Цели
1. Научить выделять причины и последствия возвышения Владимиро-суздальского княжества.
2. Объяснять преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.
3. Создать условия для возможности оценить поступки людей того времени с позиции современного человека.
Обязательный минимум содержания:
Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество.
Основные виды деятельности учеников:
Объяснять смысл понятий: исторический источник, политическая раздробленность, династия, великий князь, дружина.
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности.
Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития княжества
План урока.
I. Проблема урока: Почему авторы учебника истории Владимиро-Суздальского княжества уделили больше внимания, чем остальным главным политическим центрам Руси?
II. Поиск решения проблемы.
1. Особенности Северо-Восточной Руси
Примерный вывод по проблеме: Северо-Восточная Русь изначально была обособленным центром в пределах Древнерусского государства.
2. Первые князья.
Примерный вывод по проблеме: при Андрее Боголюбском Владимиро-Суздальская земля стала великим княжеством, а при Всеволоде Большое гнездо достигло своего расцвета.
3. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества.
Примерный вывод по проблеме: Политика Всеволода Большое Гнездо способствовала расцвету княжества.
Примерный вывод по проблеме урока: С конца XII до середины XIII века Владимиро-Суздальское княжество переживало расцвет хозяйства и культуры, поэтому авторы учебника уделили этому княжеству больше внимания.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Слайд 1. - Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - А на сегодняшний день, какую территорию можно назвать главным политическим центром России? А почему? - Наша история изучается по различным историческим источникам, каким? - А летописи относятся к каким источникам? - Как называется самый первый летописный источник по древнерусской истории? - Одним из источников является и “Слово о полку Игореве”. Посмотрим, как неизвестный автор говорит нам о князьях того времени. Слайд 2 Скажите, выделяет ли он каким-то образом владимиро-суздальского князя? - Откроем параграф 10-11 с.92 и посчитаем, сколько страниц авторы учебника уделили изучению истории Владимиро-Суздальского княжества - Какое наблюдается противоречие? |
- Какие территории являлись
главными в Древней Руси. - Москва. - Столица нашей Родины, в Москве находятся главные органы власти, работает президент. Есть 2 вида источников: письменные и вещественные. - Письменным. - “Повесть временных лет” написанная в XII в, монахом Нестором - Ученики должны указать, что автор “Слова” никак не выделяет владимиро-суздальского князя. - В “Слове” не выделяются владимиро-суздальские князья, а в истории их княжеству придаётся большое значение. - 5 страниц, а на изучение Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества меньше. |
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
II. Версии. | Слайд 3 - Какую проблему урока нам предстоит решить? Как вы думаете, какие могут быть версии по решению этой проблемы? |
- Почему авторы учебника истории
Владимиро-Суздальского княжества уделили больше
внимания, чем истории других политических
центров? - Наверное, потому, что оно было самым сильным государством |
|
III. Актуализация знаний. | Слайд 4 - Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда. (Соотнести понятия и определения: великий князь, дружина, политическая раздробленность, династия, государство) - Проверим. Слайд 5 Слайд 6 – Мы помним, что Древнерусское государство распалось. Когда это произошло, и на какие части распалось государство? |
Учащиеся выполняют задание
слайда. Учащиеся указывают век и называют части, на которые распалось Древнерусское государство (Южная, Юго-Западная, Северо-Западная и Северо-Восточная Русь). |
|
IV. Планирование деятельности. | Слайд 7 - Итак, сегодня мы изучаем историю Владимиро-Суздальское княжества. Но как мы должны это делать? Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Что является определяющим для развития государства? |
- Нам необходимо узнать, где находилось это княжество, выявить особенности территории и познакомиться с правителями этого княжества | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. “Особенности
Северо-Восточной Руси” Слайд 8. Рассмотрим внимательно карту, и попробуем дать характеристику территории Владимиро-Суздальского княжества. Найдите в тексте учебника факты, говорящие о особенностях этих земель/ 2. “Первые князья” Слайд 9, 10 - Успешное развитие государства во многом зависит от того человека, который является руководителем. Назовите фамилию сегодняшнего руководителя нашего государства. - А кто же тогда в в. был правителем Северо-Восточной земли? В домашнее задание входила подготовка сообщений. Слайд 11 - Сравним правление Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Какие плюсы и минусы они имели на ваш взгляд: 1) Юрий Долгорукий, 2) Андрей Боголюбский. (Работа с цветными карточками + -) Слайд 12 Третьим князем Владимиро-Суздальского княжества был Всеволод Большое Гнездо Слайд 13 - Как вы думаете - Почему правление Всеволода Юрьевича называют временем расцвета Владимиро-Суздальского княжества? |
(Называют особенности). 1. Лес мог защитить от набегов кочевников, лес давал возможность иметь заниматься охотой. 2. Здесь была пригодная для земледелия почва. 3. Развивались ремесла. 4. Земли осваивались самими князьями и поэтому эти земли они считали своими. Вывод. Территория Владимиро-Суздальского княжества изначально была обособленным княжеством Путин В.В. Учащиеся выступают по очереди с сообщениями, (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, работают с картой. Отмечают основные события, связанные с князьями, и дают характеристику их правления. Сообщение о Всеволоде Всеволод Большое Гнездо) работают с картой. - При Всеволоде княжество стало большим, могущественным, а княжеская власть была очень сильной, и князь вмешивался в дела соседних княжеств |
|
VI. Выражение решения проблемы. | Слайд 14 - И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока: - Почему авторы учебника истории Владимиро-Суздальского княжества уделили больше внимания, чем истории других политических центров? |
С конца XII до середины XIII века Владимиро-Суздальское княжество переживало расцвет хозяйства и культуры. | |
VII. Применение нового знания. | Слайд 15 - Мы узнали, какие действия совершали князья Владимиро-Суздальской земли, попробуем оценить их действия с точки зрения людей XXI века… Какие качества князей я считаю положительными, а какие недопустимыми? И почему? Слайд 16 - А здесь вы видите факты, связанные с князьями. Определите в парах - какой князь, какие действия совершал. Проверим. Слайд 17 |
Любая точка зрения должна быть
аргументирована. Работа в парах. |
|
Самооценка действий учеников | Учащиеся оценивают свои действия | ||
VIII. Домашнее задание. | Слайд 18. - На следующем уроке мы выясним особенности Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Д/з: прочитать до конца п.10-11, ответить на вопросы, приготовить сообщения-презентации о правителях этих княжеств |