Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в объединении «Архитектура и ландшафтный дизайн»

Разделы: Общепедагогические технологии


Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Психологами установлено, что условием личностного развития ребенка, раскрытия и реализации его скрытых потенциалов может быть деятельность – добровольная, творческая, которая должна вестись с повышенной сложностью заданий для ребенка.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Советские психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.

Стадии протекания, активность творческой деятельности детей аналогичны соответствующим моментам в работе взрослых. Творческий процесс протекает одинаково, как у ученого, совершающего открытие в науке, так и у ребенка, занятого построением из мозаики новой фигуры.

Эти так называемые “открытия для себя” - основа будущей творческой деятельности человека. Эффективность развития творчества учащихся начальных классов зависит от учета их психологических особенностей. Школьники в этом возрасте импульсивны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, не могут долго работать над одной и той же поделкой. Им не терпится начать работу и сегодня же, в крайнем случае, завтра получить результат.

Я стараюсь установить партнерские отношения со своими ребятами, чтобы они могли безбоязненно раскрыться, преодолеть свою скованность. Очень важно, с первых занятий помочь ребенку почувствовать себя желанным Психологические игры помогают детям почувствовать себя комфортно на моих занятиях, успешно адаптироваться к новым условиям. Вот некоторые из них:

Круг” Когда мы собираемся вместе, мы делаем круг. Здесь никто не бывает первым, и никто не отстает. Здесь все равны. Круг- это символ нашей дружбы.

“Солнышко и тучка” Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2–3 раза(релаксация).

“Подарок” (дети сидят в кругу) Развивает воображение и позволяет ребенку почувствовать себя в разных ролях, осознать свое отношение к ним. В ходе игры дети продумывают и дарят друг другу подарки.

Данные игры снимают страх, оцепенение и способствуют общению, дружбе среди детей.

Для развития воображения мы играем в игры на создание образов (“Мы – деревья”, “Море волнуется раз…”, “Мы – облака” и т.д.). Устраиваем небольшие соревнования “Кто больше использует цветовых решений в своей картине”.

Соревновательные моменты также используются в играх на развитие мелкой моторики. Например, на листе ватмана дети на время обводят свои кисти рук разноцветными карандашами (кто больше).

Главная отличительная черта архитектурного творчества – это созидательность и проектное мышление.

Главной целью предмета является приобретение практических навыков в изготовлении макетов и умение сделать свой проект.

На занятиях обучающиеся создают макеты разного характера, которые включают приемы бумагопластики.

Бумага как один из самых доступных на сегодняшний день материалов является основанием независимых творческих поисков и экспериментов. Доступность, простота использования бумаги служат залогом реализации объемно-пространственных идей. Свойства материала, его структурные, формообразовательные, конструктивные возможности задают направления и условия прохождения подобной экспериментальной деятельности. Формообразование из бумаги предполагает развитый уровень абстрактного мышления, который необходим в художественном творчестве и который развивается дисциплиной бумагопластика.

Формирование творческих способностей средствами бумагопластики очень актуально на сегодняшний день. В зарубежной и отечественной педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий бумагопластикой. Работа с бумагой способствует развитию всех видов мышления и воображения. Во многих странах, например, занятия бумагопластикой используются как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования.

Занимаясь “бумагопластикой”, дети узнают о свойстве и качестве бумаги обдумывают способы ее применения, обработки, трансформации с учетом поставленных композиционных задач. Каждому ребенку бумага дает возможность, проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.

Работа с бумагой многогранна и ведется в различных техниках.

Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги. Само название техники говорит о том, что работа в ней основывается на одном из свойств бумаги – способности “запоминать форму” или пластичности. Принцип этой деятельности заключается в создании выпуклых, объемных и полуобъемных изображений и изделий. Бумагопластика будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок.

Бумагу можно резать, рвать, прорезать, сгибать, складывать, гофрировать, скручивать, клеить – все эти приемы работы с бумагой используются в технике бумагопластики во всех ее направлениях:

Аппликации (от латинского “прикладывание”).

Квиллинге – от слова “quill” или “птичье перо”. Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Оригами (с японского: “сложенная бумага”) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Существуют и другие техники работы с бумагой:

Папье-маше – это лепка из бумаги, выклеивание кусочками бумаги.

Декупаж – это техника декорирования различных предметов.

Моделирование из бумаги.

Знакомство детей с приемами бумагопластики происходит через создание макетов.

Первый прием бумагопластики – сгибание (складывание). Бумагу сгибать можно по прямой линии и по кривой. Для того чтобы придать работе дополнительную жесткость и прочность используется прием фальцевания. Часто на занятиях в объединении ребята используют полоски бумаги различной ширины и различной плотности. При складывании бумаги в разных направлениях образуются разнообразные по форме и величине складки и сгибы.

Например, с приемом “сгибание” ребята знакомятся через задание “Архитектурная фантазия”. На занятии перед детьми ставится задача создать архитектурное сооружение из простых и доступных видов бумаги (картона и кальки). Предварительно ребята просматривают презентацию “Необычные здания” и отвечают на вопросы: “Какой формы бывают архитектурные сооружения?”, “На какие детали вы обратили внимание в первую очередь?”, “Для каких целей предназначены ваши сооружения, какое у них предназначение?”. На основе своих заключений и полученной информации, дети экспериментируют, создают свои архитектурные образы и придумывают им названия.

Еще один прием бумагопластики – бумагокручение. На первый взгляд данная техника несложна. Полоска бумаги свивается в плотную спираль, которая и будет основой дальнейшего многообразия форм.

Бумагокручение – очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения, но в то же время успокаивает. Данный прием широко используется в технике квиллинга.

Например, на занятии “Лунный городок” дети знакомятся с различными вариантами украшения зданий. Затем им предлагается выбрать один вариант украшения для своего проекта, например: без украшения, украшение в стиле квиллинга, украшение бумажными завитками. Дети проявляют фантазию, делают свой выбор, который в полной мере соответствует их представлению об инопланетных конструкциях, и создают свой “городок”.

Прорезывание (“форточки”) – еще один из приемов бумагопластики.

Этот прием мы используем при создании поделки “дом моей мечты”.

В начале занятия я знакомлю детей с приемом “форточка”, показываю, как на бумаге с помощью макетного ножа делаются прорези, рассказываю, каких форм и размеров они бывают. Дети осваивают прием при помощи простейших практических упражнений с ножницами. Затем сами придумывают и находят способ оформления своего изделия и самостоятельно выполняют задание. Благодаря богатому детскому воображению, поделки получаются совершенно разными, и каждая имеет свой “характер” и свою историю.

Четвертый прием бумагопластики – гофрирование (смятие, скручивание).

В начале занятия я ставлю перед детьми задачу: сделать полуобъемную аппликацию при помощи гофрированной бумаги или салфеток. Далее, предлагаю обсудить эту проблему. Ребята делятся своим личным опытом изготовления поделок в данной технике. Затем я показываю разные приемы работы и варианты выполнения задания, объясняю, что для гофрирования подходит тонкая бумага (креповая бумага, салфетки). Дети исследуют свойства гофрированной и салфеточной бумаги, сравнивают приемы работы, самостоятельно выбирают свой вариант изготовления поделки.

Такой подход помогает раскрыть содержание и обеспечивает активную творческую деятельность детей. От того, как удастся научить детей “видеть”, сопоставлять, принимать самостоятельные решения, зависит перевоплощение их идей в новой работе.

И, конечно же, в любых плоскостных и объемных композициях не обойтись без приемов склеивания. После демонстрации способов склейки и устного объяснения, дети обсуждают разные способы склеивания отдельных деталей и самостоятельно выбирают вариант для своей работы. Чаще всего, ребята дополняют образ своего изделия украшениями, деталями, полагаясь на свое воображение и фантазию.

В кружке “Архитектура и ландшафтный дизайн” дети, при создании поделок, стараются совмещать несколько приемов бумагопластики, что делает их работы более выразительными. Ребята работают с бумагой и картоном, учатся вырезать, делать аппликацию и коллаж, изготавливают объемные композиции, украшения из бумаги, составляют из них коллективные панно.

Увлекательные занятия позволяют детям открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.

Таким образом, применение разных приемов бумагопластики и создание проблемных, экспериментальных ситуаций на занятиях в объединении “Архитектура и ландшафтный дизайн”, создают необходимые условия для развития креативных способностей у детей.

Работа по изготовлению поделок из бумаги – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая свои работы, отражают в них свои представления об окружающем мире, свое отношение к нему, то, каким бы они хотели его видеть. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и изобразительные, и оформительские, и даже организаторские. Многогранность техник бумажной пластики позволяет разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приемам работы.

В результате применения вышеуказанных методов и приемов дети смогли усвоить достаточно сложный материал. Используя простейшие приспособления и материалы, ребята научились реализовывать свои самые смелые фантазии, создавать неповторимые, индивидуальные образы.