Урок истории «Главные политические центры Руси (Владимиро-Суздальское княжество)»

Разделы: История и обществознание


Цели

1. Научить выделять причины и последствия возвышения Владимиро-суздальского княжества.

2. Объяснять преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

3. Создать условия для возможности оценить поступки людей того времени с позиции современного человека.

Обязательный минимум содержания:

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество.

Основные виды деятельности учеников:

Объяснять смысл понятий: исторический источник, политическая раздробленность, династия, великий князь, дружина.

Называть хронологические рамки периода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности.

Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития княжества

План урока.

I. Проблема урока: Почему авторы учебника истории Владимиро-Суздальского княжества уделили больше внимания, чем остальным главным политическим центрам Руси?

II. Поиск решения проблемы.

1. Особенности Северо-Восточной Руси

Примерный вывод по проблеме: Северо-Восточная Русь изначально была обособленным центром в пределах Древнерусского государства.

2. Первые князья.

Примерный вывод по проблеме: при Андрее Боголюбском Владимиро-Суздальская земля стала великим княжеством, а при Всеволоде Большое гнездо достигло своего расцвета.

3. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества.

Примерный вывод по проблеме: Политика Всеволода Большое Гнездо способствовала расцвету княжества.

Примерный вывод по проблеме урока: С конца XII до середины XIII века Владимиро-Суздальское княжество переживало расцвет хозяйства и культуры, поэтому авторы учебника уделили этому княжеству больше внимания.

Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Слайд 1. 

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- А на сегодняшний день, какую территорию можно назвать главным политическим центром России?

А почему?

- Наша история изучается по различным историческим источникам, каким?

- А летописи относятся к каким источникам?

- Как называется самый первый летописный источник по древнерусской истории?

- Одним из источников является и “Слово о полку Игореве”. Посмотрим, как неизвестный автор говорит нам о князьях того времени.

Слайд 2

Скажите, выделяет ли он каким-то образом владимиро-суздальского князя?

- Откроем параграф 10-11 с.92 и посчитаем, сколько страниц авторы учебника уделили изучению истории Владимиро-Суздальского княжества

- Какое наблюдается противоречие?

- Какие территории являлись главными в Древней Руси.

- Москва.

- Столица нашей Родины, в Москве  находятся главные органы власти, работает президент.

Есть 2 вида источников: письменные и вещественные.

- Письменным.

- “Повесть временных лет” написанная в XII в, монахом Нестором

- Ученики должны указать, что автор “Слова” никак не выделяет владимиро-суздальского князя.

- В “Слове” не выделяются владимиро-суздальские князья, а в истории их княжеству придаётся большое значение.

- 5 страниц, а на изучение Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества меньше.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии. Слайд 3

- Какую проблему урока нам предстоит решить?

Как вы думаете, какие могут быть версии по решению этой проблемы?

- Почему авторы учебника истории Владимиро-Суздальского княжества уделили больше внимания, чем истории других политических центров?

- Наверное, потому, что оно было самым сильным государством

III. Актуализация знаний. Слайд 4

- Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда. (Соотнести понятия и определения: великий князь, дружина, политическая раздробленность, династия, государство)

- Проверим. Слайд 5

Слайд 6

– Мы помним, что Древнерусское государство распалось. Когда это произошло, и на какие части распалось государство?

Учащиеся выполняют задание слайда.

Учащиеся указывают век и называют части, на которые распалось Древнерусское государство (Южная, Юго-Западная, Северо-Западная и Северо-Восточная Русь).

IV. Планирование деятельности. Слайд 7

- Итак, сегодня мы изучаем историю Владимиро-Суздальское княжества. Но как мы должны это делать? Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Что является определяющим для развития государства?

- Нам необходимо узнать, где находилось это княжество, выявить особенности территории и познакомиться с правителями этого княжества
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1. “Особенности Северо-Восточной Руси”

Слайд 8. Рассмотрим внимательно карту, и попробуем дать характеристику территории Владимиро-Суздальского княжества. Найдите в тексте учебника факты, говорящие о особенностях этих земель/

2. “Первые князья” Слайд 9, 10

- Успешное развитие государства во многом зависит от того человека, который является руководителем. Назовите фамилию сегодняшнего руководителя нашего государства.

- А кто же тогда в в. был правителем Северо-Восточной земли? В домашнее задание входила подготовка сообщений.

Слайд 11

- Сравним правление Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Какие плюсы и минусы они имели на ваш взгляд: 1) Юрий Долгорукий, 2) Андрей Боголюбский. (Работа с цветными карточками + -)

Слайд 12

Третьим князем Владимиро-Суздальского княжества был Всеволод Большое Гнездо

Слайд 13

- Как вы думаете - Почему правление Всеволода Юрьевича называют временем расцвета Владимиро-Суздальского княжества?

(Называют особенности).

1. Лес мог защитить от набегов кочевников, лес давал возможность иметь заниматься охотой.

2. Здесь была пригодная для земледелия почва.

3. Развивались ремесла.

4. Земли осваивались самими князьями и поэтому эти земли они считали своими.

Вывод. Территория Владимиро-Суздальского княжества изначально была обособленным княжеством

Путин В.В.

Учащиеся выступают по очереди с сообщениями, (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, работают с картой.

Отмечают основные события, связанные с князьями, и дают характеристику их правления.

Сообщение о Всеволоде

Всеволод Большое Гнездо) работают с картой.

- При Всеволоде княжество стало большим, могущественным, а княжеская власть была очень сильной, и князь вмешивался в дела соседних княжеств

VI. Выражение решения проблемы. Слайд 14

- И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

- Почему авторы учебника истории Владимиро-Суздальского княжества уделили больше внимания, чем истории других политических центров?

С конца XII до середины XIII века Владимиро-Суздальское княжество переживало расцвет хозяйства и культуры.  
VII. Применение нового знания. Слайд 15

- Мы узнали, какие действия совершали князья Владимиро-Суздальской земли, попробуем оценить их действия с точки зрения людей XXI века…

Какие качества князей я считаю положительными, а какие недопустимыми? И почему?

Слайд 16

- А здесь вы видите факты, связанные с князьями. Определите в парах - какой князь, какие действия совершал.

Проверим. Слайд 17

Любая точка зрения должна быть аргументирована.

Работа в парах.

 
  Самооценка действий учеников Учащиеся оценивают свои действия  
VIII. Домашнее задание. Слайд 18.

- На следующем уроке мы выясним особенности Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Д/з: прочитать до конца п.10-11, ответить на вопросы, приготовить сообщения-презентации о правителях этих княжеств