Умение общаться является одним из главных критериев оценки владения иностранным языком и особенно остро востребовано современными реалиями. Эффективность ролевых игр в развитии навыков устной речи известна давно. Обучающие возможности этого метода широко используются в процессе обучения. Развитие устных коммуникативных навыков и умений трудно достичь без овладения данной формой обучения речевой деятельности.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека.
Игру как метод обучения люди использовали с древности.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые приемы и ситуации выступают как средства побуждения и стимулирования учащихся к выработке определённых навыков речи. Игра – это вид деятельности в условных ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Учебные игры позволяют решить целый спектр задач: применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникабельности; развитие творческих способностей; адаптация к условиям среды; обучение общению.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Бесспорно, игра посильна и полезна даже слабо-мотивированным детям. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания - все это дает возможность обучающимся свободно высказываться на чужом языке. При этом повышается мотивация к овладению и других аспектов речи. Игра - это активный способ достичь многих образовательных целей.
Например:
закрепить новый материал:
- игра - удачное решение для активизации и повторения пройденного;
- игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходится заниматься более сложными вещами;
- игра - это прием смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
- игра - это идеальная возможность расслабиться и повеселиться;
- игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры - просто повеселиться, а не получать оценки или зарабатывать баллы и выигрывать. И хотя элемент соревнования часто добавляет оживления и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих;
- быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие;
- игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти;
- игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;
- игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению;
- ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться.
Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес и мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Предлагаемые игры могут модифицироваться и адаптироваться к условиям конкретного урока, конкретной группы. Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приемами способствуют качественному усвоению материала и делают радостным сам процесс познания, который становится для ученика потребностью.
Одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком является использование игр обучающего характера. Игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Одновременно игра - это инструментарий преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком.
По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Все это вместе взятое составляет мотивацию учения.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранным языкам как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик. Положительное влияние возбуждения интереса у каждого учащегося к игре оказывает групповая деятельность.
Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке.
Но игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Как показывает опыт применения игр, необходимо постепенно вводить все новые и новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал. На одном уроке проводится, например, игра на ряд-победитель, на другом - “в фанты”, затем - на загадывание и т. п. Если в одном случае выигрывал ряд, правильно и быстро написавший слова, то в другом - ряд, лучше всех описавший картину, в третьем - лучше других составивший диалог, и т. д.
Опыт показывает, что игра, хотя и на короткий промежуток времени способствует созданию “языковой среды” на уроке и вне его. Во время игры учащиеся могут психологически перестраиваться и начинать думать только об игре, а не о языке. Игра дает им возможность увидеть практическое использование знаний, умений и навыков. Энергичный темп игры приучает быстро мыслить, упражняет готовность их языковой памяти, способствует развитию темпа речи. Играя на уроках иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется в определенных и постоянно расширяющихся пределах. Однако все это реализуется лишь при правильном подборе и организации игр учителем. Все игры должны проводиться методически грамотно. Для этого необходимо:
- Одну и ту же игру повторить несколько раз (путем подстановки новых лексических единиц).
- Новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль передать хорошо подготовленному ученику.
- Придать игре характер соревнования, для того чтобы получить от игры наибольший эффект.
- Снабдить играющих различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями.
- Использовать особый словарь, который поможет учителю проводить игру на иностранном языке.
- Исключительно большое значение в играх обучающего характера имеет исправление ошибок. Желательно, чтобы и оно проводилось в игровой форме “разыгрывания фантов”, “записывания очков” и т. п.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологи. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии. Кроме того, педагогические игры различают по спектру целевых ориентации на дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие.
Дидактические игры: расширение кругозора; познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие игры: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительно.
Развивающие игры: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие игры: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самоконтроль; обучение общению; психотерапия. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Языковые игры Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, этапе овладения иностранным языком. Языковые игры подразделяются на:
- фонетические, их целью является формирование правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха; формирование навыка установления звуко-буквенных соответствий; навыка произношения связного высказывания или текста и др.
- орфографические, их цель - формирование навыков сочетания букв в слове, осознания буквы в слове; формирование, развитие и совершенствование словообразовательных и орфографических навыков и др.
- лексические и грамматические игры, их целью является активизация и закрепление лексики по изученным темам; формирование и развитие контекстуальной догадки; автоматизация употребления глаголов (модальных, форм глагола), конструкций в устной речи.
Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц. Упражнения этой группы приводятся в форме готовых инструкций обучаемым и отдельных пояснений преподавателю. Игровой аспект в разных упражнениях выражен неодинаково — от полного использования игровой деятельности обучаемых до сугубо дидактических игр. Цели у данной группы упражнений весьма разнообразны: запоминание и контроль лексики, активизация лексики в монологической речи, дифференциация лексики по семантическому признаку и формирование навыка лексико-грамматической трансформации, тренировка языковой догадки, тренировка грамматического оформления лексических единиц, тренировка употребления словосочетаний в грамматических структурах, дифференцированное употребление лексики в типовых предложениях, тренировка употребления видо-временных форм глагола, тренировка навыка грамматического конструирования предложений, тренировка употребления грамматики и лексики в вопросно-ответных диалогических единствах, оформление монологических высказываний.
Игровые упражнения с использованием психотехники
Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала. Можно рекомендовать для использования в обучении любому иностранному языку психотехнические игры типа: Животные, Объяснение жеста, Режиссеры и актеры, Биография персонажа, Картина, Играем в куклы, Путешествие по улице,Покупки, Все наоборот и многие другие.
Данные упражнения охватывают некоторые виды взаимодействия человека с окружающей обстановкой и развивают навыки всестороннего внимания к ним, необходимого для спонтанного восприятия ситуации и организации условных действий в обучении иностранному языку на материале театрализованных задач. Наряду с решением психологических проблем подготовительные действия помогают успешному усвоению иноязычного речевого материала, прочному запоминанию лексических единств, практическому использованию средств самовыражения. Подготовительные действия тренируют также соединение физических операций с речевой наглядностью, стимулируют обращение за наглядностью к собственному опыту.
1. Упражнения на развитие наблюдательности при описании предметов и явлений подразделяются на несколько видов:
- упражнения на зрительное внимание вскрывают понятийную сочетаемость данной лексической единицы, закрепляют навык постановки общих, специальных, разделительных и альтернативных вопросов, тренируют навык владения структурой короткого повествовательного предложения
- упражнения на определение различия и сходства между двумя подобными предметами способствуют развитию наблюдательности, закрепляют навык свободного употребления форм степеней сравнения прилагательных и притяжательных местоимений
- упражнения на поисковое и оценочное внимание закрепляют употребление модальных глаголов, форм пассивного залога ¦ упражнения на спонтанное описание предмете, на композиционное внимание используются для закрепления лексики
2. Упражнения на воспроизведение услышанного вырабатывают навык составления цельного рассказа на основе услышанного, активизируют навык употребления глаголов.
3. Упражнения на описание качеств предметов на основе осязательных ощущений вырабатывают и закрепляют навыки владения степенями прилагательных, помогают усвоить антонимические пары и синонимические ряды.
4. Упражнения на описание вкусовых ощущений активизируют употребление лексики, отражающей процесс обоняния, тренируют навык самовыражения.
5. Упражнения на активизацию комплексного и общего внимания развивают умение свободно оперировать лексикой в предлагаемых обстоятельствах.
6. Упражнения на выражение отношения к предмету тренируют у учеников навык организации понятийных полей вокруг каждого предмета, формулируют эмоциональное оценочное и эстетическое отношение к одному и тому же предмету.
Игровые упражнения для обучения иноязычному общению
Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию всех навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнеров по общению, формирования и формулирования многообразных функциональных типов высказываний (описания, сообщения информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.).
Цель каждой из игр составляет речевая тренировка на иностранном языке. Преподаватель сообщает обучаемым игровую цель, которая настраивает их на выполнение различных действий, а иноязычная речь становится средством их выполнения, создавая основу для практики иноязычной речи обучаемых (говорения, письма, аудирования, чтения).
Игры для обучения иноязычному общению подразделяются на:
- игровые упражнения для речевой разминки (зарядки), цель данного вида упражнений - активизация вопросно-ответного взаимодействия; активизация навыков и умений построения тематического монолога в групповом диалоге в конкретной ситуации общения; активизация навыков и умений описания внешности и характера человека, сообщение основных данных о нем на иностранном языке; активизация речемыслительной деятельности обучаемых на материале иноязычной лексики, формулирование высказываний типа предположения, утверждения, выражения сомнения, уверенности и т.д.
- игры типа интервью для активизации навыков и умений в системе “диалог - монолог в диалоге”, их цель - формирование навыков и умений планирования высказываний и речевого взаимодействия с партнером; практика вопросно-ответного взаимодействия и активизация речемыслительной деятельности в заданных условиях, практика смыслового восприятия иноязычной речи на основе восстановления контекста иноязычного общения.
Игры на догадку. Их целью является активизация навыков и умений диалогической речи с применением различной техники расспроса, вопросно-ответного взаимодействия с использованием высказываний типа предположения, уточнения, запроса и сверки информации; формирование языкового чутья; формирование навыков и умений выбора способа коммуникативного взаимодействия в процессе общения для решения проблемной задачи.
- игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие. Их цель - тренировка навыков и умений выражения в иноязычной речи сходства и различия; порождения высказываний типа описания доказательства, рассуждения, обсуждения, аргументирования, объяснения, убеждения; использование техники расспроса и всевозможных по содержанию и структуре реплик реакции и т.д.
Коммуникативные игры в обучении иностранному языку
Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр - организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.
В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачу.
Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная - моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров.
Коммуникативные игры, в основе которых лежит методический приём ранжирования.
Данный прием предполагает распределение определенных предметов или явлений в порядке значимости/важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и общающиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах.
Возможны следующие варианты проведения игры:
- ученик работает самостоятельно, записывая свое решение проблемы. Затем эти решения обсуждаются в парах, небольших группах или целой группой;
- ученики в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут представить и обосновать в итоговой общей дискуссии;
- все ученики, варианты ответов которых совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта ранжирования.
Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся.
Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить/уточнить неизвестные им факты/события. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из речевых партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника общения и состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие обучающихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную (неполную) информацию, которую они оба должны объединить для решения общей проблемы.
Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов
В этом случае каждый обучающийся получает одну часть информации и должен найти недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей.
Игры на поиск пары и координацию действий
Каждый обучающийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.
Интервью
Общим признаком этой группы приемов является задача опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.
Проведению интервью предшествует составление вопросника, возможно, в виде таблицы, в которой фиксируются ответы опрашиваемых.
Подготовка к интервью предполагает соблюдение следующих правил:
1. Прежде всего, необходимо уточнить все возможные данные о человеке, у которого берется интервью.
2. Планируются все вопросы, включая: кто? что? где? когда? почему? как? Обычно не задают вопросы, требующие ответа “да” или “нет”. Если в этом есть необходимость, то они дополняются вопросами, ответы на которые уточняют подробности.
3. Обычно стараются задавать оригинальные вопросы, но на которые интервьюируемый может ответить. При этом учитываются потребности аудитории.
Ролевые игры.
Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является динамичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений. Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, которые нередко носят конфликтный характер. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя ил какого-нибудь персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, нет опасения, что общение не состоится, что поведение участников будет понято неправильно.
Определены правила проведения ролевых игр:
- обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни. Это может быть все, что угодно: от встречи знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации, например деловых переговоров, конференций и т.д.;
- обучающемуся необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придется взять на себя воображаемую роль;
- участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни; их поведение должно соответствовать исполняемой ими роли;
- участники игры должны концентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.
В проведении ролевой игры выделяют три этапа:
1) подготовительный, включающий в себя введение участников в ролевую ситуацию, ознакомление их с вопросами для обсуждения или проблемой; знакомство с лингвистическим наполнением игры; предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур. Кроме того, дома обучающиеся читают соответствующий текст, дополнительные материалы по поставленной проблеме и собирают информацию для каждой конкретной ситуации.
2) собственно ролевая игра; успех игры во многом обусловлен наличием адекватных ролевых предписаний, реквизита и размещения участников игры (большим кругом, буквой “П” и т.д.). При этом ролевые карточки могут быть оформлены по-разному. Например, одна сторона карточки дает информацию о ролевой ситуации и одинакова для всех участников игры. Оборотные стороны карточек для разных участников различны, так как они содержат информацию о данном действующем лице и указывают возможную линию поведения. Другой вариант карточек может включать на одной стороне ролевое предписание для конкретного персонажа, а на другой – языковую подсказку. Преподаватель во время игры, как правило, принимает роль ведущего или одну из “второстепенных” ролей с тем, чтобы иметь полное право, не разрушая создавшуюся коммуникативную ситуацию, вмешаться в процесс общения, стимулировать “пассивных” участников к беседе, направить действия обучающихся в нужное русло.
3) заключительный этап предполагает оценку преподавателем деятельности учащихся и, возможно, дискуссию по данной теме.
Список использованной литературы
1. Борисов Р. Г. Инсценировки и игры на внеклассных занятиях и уроках английского языка. Иностранные языки в школе. 1996. -№ 2.
2. Бочарова Л. Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. Иностранные языки в школе. 1996. - № 3.
3. Колесникова О. А. Игры в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе. 1989. № 4.
4. Курбатова М. Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранные языки в школе. 2006. № 3.
5. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. Просвещение, 1984.