Геопортальные технологии Scanex в рамках Курчатовского проекта конвергентного образования на уроках географии

Разделы: География

Классы: 6, 7, 8


Уроки с применением космических технологий, в частности геопортальных технологий Scanex предусматривают индивидуализацию обучения, где программные знания приобретают практическую значимость, приобщая учащихся к современным методам исследования, расширяя теоретические и практические знания. Основные достоинства использования изображений Земли из космоса в обучении – междисциплинарность, наглядная демонстрация связей между процессами и явлениями, и возможность осуществлять исследования “собственными руками”. Космические снимки могут использоваться как в рамках школьной программы, так и на дополнительных и факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях и конкурсах.

Космические снимки несут много разнообразной информации о местности. С их помощью метеорологи определяют атмосферные фронты и наблюдают за образованием и перемещением циклонов, гидрологи фиксируют зоны максимального затопления во время половодья на реках, геологи выявляют алмазоносные кимберлитовые трубки и т.д.

Целесообразно органично совмещать работу со снимками и с географическими картами. Такая организация уроков позволяет включать учащихся в активную исследовательскую деятельность.

Я хочу представить разработку урока с использованием геопортальных технологий Scanex в рамках Курчатовского проекта конвергентного образования “Влияние солнечного света на распределение природных зон России”

Продолжительность солнечного дня оказывает значительное влияние на жизнедеятельность всех организмов на Земле только благодаря всего одному-единственному солнечному свету.

Его климатическое влияние на Землю бесспорно, что и делает данное занятие весьма актуальным. Именно благодаря неравномерному поступлению солнечной энергии в разных районах нашей страны сформировались климатические пояса, а следовательно и природные зоны. Сегодня объектом нашего внимания являются природные зоны России.

Новизна:Формируется понятие научного способа познания при проведении исследовательской деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Цели урока: изучить особенности природных зон России, создать геоинформационное пространство с использованием космоснимков Scanex, где каждой группе учащихся предоставится возможность создать свой макет для характеристики природных зон нашей страны.

Задачи урока:

- сформировать представление о природных зонах и проявлении закона широтной зональности на территории нашей страны;

- выявить факторы природы, которые “искажают” действие закона широтной зональности.

Предметные УУД:

1. Знать определение понятия “природная зона”.

2. Знать особенности расположения природных зон.

3. Знать основные характеристики каждой природной зоны.

4. Объяснять зависимость размещения природных зон от других компонентов природы (рельеф, климат, движение воздушных масс).

Регулятивные УУД:

1. Работать по предложенному плану (характеристика природной зоны).

2. Использовать не только учебную литературу, но и дополнительные источники информации (интернет, данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), справочную литературу).

Познавательные УУД:

1. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Основные термины: природные зоны (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанный лес, широколиственный лес, степи, пустыни, высотная поясность).

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, доступ к Интернету, GeoBox 3D, Scanex Web GeoMixer.

Ход урока

Этапы урока

1. Организационный

2. Актуализация знаний

1. Что такое природная зона?

2. Какой компонент природы является самым важным при определении природной зоны? Почему?

3. Зная географическое положение Евразии из курса 7 класса, предположите какие виды природных зон можно встретить на материке?

4. Какие законы природы, как правило, определяют расположение природных зон?

3. Изучение нового материала

- Учитель демонстрирует на экране природные зоны (Geobox 3D, слой “типы земного покрова”).

-Учитель поочередно демонстрирует разные слои, отражающие следующие данные: рельеф, солнечная радиация, температура поверхности днем, облачность, влажность, климат, движение воздушных масс.

Проанализировав тематические изображения России, учащиеся должны сделать вывод, что расположение природных зон на равнинах подчиняется закону широтной зональности, а в горных областях обусловлено явлением высотной поясности.

4. Практическая работа.

Учитель создает карту на геопортале Scanex Web GeoMixer. Учащиеся делятся на группы (по количеству природных зон) и наносят на интерактивную карту природные зоны и основные характеристики природных зон, создавая тем самым геоинформационное пространство, которое является авторской разработкой данного урока.

Используя различные источники информации (карты атласа, интерактивные картографические пособия, данные Geobox 3D, текст учебника и другие) учащиеся описывают природные зоны России по плану. Данные изначально могут быть внесены в таблицу.

Пример таблицы

Природная
зона
ГП Климат Почвы Растения Животные Деятельность
человека
             

5. Подведение итогов.

Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке своими руками. Карта развивает географическое мышление. Её нельзя заменить ни текстом, ни живым словом. Многие географические исследования начинаются и заканчиваются картой. Благодаря применению космических снимков, учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

Список использованной литературы

  1. Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы. http://learning.9151394.ru/file.php/153/Koncepcija_informatizacii_obrazovatelnogo_processa_2009.pdf
  2. http://www.scanex.ru/ru/index.html
  3. http://geomixer.ru
  4. http://kosmosnimki.ru/
  5. Живая карта. Москва, Некоммерческое партнерство “Прозрачный мир”, 2009 г.
  6. Вокруг да около. Москва, Некоммерческое партнерство “Прозрачный мир”, 2009 г.