Цель урока: “услышать” музыку на картине и “нарисовать” картину в музыке.
На доске портреты Н.А. Римского-Корсакова, И. Айвазовского и картины моря в разном состоянии – штиль, легкие волны, шторм: И. Айвазовский “Штиль”, “Ночь. Голубая волна”, “Радуга”.
Ход урока
Вход учеников по пригласительным билетам, разделение на 4 команды: “Бриз”, “Баркас”, “Шторм”, “Штиль”.
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ответы детей.
Расшифровка названий команд, их связь с морской тематикой.
Выход на тему урока.
- Море, как явление природы. Может быть изображено в разных искусствах – и в музыке, и в живописи. Кто из известных вам людей искусства изображал море в своих произведениях?
Ответы детей.
Учитель обращает внимание на портреты Римского-Корсакова и Айвазовского.
- Что такое, на ваш взгляд, музыкальность в живописи?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам внимательно посмотреть на картины Айвазовского, где море изображено в разных состояниях и попытаться услышать музыку, которая звучит у вас внутри.
- К каждой картине напишите 3-4 прилагательных, которые опишут вашу внутреннюю музыку.
Дети читают прилагательные, учитель пишет их на доске под соответствующей картиной.
- Скажите, пожалуйста, вы все услышали одинаковую музыку или похожую?
Ответы детей.
- В живописи есть музыка и эта музыка “внутренняя” и мы слышим ее внутренним слухом.
Учитель совместно с детьми делает вывод: в каждой картине есть своя музыка и каждый слышит ее по-разному.
- При помощи каких средств выразительности Айвазовский передает состояние моря?
Ответы детей.
- Как вы думаете, при помощи каких средств выразительности композитор изображает море в музыке?
Ответы детей.
- Послушайте, пожалуйста, вступление к опере “Садко” Н.А.Римского-Корсакова и мысленно “нарисуйте” море, а, чтобы вам было легче это сделать – во время прослушивания “нарисуйте” море движениями рук.
Звучит муз. фрагмент. Вступление к опере “Садко”.
- Обсудите в группе какое море у вас получилось и напишите 5 прилагательных, которые соответствуют этой картине.
Обсуждение. Группы дополняют друг друга.
- А сейчас я предлагаю каждому из вас в тетради нарисовать то море, которое вы увидели, когда слушали музыкальную картину Римского-Корсакова.
Звучит еще раз муз. фрагмент. Вступление к опере “Садко”, дети рисуют море в тетрадях.
- Покажите ваши рисунки друг другу.
- Какая из картин Айвазовского близка музыке вступления из оперы “Садко”? Что их роднит?
Ответы детей.
- Какие средства выразительности использует композитор?
… а художник?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам по группам заполнить таблицу.
Средства выразительности
Живопись | Музыка |
Образец заполненной таблицы:
Живопись | Музыка |
рисунок (линия) | мелодия |
колорит (цвет) | тембр |
композиция | форма |
смена тона в красках, чередование объектов | ритм |
Группы меняются таблицами и проверяют друг у друга.
Обсуждение.
- Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Ответы детей.
Учитель и дети вместе делают вывод урока: все художественные произведения и музыки, и изобразительного искусства рождаются из единого источника. Источник этот сама жизнь (окружающий мир).
“Услышать” музыку картин, почувствовать почерк выдающегося Мастера позволяет вступить в диалог с художником любой эпохи.
Домашнее задание: с помощью интернета, энциклопедий найти кто еще из художников и музыкантов изображал море.
Дополнительный материал: А.Зацепин песня “Ты слышишь, море?”.