Школьная жизнь детей - это не только 1 сентября, бантики и букеты, любимые учителя, школьные тетради, двойки и пятёрки в дневнике, первая любовь, выпускной... Это становление личности, развитие самосознания, осмысление нравственно - моральных ценностей, приобретение жизненного опыта, примерка новых социальных ролей. И конечно, весь этот долгий и нелёгкий путь не может пройти бесконфликтно. Ведь умение разрешать конфликты - это важный опыт, который должен приобрести каждый подрастающий человек.
Именно в школе у детей есть возможность, особенно в подростковом возрасте, почувствовать себя взрослым человеком. Дома они всё ещё дети, и большинство родителей, не осознавая свой стиль воспитания, стараются либо решить детские "проблемы" за них, либо навязать свой взгляд.
Часто школьный психолог не воспринимается детьми как "полноценный" член педагогического коллектива, т.е. с такими же непоколебимыми взглядами на воспитание, резкими оценками детского поведения, навешиваниями "ярлыков". Он скорее посредник между всеми членами педагогического процесса. И именно ему легче всего донести до детей, родителей и педагогов те истины, о которых многие забывают.
Я провожу занятия посвященные изучению конфликтов в 7 классе. Это целый цикл, который состоит из классного часа для детей (он может занять от 45 минут и до 1,5 часов, в зависимости от желания детей), родительского собрания (часто оно проводится совместно с детьми) и выступления на методическом объединении классных руководителей.
Для занятий необходим проектор (презентации), помещение со свободным пространством для игровых упражнений (как для детей, так и для родителей), заранее подготовленные распечатанные материалы (многие упражнения взяты из интернета), бланки для тестирования.
Классный час для детей
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня наша встреча просвещена вопросу, который интересовал прогрессивных людей на протяжении многих веков. Что такое конфликт, и могут ли люди прожить без конфликтов.
Перед тем как мы начнём, ответьте мне письменно на несколько вопросов. (Обычно я провожу анонимный опрос, но всегда есть дети (чаще всего это те, кто претендуют на лидерские позиции), которые изъявляют желание подписаться).
Вопросы могут быть следующими:
1. Считаешь ли ты себя конфликтным человеком?
2. Легко ли ты выясняешь с кем-то отношения?
3. Что ты чувствуешь после того, как ты с кем-то выяснил отношения?
4. Чувствуешь ли ты, что стал умнее после выхода из конфликтной ситуации?
5. С кем чаще всего у тебя происходят конфликты?
6. Из-за чего в твоей жизни чаще происходят конфликты?
7. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
8. Нужно ли учиться людям разрешать конфликты?
Давайте начнём с вами с того, что каждый из вас по цепочке ответит на следующие вопросы. (Слайд 2)
1. Для меня конфликт – это...
2. Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
3. А что чувствует человек во время конфликта?
Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. Это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе конфликта – отсутствие согласия между двумя или более сторонами (лицами, группами). Участники конфликта – конфликтанты. То, за что борются между собой оппоненты – предмет конфликта. (Слайды 3 - 5). Кто может стать участником конфликта? (подстрекатель, организатор, инициатор, сами стороны конфликта и их группы поддержки, случайные свидетели, заинтересованные взрослые и т.д.). (Слайд 6).
Существует разные виды классификаций конфликтов. Давайте познакомимся с одной из них, в основе которой лежит количество участвующих сторон. Это могут быть межличностные конфликты (попросите детей приводить примеры), между личностью и группой, межгрупповые конфликты(межрасовые, межэтнические) и т. д. (Слайд 7).
А как вы считаете, конфликт приносит людям больше пользы или вреда? Давайте разобьёмся на 2 группы, одна перечислит все положительные характеристики конфликтов, другая - отрицательные. Самостоятельная работа в группах в течение 5 - 7 минут. Затем выступление представителей каждой группы. Можно путём голосования подсчитать количество сторонников и противников конфликтов.(Слайды 8 - 9).
А что в вашей жизни может стать причиной конфликта? Обсуждение в классе.
Чаще всего причиной конфликта являются конфликтогены - слова или действия, которые могут привести к конфликту помимо желания человека. Не хотел обидеть человека, сказал не подумав, просто так, — а он обиделся. (Слайд 11).
А легко ли вам сдержать свои эмоции, когда кто -то из присутствующих использует слова - конфликтогены? Какие слова или действия могут вызвать в вас негативные эмоции и подтолкнуть к конфликтной ситуации? Что, по вашему, нужно сделать что - бы не усугубить ситуацию? Давайте попробуем в игровой форме достойно ответить на провоцирующие к конфликтам вопросы. Упражнение "Достойный ответ". (Приложение 2).
Также причиной может являться нежелание или неумение посмотреть на ситуацию глазами других людей. Это нелегко, но при желании всему можно обучиться. Давайте с вами сделаем упражнение "4 квадрата" [2]. Раздать детям подготовленные бланки (Приложение 1). Время проведения упражнения 5-7 минут. (Слайды 13- 19).
Часто люди отличаются ещё и тем, что они по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях. Существуют пять основных тактик поведения в конфликте. Это соперничество - когда свои интересы превыше интересов других людей, приспособление - готовность пожертвовать своими интересами ради других людей, избегание - желание отсрочить решение конфликта или выход из него, не учитывая ни своих, ни чужих интересов, компромисс - умение идти на взаимные уступки и сотрудничество - продуктивное разрешение конфликта с максимальным удовлетворением интересов всех сторон. (Слайд 20).
Для того, чтобы понять какая стратегия вами чаще всего используется, можно провести тест К. Томаса, в котором даётся 30 пар суждений и вам нужно выбрать то, которое наиболее характеризует вас. Эти суждения повторяются. (Презентация №2). Детям раздаются бланки для ответов (Приложение 3). После того, как дети ответят на вопросы, попросите их подсчитать количество ответов в каждом столбике.
Каждый столбик отвечает за одну из стратегий поведения в конфликтной ситуации. По вашим результатам, вы можете увидеть свою преобладающую стратегию поведения. (Слайд 21).
Первый столбик - это соперничество. Людей, склонных к такому поведению можно назвать "акулами" . Для приверженцев этой стратегии (соперничество, конкуренция) цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. (Слайд 22).
Второй столбик - сотрудничество. Людей с такой стратегией называют "совами". Они ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. (Слайд 23).
Третий столбик - компромисс. Таких людей называют "лисами". Для них умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения. (Слайд 24).
Четвёртый столбик - избегание. Таких людей сравнивают с "черепашками". Эту стратегию можно сравнить с уходом под панцирь, то есть отказом как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими. (Слайд 25).
И наконец пятый столбик - стратегия приспособления. Таких людей называют "медвежатами Для них взаимоотношения важны, а цели - нет. Они хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями. (Слайд 26).
Конечно же преобладание результата в тесте не говорит о том, что вы используете лишь такую тактику поведения. Это может свидетельствовать лишь о том, что у вас есть склонность к данной стратегии. Способности к продуктивным способам разрешения конфликтных ситуаций можно в себе развивать. Наверняка, у каждого из вас есть свои собственные советы. Давайте поделимся таким бесценным опытом с остальными. (Дать возможность высказаться всем желающим).
Давайте подведём итог нашей встречи. Что же нужно делать, чтобы конфликты не испортили жизнь нам и нашим близким:
Во-первых, ищите понимание, а не победу. Учитесь обсуждать причины конфликтов, задавая правильные и тактичные вопросы, не обвиняя и не выясняя отношения. (Слайд 27).
Во-вторых, следите за собственной речью. Помните, что ваши слова могут легко разрушить то, что вы долго создавали. Не используйте слова - конфликтогены. (Слайд 28).
В-третьих, обсуждайте проблему, а не человека. Переход "на личности" лишь подогреет конфликт. (Слайд 29).
В-четвёртых, учитесь управлять своими эмоциями. Для этого есть много методов саморегуляции. Это и дыхательные упражнения, счёт "про себя", "мысленное отстранение" и др. (Слайд 30).
А напоследок, давайте выполним ещё одно упражнение (упражнение "Претензии").[2] Разделите лист пополам. В первом столбике запишите имена тех людей, чьи поступки могли вызвать у вас какое-либо недовольство. Напротив этих имён, во втором столбике, напишите конкретные претензии к ним. (Можете привести любой пример: мама - не отпустила на вечерний сеанс в кино и т.д.). (Слайд 31).
А теперь посмотрите, а так ли серьёзны были причины для вашего плохого настроения, испорченных отношений? Может быть что - то из написанного можно простить и забыть? Вычеркните те претензии, которые не стоят ваших хороших отношений с близкими и друзьями. Если какие - то остались, значит у вас хорошая возможность потренироваться правильно разрешать конфликты, не разрушая отношений с другими.
Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход.
Мы желаем вам находить такие способы, которые позволят вам сохранять доброжелательные отношения и хорошее настроение!
Но даже если вы не можете справиться с какой-либо конфликтной ситуацией, не забывайте, что в школе всегда есть те, кто могут придти на помощь вам и вашим друзьям - классный руководитель, учителя, которым вы доверяете, психологи и другие. Главное, это желание эффективно справиться с возникающими проблемами.
Спасибо и до встречи!.
Конспект родительского собрания на тему "Конфликты"
Собрание целесообразно проводить после того, как вы обработаете результаты анкетирования и тестирования детей после классного часа. Многие дети отвечают на вопросы анкеты анонимно. Если же вы попросили детей подписать бланки, стоит спросить их, хотели бы они, чтобы родители ознакомились с их ответами. В целом, лучше давать сводную картину по классу, не конкретизируя результаты.
В начале собрания я обычно задаю родителям те же вопросы, на которые отвечали их дети. (Слайды 2-4).
Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера.
Для учащихся средних и старших классов ведущую роль в процессе социализации играет самоопределение личности, утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях. (Слайд 5).
Не всегда родители могут понять поведение своих детей. Это не говорит о том, что ребёнок "какой-то не такой". Это свидетельствует о том, что сейчас он переживает непростой период своего взросления. На этом этапе для подростков характерна полярность психики:
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
- Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости. (Слайд 6).
Следует принять эти проявления, как временные и переходные. Не стоит обострять ваши взаимоотношения из - за того, с чем подросток и сам не всегда может справиться. В этом возрасте вашим детям не хватает того, что уже есть у вас - это социальный опыт. И ваша задача - правильно его преподнести. Если вы представите свой опыт как непререкаемую истину, вряд ли "бунтующий" подросток захочет его перенять. Этот возраст требует бережного отношения к себе, ведь часто дети сами не могут в себе разобраться.
Далее я представляю результаты анкетирования детей. (Слайды 7 - 16). Для того, чтобы активизировать родителей, для некоторых слайдов я использую игру "Сто к одному", т.е. прошу угадать самые популярные ответы детей. Это оживляет наши встречи.
Существует множество видов конфликтов. Но для подросткового возраста самые характерные - это межличностные и внутриличностные конфликты. (Слайд 17).
Внутриличностный конфликт опасен тем, что не всегда сразу будет распознан. Он имеет долгий скрытый период и только очень любящие и наблюдательные родители могут понять, что что-то происходит с их ребёнком. Какие же проявления есть у внутриличностного конфликта:
Впадение из крайности в крайность.
Меняются привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты.
Появляются новые интересы, причем, все сразу и одновременно.
Меняется круг общения и компания становится строго избирательной. (Слайд 18).
Помните, что сейчас важным изменением является формирование самосознания ребенка. Для него важно чувствовать себя независимым от взрослых, хотя таковым он пока ещё не является. Но от вас сейчас требуется уважение к его личности. попробуйте вспомнить себя в его возрасте, и вы поймёте, что сейчас переживает ваш ребёнок. Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе.
Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. (Слайды 19-20).
Для того, чтобы помочь родителям увидеть себя со стороны я представляю на слайдах примерный разговор мамы и сына. (Слайды 21 - 27).
Кто по-вашему может быть участником конфликта в школе? (подстрекатель, организатор, инициатор, сами стороны конфликта и их группы поддержки, случайные свидетели, заинтересованные взрослые и т.д.). А кто на ваш взгляд может стать посредником в возникающих разногласиях? (Слайды 28 - 29).
В детско-родительских конфликтах обычно две стороны, которые считают правыми только себя.
Что подталкивает подростков к конфликтам? Выслушайте ответы родителей.
- Кризис переходного возраста:
- Стремление к самостоятельности и самоопределению;
- Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
- Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
- Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными дня него людьми. (Слайд 30).
Что заставляет родителей вступать в конфликтные отношения с детьми? Дайте родителям поразмышлять.
- Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
- Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
- Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
- Борьба за собственную власть и авторитетность;
- Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
- Неподтверждение родительских ожиданий. (Слайд 31).
Как и любая деятельность, подростковый конфликт имеет свои этапы:
- возникновение объективной конфликтной ситуации;
- осознание ситуации как конфликтной;
- конфликтное взаимодействие;
- разрешение конфликта. (Слайд 32).
Исходы конфликтов могут быть следующими:
- устранение одной или обеих сторон;
- приостановка конфликта;
- победа одной из сторон;
- согласование о правилах совместного использования объекта;
- равнозначная компенсация;
- альтернативное определение. (Слайд 33).
Какие возрастные особенности подростка могут повлиять на течение и разрешение конфликта?
- Изменение объективного положения подростка в жизни.
- Обновление мотивационной сферы.
- Противоречие между повышением его потребностей и ограниченностью средств.
- Самоутверждение.
- Неадекватная самооценка.
- Соотнесение себя с “эталоном взрослости”.
- Неприемлемость старого родительского стиля взаимодействия.
- Конфликтность как черта личности.
Часто люди отличаются ещё и тем, что они по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях. Существуют пять основных тактик поведения в конфликте. Это соперничество - когда свои интересы превыше интересов других людей, приспособление - готовность пожертвовать своими интересами ради других людей, избегание - желание отсрочить решение конфликта или выход из него, не учитывая ни своих, ни чужих интересов, компромисс - умение идти на взаимные уступки и сотрудничество - продуктивное разрешение конфликта с максимальным удовлетворением интересов всех сторон. (Слайды 38 - 42).
Дальше я представляю результаты диагностики по методике К. Томаса, которую проводила среди учащихся. Результаты представлены общей картиной, без уточнения ответов. (Слайды 43 - 44).
Как вы считаете, если ребёнок обратился за помощью в разрешении конфликтной ситуации, что он ожидает от вас в первую очередь?
1. “Расправы над обидчиком” со стороны родителей, взрослых?
2. “Жалости, ему так не хватает вашего внимания?”
3. “Помощи, совета как действовать в этой ситуации?”
4. “Скрывает свои проблемы, неудачи, обвиняя других?”
Дайте родителям порассуждать. (Слайд 45).
Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:
1) установить действительных участников;
2) изучить мотивы, цели, способности, особенности характера;
3) изучить существовавшие межличностные отношения участников конфликта;
4) определить истинную причину;
5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации. (Слайды 46 - 48).
Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств.
Если все же конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает в стрессовом состоянии, то рекомендуется придерживаться следующей стратегии:
— не нужно возлагать на подростка свои ожидания и не надо предъявлять ему много претензий;
— разделять чувства подростка — очень хороший момент, но не нужно перегибать палку, залезая глубоко в душу и наводя там порядок, постарайтесь подкорректировать его умение правильно оценивать проблему;
— нужно стать терпеливым и внимательным слушателем: если подросток способен рассказывать о своих проблемах, значит еще не все потеряно и он сможет с ними бороться;
— предотвращайте самонаказание, не позволяйте ребенку стать затворником и, по возможности, вытаскивайте его из дома, не поощряйте его склонность к самообвинению;
— будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
— подкрепляйте положительные качества подростка;
— стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;
— если подросток начинает избегать вас и других людей, обращайтесь за профессиональной психологической помощью. (Слайды 49 - 51).
Итак, какие же самые важные правила нужно соблюдать при разрешении подростковых конфликтов:
1. Для начала предоставить детям шанс самим разрешить конфликт. Но если вы понимаете, что существует угроза физического или эмоционального благополучия, необходимо ваше разумное вмешательство.
2. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта, не принимая явно чью - либо из сторон.
3. Приучайте детей к мысли, что в конфликте ответственность несут все участники.
4. Учите детей оценивать поступки, а не личности. Сами также придерживайтесь этого правила в отношениях к детям.
5. В конфликтах между собственными детьми не занимайте чью - либо из сторон. (Слайды 52 - 57).
Можно закончить встречу притчей.
Список литературы.
1. Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: Изучение и управление / С.В. Баныкина, Е.И.Степанов. - М.: АТП, 2006. - 184 с.
2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство “Речь”, 2007. — 224 с: ил.
3. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1988.
4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. психология общения. - Изд. 2-е, стер.-Росто н/Д: Феникс, 2014.- 317.
5. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде): Учеб. Пособие. / Под ред. А.Б. Белинской. - М.: Прометей, 2000. - 212 с.