Цель урока: формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.
Задачи урока:
- рассмотреть способ вычитания числа 4 по частям;
- вывести алгоритм вычитания числа 4 из 11, 12, 13;
- закреплять и развивать умения выбирать необходимые арифметические действия для решения текстовых задач;
- выполнять деление чисел с использованием фишек, развивать мышление учащихся;
- развивать навыки самоконтроля
Оборудование: компьютер, проектор, классная доска, счётные палочки, абак, веер цифр, учебники, раздаточный материал для учащихся, презентация к уроку.
Ход урока
1. Адаптационный этап.
1) Орг. момент.
- “Математика - гимнастика ума”. А.В. Суворов.
- “Шапка для ума”.
- “Наденьте шапку” (мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза).
2) Разминка.
Математический цветовой диктант.
- Работаем красным и зелёным карандашами. Если вы согласны с утверждением, то рисуете зелёный кружок, а если нет, то рисуете красный кружок.
- 4 увеличить на 2 это 6.
- 2 плюс 2 это 5.
- Сумма 5 и 3 это 8.
- Разность 4 и 2 это 1.
- 7 уменьшить на 3 это 4.
- К 4 прибавить 4 получится 8.
- 4 без 1 это 2.
Проверка. (Слайд 1. Презентация)
Оцени свою работу.
3) Актуализация знаний.
(Слайд 2) / 2 + 2 = 5 4 – 2 = 1 4 – 1 = 2/
- Посмотрите на примеры, в которых были допущены ошибки. Исправим ошибки.
- Состав какого числа надо знать, чтобы не допустить ошибок? (Cостав 4)
- Расскажите состав числа 4.
- Проверка. (Слайд 3)
- Как из какого-нибудь числа вычесть 4? (По частям: 1 и 3; 3 и 1; 2 и 2; 4 раза по 1)
Формулируем тему урока.
- Как вы думаете, какая тема урока? (Слайд 4)
2. Основной этап.
Вычитание числа 4 из чисел первого десятка.
- Уменьши данные числа на 4. Ответ покажи с помощью веера цифр. Объясни, как ты вычислял.
6 8 5 7 9 4 10 0
- Из какого числа нельзя вычесть 4? Из каких чисел также нельзя вычесть 4? (1, 2, 3)
Вычитание числа 4 из 11, 12, 13.
Создание интеллектуального затруднения.
- А как из 13 – 4? (Мнения детей)
- Какой предмет поможет решить данный пример? (Абак)
Работа с абаком. Решение примеров вида: 13 – 4, 11 – 4, 12 – 4
Формулируем алгоритм:
- Работая с абаком, что общего в решение данных примеров вы заметили? (Вычитая по частям, сначала вычитаем до 10, а потом оставшуюся часть)
Рабочая тетрадь.
- Решаем данные примеры, используя этот способ вычисления, комментируя свои действия. (у доски и в тетрадях)
Закрепление. Работа в парах.
- Проверь работу “машины”. Исправь ошибки. (Карточка)
- Проверка. (Слайд 5)
3. Физминутка.
Решение задач.
Составь задачу по рисунку. (Учебник с 63 №4) (Слайд 6)
- Составь условие и вопрос задачи.
- Решаем задачу самостоятельно.
- Проверка: 2 человека записывают на доске своё решение.
- Формулируем и записываем ответ.
Работа в группах (карточки: на одной парте 2 условия, на другой – 2 вопроса). (Слайд 7)
- Прочитайте записи на карточках (в парах).
- Поднимите руку, у кого написаны условия задач, у кого – вопросы.
- Объединитесь в группы и составьте задачи.
- Проверка: прочитайте получившиеся задачи.
(Слайд 8)
- К какой задаче подходит данное решение?
12 – 4 = 8 (п.)
Решаем задачу на деление. (Слайд 9)
- Прочитайте. Представьте.
- Каким действием решается эта задача? (делением)
- Решаем с помощью палочек. (1 человек у доски с помощью фишек)
- Записываем решение, ответ.
4. Развивающие задания со счётными палочками. (Слайд 10)
- Какую геометрическую фигуру можно сложить из 4 палочек? (Квадрат)
- А для двух квадратов сколько понадобится палочек? (8)
- Сложите два квадрата из 7 палочек.
- Проверка. (Слайд 11)
5. Рефлексия
1) Рисуем смайлик.
- Урок был интересным, и вы справились практически со всеми заданиями.
- Урок был интересным, но не все задания получилось выполнить без ошибок.
- Урок был трудным, и вы не смогли правильно выполнить много заданий.
2) - За что хотите похвалить себя на уроке?
3) - Кого из одноклассников хотите похвалить, сказать спасибо? (Слайд 12)