основным в вашем сочинении.
Желательно, чтобы стиль и тип речи вашего сочинения соответствовали стилю и типу предложенного текста.
Проверьте, соответствует ли ваше сочинение жанру отзыва.
Сочинение-отзыв
по тексту Е.И.Осетрова “Родословное древо”
Русский человек должен знать и помнить о прошлом своей страны, о людях, которые много для нее сделали, об исторических фактах, о серьезных ошибках, совершенных ранее, а также о традициях и обычаях России. Но просто помнить – мало. Нужно ценить и беречь “художественные сокровища как живые эстетические ценности”, достояние старины, перешедшие от наших предков. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к этому наследию.
Е.И.Осетров, автор текста “Родословное древо”, уже самим названием заявляет о серьезности и значимости единства “былого, нынешнего и завтрашнего”. Ему это удается благодаря риторическим вопросам, с которых он начинает свои рассуждения: “Стоит ли... рассматривать почерневшие от времени фрески в заброшенных церквях?.. есть ли смысл сохранять бревенчатые избы..., донца прялок?..”. Синтаксический параллелизм этих предложений усиливает эмоциональные звучание обозначенной проблемы.
Композиция текста соответствует типу речи – рассуждению. Четко прослеживается все его основные элементы – тезис (“...чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории”), аргументы, вывод. Аргументирует свое утверждение публицист через лексические средства образности: эпитеты (“загадочные узоры”, “таинственные толщи столетий”, “безграничный и неисчерпаемый мир образов”), олицетворения (“корни питались”), метафоры (“завеса времени”, “душа народа”), что позволяет читателю расширить границы мысленного взора от авторского видения проблемы до собственных образов, мыслей и чувства по этому поводу.
Убедительность доводам придают нестандартно построенные предложения: инверсия (№ 3, № 6); ряды однородных членов (№ 9, № 10).
На мой взгляд, автору удалось доказать, что “подвижнический труд знатоков приоткрывает завесу времени” и дает нам возможность увидеть “безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси”. Я считаю, что у великой державы – великое прошлое, поэтому мы и наши потомки должны хранить его достояние для тех, кто будет после.