Урок музыки «Музыкальная живопись и живописная музыка в опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"». 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель урока: “услышать” музыку на картине и “нарисовать” картину в музыке.

На доске портреты Н.А. Римского-Корсакова, И. Айвазовского и картины моря в разном состоянии – штиль, легкие волны, шторм: И. Айвазовский “Штиль”, “Ночь. Голубая волна”, “Радуга”.

Ход урока

Вход учеников по пригласительным билетам, разделение на 4 команды: “Бриз”, “Баркас”, “Шторм”, “Штиль”.

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Ответы детей.

Расшифровка названий команд, их связь с морской тематикой.

Выход на тему урока.

- Море, как явление природы. Может быть изображено в разных искусствах – и в музыке, и в живописи. Кто из известных вам людей искусства изображал море в своих произведениях?

Ответы детей.

Учитель обращает внимание на портреты Римского-Корсакова и Айвазовского.

- Что такое, на ваш взгляд, музыкальность в живописи?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам внимательно посмотреть на картины Айвазовского, где море изображено в разных состояниях и попытаться услышать музыку, которая звучит у вас внутри.

- К каждой картине напишите 3-4 прилагательных, которые опишут вашу внутреннюю музыку.

Дети читают прилагательные, учитель пишет их на доске под соответствующей картиной.

- Скажите, пожалуйста, вы все услышали одинаковую музыку или похожую?

Ответы детей.

- В живописи есть музыка и эта музыка “внутренняя” и мы слышим ее внутренним слухом.

Учитель совместно с детьми делает вывод: в каждой картине есть своя музыка и каждый слышит ее по-разному.

- При помощи каких средств выразительности Айвазовский передает состояние моря?

Ответы детей.

- Как вы думаете, при помощи каких средств выразительности композитор изображает море в музыке?

Ответы детей.

- Послушайте, пожалуйста, вступление к опере “Садко” Н.А.Римского-Корсакова и мысленно “нарисуйте” море, а, чтобы вам было легче это сделать – во время прослушивания “нарисуйте” море движениями рук.

Звучит муз. фрагмент. Вступление к опере “Садко”.

- Обсудите в группе какое море у вас получилось и напишите 5 прилагательных, которые соответствуют этой картине.

Обсуждение. Группы дополняют друг друга.

- А сейчас я предлагаю каждому из вас в тетради нарисовать то море, которое вы увидели, когда слушали музыкальную картину Римского-Корсакова.

Звучит еще раз муз. фрагмент. Вступление к опере “Садко”, дети рисуют море в тетрадях.

- Покажите ваши рисунки друг другу.

- Какая из картин Айвазовского близка музыке вступления из оперы “Садко”? Что их роднит?

Ответы детей.

- Какие средства выразительности использует композитор?

… а художник?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам по группам заполнить таблицу.

 Средства выразительности

Живопись Музыка
   
   
   
   
   

Образец заполненной таблицы:

Живопись Музыка
рисунок (линия) мелодия
колорит (цвет) тембр
композиция форма
смена тона в красках, чередование объектов ритм
   

Группы меняются таблицами и проверяют друг у друга.

Обсуждение.

- Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Ответы детей.

Учитель и дети вместе делают вывод урока: все художественные произведения и музыки, и изобразительного искусства рождаются из единого источника. Источник этот сама жизнь (окружающий мир).

“Услышать” музыку картин, почувствовать почерк выдающегося Мастера позволяет вступить в диалог с художником любой эпохи.

Домашнее задание: с помощью интернета, энциклопедий найти кто еще из художников и музыкантов изображал море.

Дополнительный материал: А.Зацепин песня “Ты слышишь, море?”.