В последнее время педагоги и воспитатели стали уделять повышенное внимание вопросам сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Несомненно, это можно считать положительной тенденцией современной системы обучения и воспитания. Однако стоит заметить, что основной упор при этом делается на зрительное восприятие, в то время как немаловажное значение в развитии детей играет и слуховое восприятие.
В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу “звучит – не звучит”, далее – с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности. Восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным), служит важнейшим средством развития психики ребенка.
Данная методическая разработка посвящена развитию восприятия неречевых звуков у детей 2-2,5 лет (первая младшая группа). Она может быть реализована не только психологами, но и воспитателями. Основная цель занятий – изучение и усвоение детьми звуков, издаваемых домашними животными. Кроме этого, в процессе выполнения различных заданий происходит расширение представлений детей об окружающем мире. Материал несложен для усвоения и интересен, поэтому с него лучше всего начинать занятия с малышами, приучая их к выполнению заданий, поручений взрослого. А затем, после освоения данной темы, можно проводить более сложные занятия, например, связанные с восприятием цвета, формы, размера предметов.
Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В процессе работы я столкнулась с тем, что при использовании двухмерных изображений дети гораздо медленнее усваивают характеристики предметов. Поэтому для развития восприятия неречевых звуков было решено использовать объемные вязаные игрушки, в виде различных домашних животных: кошка, собака, свинья, лошадь, овечка. Игрушки я связала крючком, в качестве наполнителя использовалось содержимое заводских антистрессовых игрушек, благодаря чему, они имеют слегка пластичную форму и приятны на ощупь. По размеру игрушки не большие: 10-12 см, деткам очень удобно держать их в руках, а так же манипулировать ими.
Цикл состоит из 5 занятий с периодичностью - 1 занятия в неделю, длительностью 10-15 минут каждое. В подгруппе 4-5 детей, поскольку в этом возрасте им еще тяжело работать в больших подгруппах, а педагогу будет сложно удержать внимание всех ребят. Поскольку перерыв между занятиями достаточно большой, воспитателям необходимо в течение всей недели актуализировать знания, полученные детьми на занятиях, а так же повторять игры и потешки, которые были разучены. Первое занятие - вводное, на нем происходит более близкое знакомство с детьми, установление контакта, создание дружественных отношений.
Главный герой всех занятий и помощник педагога-психолога – персонаж современного, любимого многими детьми мультфильма “Смешарики”. Крош (так зовут смешарика) знакомится с детьми на первом занятии и присутствует на всех последующих, он изготовлен по той же технологии, что и домашние животные.
Каждое занятие, кроме вводного, имеет следующую структуру:
- Приветствие.
- Основная часть.
- Физкультминутка или потешка.
- Прощание.
Занятие № 1 (вводное)
Программное содержание: знакомство детей с Крошем (основным персонажем всех занятий) и установление контакта между педагогом и детьми.
Материал: игрушка Крош.
Ход занятия: педагог сообщает детям, что сегодня им предстоит встреча с кем-то интересным, а именно, с героем их любимого мультфильма – Крошем. Он хочет пообщаться с ребятами, познакомиться с ними поближе. Каждый ребенок по очереди гладит Кроша, жмет ему лапку и называя свое имя, здоровается с ним.
Затем Крош предлагает детям поиграть в игру-потешку “Собачка”.
После чего педагог говорит ребятам, что Крошу очень понравилось с ними играть, и он обязательно придет к ним еще (при этом так же нужно поинтересоваться понравилось ли ребятам играть со смешариком и хотят ли они еще с ним увидеться), а сейчас настало время прощаться. И Крош лично с каждым попрощается за руку
Занятие № 2
Программное содержание: знакомство с домашними животными и звуками, которые издает каждое из них.
Материал демонстрационный: игрушка Крош, игрушки – домашние животные: кошка, свинья, собака, CD-диск с записью голосов этих животных, магнитофон.
Ход занятия: детишек приветствует Крош (жмет каждому руку и здоровается по имени). Педагог с помощью Кроша рассказывает детям о том, что рядом с человеком живут домашние животные и о том, что все они тоже умеют разговаривать, как и мы, но только каждый на своем языке. Затем Крош знакомит ребят по очереди с каждым животным и демонстрирует как они “разговаривают” при помощи звуковой записи. Потом Крош играет вместе с ребятами в игру “Перевоплощение”.
После игры педагог с детьми разучивает потешку “Разговор животных”.
Занятие заканчивается прощанием с Крошем, кошкой, свиньей и собакой.
Примечание: дети этого возраста очень легко “заражаются” поведением других и любят подражать, поэтому педагогу так же необходимо включиться в игру и первым показать пример самому.
Занятие № 3
Программное содержание: знакомство с домашними животными и звуками, которые издает каждое из них, повторение пройденного материала.
Материал демонстрационный: игрушка Крош, игрушки – домашние животные: кошка, свинья, собака, овечка, лошадь, CD-диск с записью голосов этих животных, магнитофон.
Ход занятия: детишек приветствует Крош (жмет каждому руку и здоровается по имени). Он говорит детям, что к ним в гости пришли домашние животные с нашего предыдущего занятия и с ними тоже надо поздороваться, но сделать это нужно на языке каждого из них. Когда педагог демонстрирует кошечку – ребята мяукают ей в ответ, показывает собачку – гавкают, а свинью приветствуют хрюканьем. Затем Крош рассказывает ребятам, что к ним пришли еще и новые домашние животные: овечка и лошадь и демонстрирует как они “разговаривают” при помощи звуковой записи. Потом Крош играет вместе с ребятами в игру “Перевоплощение”, но уже используются все домашние животные, с которыми познакомились на двух занятиях.
Затем педагог проговаривает с ребятами потешку “Собачка”, после чего герои сегодняшнего занятия прощаются с детьми.
Занятие № 4
Программное содержание: повторение и закрепление пройденного материала.
Материал демонстрационный: игрушка Крош, игрушки – домашние животные: кошка, свинья, собака, овечка, лошадь, CD-диск с записью голосов этих животных, магнитофон.
Ход занятия: детишек приветствует Крош (жмет каждому руку и здоровается по имени). После чего говорит, что произошла досадная неприятность: наши знакомые домашние животные перепутали свои голоса. Нужно срочно помочь каждому из них отыскать свой голос. Детям демонстрируется животное и запись голоса другого животного (например, показывают кошку, а звучит хрюканье свиньи). После чего педагог интересуется у детей так ли “разговаривает” это животное, и дети подсказывают как на самом деле оно должно “говорить”. После того как каждое животное найдет свой голос, Крош предлагает ребятам встать и маленько подвигаться. Физкультминутка “Зверята” дети встают в круг и под негромкую музыку разучивают движения и текст. На этом занятие закончено, и детишки прощаются с гостями.
Занятие № 5
Программное содержание: дифференциация звуков конкретных животных из нескольких, одновременно звучащих; повторение и закрепление пройденного материала.
Материал демонстрационный: игрушка Крош, игрушки – домашние животные: кошка, свинья, собака, овечка, лошадь, CD-диск с записью голосов этих животных, магнитофон.
Ход занятия: как всегда появляется Крош, который радостно приветствует ребят. Смешарик говорит детишкам, что он хотел поиграть с ними и с уже хорошо знакомыми нам домашними животными, но проблема в том, что животные еще спят у себя в домике и их нужно разбудить. А будить животных надо каждого на его языке. Первой будим кошечку (педагог интересуется у ребятишек как будем будить кошечку, если возникли трудности, то подсказывает), таким образом надо разбудить всех животных.
После того как все животные проснулись и вышли из своего домика, раздается звук, в котором одновременно “разговаривают” несколько животных, Крош удивленно спрашивает ребят о том какие именно животные сейчас прозвучали. И хвалит детишек за верные ответы.
Педагог проводит физкультминутку “Зверята”, которую разучили на прошлом занятии. И в завершение занятия ребята прощаются с Крошем и домашними животными. Теперь педагог подытоживает буквально в двух предложения материал, который был изучен детьми и прощается с ними.
По итогам проведения занятий стало ясно, что выделение в отдельный комплекс занятий по восприятию неречевых звуков детьми 2-2,5 лет позволяет в быстрые сроки усвоить голоса различных животных, при этом важную роль играет визуальный эталон, к которому относится звук. На начальном этапе следует брать объемные игрушки (в виде нужного животного) и лишь потом, когда дети усвоят материал, в качестве наглядности можно использовать двухмерные изображения.
Игры и потешки, используемые на занятиях
“Перевоплощение” педагог предлагает деткам изображать различных животных, например, кошечку. Нужно мяукать, мурлыкать как кошка и ходить на четвереньках (по паласу). И так проиграть роль каждого животного, с которым дети познакомились на занятии. Более сложный вариант, когда педагог уже сам не показывает, а только говорит в кого нужно превратиться. Фоном звучит тихая музыка без слов.
“Разговор животных”:
Кошечки мяукают: мяу-мяу-мяу (ручки с растопыренными пальцами подставлены к щекам, изображая усы котят);
Поросята хрюкают (к носу подставлен кулак, изображая пятачок у поросят): хрю-хрю-хрю;
А собаки лают: гав-гав-гав (руки перед собой, слегка согнуты в кистях – имитируя лапки собаки);
А детишки веселятся: ахха-хах, ахха-хах (ручками держатся за животики, показывая веселый смех).
Потешка “Собачка”:
- все, собачка, обыщи и мне носик отыщи (рукой, сложенной в форме головы собачки, повертеть в разные стороны),
- я ходила, я искала, тебе носик отыскала! (Дотронуться до носа);
- все, собачка, обыщи и мне ушко отыщи (рукой, сложенной в форме головы собачки, повертеть в разные стороны),
- я ходила, я искала, тебе ушко отыскала! (Дотронуться до уха);
- все, собачка, обыщи и мне ротик отыщи (рукой, сложенной в форме головы собачки, повертеть в разные стороны),
- я ходила, я искала, тебе ротик отыскала! (Дотронуться до рта);
Физкульт минутка “Зверята”
Мы все весело, играли,
А теперь все дружно встали (руки вверх и в
стороны).
На лошадке поскакали (имитируем езду на лошади и
цокаем при этом),
Как собачка побежали (дышим как собачка и бежим
на месте),
А теперь еще как хрюшка –
Почесали себе брюшко (похрюкивая чешим животики),
Мы как кошечка умылись (пальцы сжали, так чтоб
ладошка походила на кошачью лапку и протираем
рукой лицо),
Как овечка рассердились (топаем ногой, руки в
боки)
Головою повертели и тихонечко присели (аккуратно
поворачиваем голову влево - вправо и садимся на
свои места).