Урок окружающего мира на тему "Как жить в мире людей"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Объяснить что такое правила поведения.
  • Учиться замечать какие поступки противоречат правилам поведения.
  • Создать у учеников первичные представления о понятиях “совесть”, “мораль”, “право”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

(На доске записаны понятия.)

Общество

Подберите синонимы к слову общество.

Конфликт

Подберите синонимы к слову конфликт.

Компромисс

Подберите синонимы к слову компромисс.

3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Итак, начинаем наш урок

Нам с вами надо понять, как люди отличают, что хорошо, а что плохо.

(Возможный вариант ответа выбирается из различных ответов учащихся). На предыдущем уроке мы пришли к выводу, что жить надо не только для себя, но и рядом с другими, для других. От каждого из нас зависит будущее человечества.

4. Открытие новых знаний.

Учитель. Прочитаем диалог Анюты и папы, он поможет нам разрешить поставленную проблему.

Ученики читают текст на с. 32.

Учитель. Слышали ли вы слово “совесть” от взрослых? При каких обстоятельствах? Что, по-вашему, оно означает?

Учитель. Что помогло папе разобраться, что не ходить на работу без причины - это плохо?

Ученики. Папе помогла совесть.

Учитель. Как папа объяснил Анюте, что такое совесть?

Ученики. Папа станет переживать, места себе не сможет найти, потому что знает, что плохо поступил, из-за него могут пострадать интересы других людей, общества. Окружающие будут думать, что он ненадежный, нечестный, бессовестный. А папа не хочет, чтобы о нем думали плохо, это его огорчает.

Учитель. Совпадают ли папины размышления о слове “совесть” с вашими предположениями? Прочитаем, какое определение новому понятию предлагает словарь в конце учебника на с. 123.

Учитель. Как вы думаете, этой способностью чувствовать, что хорошо, а что плохо, человек наделен от рождения, это врожденный признак?

Ученики. Мы знаем, что человек становится личностью только в обществе. Благодаря воспитанию и обучению он приобретает те личностные качества, которые выделяют его из мира животных и делают человеком. Значит, и эту способность он приобретает в ходе обучения и воспитания.

Учитель. Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока и попробуем разрешить ее, опираясь на новые знания. В ходе воспитания и обучения человек приобретает способность чувствовать, где добро, а где зло. Эта способность называется совестью. Благодаря совести о каждом из своих поступков человек может сказать самому себе, хороший он или плохой. Совесть требует быть честным тогда, когда никто не может проконтролировать поступки человека, когда о возможном его обмане не узнает никто. Если человек не задумывается о своих поступках, о том, портит он жизнь другим людям или нет, то говорят, что его совесть “молчит”. А самого человека называют нечестным или бессовестным.

Физминутка

Положите друг другу руки на плечи,
Опустите голову и мысленно пожелайте
Своим друзьям того, чтобы вы хотели.
Пожелать себе.

Задания для групп.

1. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 33 и выполните задание к ним.

2. Напишите на листе 10 самых важных, на ваш взгляд, правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку в обществе.

Ученики делятся результатами групповой работы. Выслушав каждую группу, учитель предлагает сравнить предложенные правила поведения и отметить совпадения.

Учащиеся отмечают, что большинство названых правил у разных групп совпадают.

Учитель. О чем нам это говорит? Правильно, что есть общие правила поведения, которые приняты всем обществом. Их должен знать и соблюдать каждый человек. Как вы думаете, когда и как эти правила возникли в обществе?

В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что такие правила люди придумали не сразу, они складывались постепенно. В качестве подтверждения высказанных предположений учитель предлагает прочитать в учебнике на странице 35 последний абзац.

Учитель. Как складывались отношения между людьми в первобытном обществе? Существовали ли на этой первой ступеньке развития человека правила поведения?

Ученики. Нет, выживали только сильнейшие.

Учитель. Изменялось ли что-то в обществе с развитием человека?

Ученики. Да, “чем разумнее становился человек, тем добрее и справедливее становились отношения между людьми” (зачитывают из учебника).

Учитель. Эти общепринятые и одобренные большинством людей правила называются моралью. Самостоятельно найдите и прочитайте определение этого нового понятия в словаре на с. 121.

Учитель. Посмотрите еще раз на те правила, которые вы написали на листах. Подумайте, можно ли их объединить одним правилом, которое охватило бы все, что вы перечислили?

Учитель предлагает прочитать формулировку этого общего правила в конце параграфа на с. 34.

Учитель. Это правило еще называют “золотым правилом нравственности”. Как вы думаете, почему?

Учитель. Подумайте, какое наказание ожидает того, кто нарушит требования морали? Правильно, нарушителя могут отругать, пристыдить, его перестают уважать, считают непорядочным человеком.

Иногда такое общественное осуждение человек переживает тяжелее, чем наказание. А за нарушение, каких правил человека могут отдать под суд и посадить в тюрьму?

Ученики приводят примеры таких правил: не присваивать чужого имущества, не наносить вред жизни и здоровью человеку и т.д.

Учитель. Эти правила - тоже часть общечеловеческой морали, но они защищены силой закона.

Эта часть правил поведения называется правом.

Учитель. Прочитайте формулировку этого правила на с.35.

5. Работа в тетради.

В тетради выполняются задания на с.17 №1 ( повышенный уровень), с.18 №2, №3.

6. Итог урока.

Учитель. Какие новые знания вы получили на уроке? С какими новыми понятиями познакомились? Помогли ли эти знания разрешить проблему: “Как человек может понять, что совершил плохой поступок, если ему никто не подсказывает? С помощью чего человек узнает, что хорошо, а что плохо?”. К какому решению мы пришли? Какое “золотое правило нравственности” нам удалось вывести?

В конце урока проводится рефлексия

Сегодня на уроке я узнал______________

Этот урок научил меня тому, что___________________

Получив новые знания мы будем__________________

Список используемой литературы

  1. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Книга 2. Человек и человечество. Авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 2 Человек и человечество. Авт. Сизова Е.В. Стойка Е.И. Харитонова Н.В.
  3. Методические рекомендации для учителя. Человек и человечество 4 класс. Авт. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.