Эффективность применения волейбола в физическом воспитании школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

В современном обществе полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически не достижимо. Выяснено, что дефицит двигательной активности ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
Цель исследования. Анализ занятий физической культуры, посвященных волейбольному спорту.
Объект исследования. Уроки физической культуры, секции,  тестирование, соревнований, посвященные волейбольному спорту.
Предмет исследования. Знания, умения, навыки учащихся, занимающихся волейбольным спортом.
Методической основой выполнения работы явились Законы и другие нормативные акты, программы ,труды и статьи ведущих ученых и специалистов.
Гипотеза исследования. Можно предложить, что здоровье и высокое мастерство у учащихся зависит от объёма разнообразной тренировочной и соревновательной работы в волейбольной подготовке.
Научная новизна. Изучено, что спортивная деятельность – деятельность предметная, причём предмет специфичен. Им является сам человек, занимающий спортом.
Практическая значимость. Значимость волейболом – эффективное средство укрепления здоровья, улучшения физического развития учащихся.
В школьном возрасте достигается определённый уровень физической и умственной работоспособности, что позволяет успешно осваивать программный материал теоритических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.
Для развития массовой спортивно-оздоровительной работы среди школьников по волейболу последний включён в программу по физическому воспитанию в школе: на уроках   физической культуры, во внеклассных занятиях.
В младшем возрасте необходимо обращать внимание на всесторонне развитие физических качеств, акценты делают на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяет воспитанию скоростных способностей во всех формах. В старшем возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых  и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.
Занятие волейболом имеет воспитательное значение: проходит совершенствование ряда таких жизненно важных качеств: как воля, смелость, ловкость, выносливость. Умения ориентироваться, сила и быстрота, выдержка и настойчивость, а возраст для занятий волейбольным спортом не ограничен.

Глава 1. Обзор литературных источников

1.1.История возникновения волейбола

Родоначальником современного волейбола признан американец из Массачусетса Вильсон Морган. Именно он в 1895 году поднял теннисную сетку на высоту 197см.
Волейбол стал популярным в разных странах, особенно на европейском континенте. Первоначально это была игра-развлечение. Однако постепенно стала появляться способы перебивания мяча через сетку, затруднявшие защитных действия соперников. Это привело к выделению основных технических приемов: подача, передача, нападающий удар, блок.

Менялась и тактика игры. Если первоначально вся тактика сводилась к равномерной расстановке игроков на площадке, то усложнение игры сделало необходимым согласованные групповые и командные действия. Волейбол становиться коллективно игрой.
У нас в стране волейбол появился в 1920-1921гг. в Казани, Нижнем Новгороде и в других городах Поволжья.
В 1925г. Москве были утверждены первые в нашей стране официальные правила по волейболу, которым вскоре (в 1926г.) были проведены соревнования. А уже в 1928г. на I Всесоюзной спартакиаде в Москве впервые был разыгран всесоюзный чемпионат по волейболу среди мужских и женских команд. После этого волейбол повсеместно стал массовым видом спорта. Площади Центрального парка культуры и отдыха в Москве собирали сотни волейболистов  и тысячи болельщиков.
Первые международные встречи наши волейболисты провели в 1935г. с командами Афганистан. В 1947г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). В 1964Г. Волейбол включён в программу олимпийских игр.
Волейбольная федерация нашей страны вошла в состав ФИВБ в 1984году. С тех пор Россия является постоянным  участником всех игр.
Популярность волейбола  в мире продолжалось расти. Из года, а год росло количество международных соревнований и турниров. С 1965г.. установилась такая последовательность проведения по годам: волейбольный турнир на Олимпийских играх, а в следующим году – кубок мира, затем – первенство мира, затем – первенство Европы, и на конец, – вновь Олимпийские игры.
Ярко проявили себя многие поколения волейболистов: И. Бугаенков, П. Воронен, В. Зайцев, В. Коваленко, Г. Мондзолевский, С. Нефёдов, Р.Салихова, В. Свиридова, Н. Смолеева, А. Чудина, не раз завоевывавшие победы на чемпионатах Европы, мира и на Олимпийских играх.

1.2.Волейбол как средство физического воспитания

Со слов автора Фурманова А.Г. (1983г) волейбол счастливо вобрал в себе лучшие качества: и простоту, и зрелищность, и доступность, и эмоциональность, и, главное, способность увлечь и влюбить в себя любого человека, независимо от его возраста. Нет такого угла на огромных просторах нашей Родины, где бы волейбол был неведом людям. Да и трудно найти человека, который в своей жизни ни разу не сыграл в волейбол.
Болдырев Д. М. ( 1983 г.) пишет: «Волейбол – игра смелых, темпераментных, решительных, физически развитых, обладающих мгновенной реакций и смекалкой. Оставаясь игрой, развлечением, он является отличным средством физического развития человека. И тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается, как правило, красивым телосложением, ловкостью, выносливостью и силой».
Ковалёв В.Д. (1988г.)  отмечает, что особым достоинством волейбола, как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность  само дозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которой он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.
Железняк Ю.Д.(1991г.) считает, что соревновательная деятельность составляет основу волейбола, его цель и критерий эффективности тренировочного процесса.
Структура тренировочной деятельности и факторы. Определяющие ее эффективность, служат важнейшим ориентиром при построении  системы подготовки.
Без ориентации на специфические особенности тренировки не возможна оптимальная подготовка.
С точки зрение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих технику. Эти качества необходимы человеку, работающему там, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты: например водителям транспортных средств.
По мнениям Титова Г.М. и Степанова Г.В.(2006г) школьники мало заинтересованы в занятиях физической культурой  и спортом. Изменить ситуацию можно, предоставив учащихся самостоятельно выбирать вид спорта, на основе чего в школе будут решаться задачи развития физической жизни в целом. Одна из самых доступных для всех учащихся в этом плане дисциплин – волейбол.

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. Цель и задачи исследования

Цель работы Анализ занятий физической культуры, посвященных волейбольному спорту.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучить программу физической культуры по волейбольному спорту.
2. Разработать комплекс упражнений для эффективной тренировочной работы.
3. Изучить специальные физические качества и способности, необходимые для овладения технической  и тактической.
4. Сопоставить результаты исследования за 2006-2007г. и 2007-2008 г., (мальчики).

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературных источников.
2. Тестирования.
3. Методы математических статистики.

1. Анализ литературных источников.

Нами проанализированы монографии, научных статей, опубликованные в журналах «Физическая культура», а также учебные пособия по данной тематике.

2. Тестирование как метод исследования помогает выявить уровень развития двигательных качеств, оценить качество технической и тактической подготовленности исследуемых школьников. На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность как отдельных исследуемых, так и целых групп учащихся, проводить отбор для занятий тем или иным видом спорта и для участие на соревнованиях; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.
Однако на практике необходимо реализовать тестирование только при критическом, творческим подходе к существующей методике тестирования на основе ее стандартизации, т.е. единообразия в подборе, применении тестов и анализе результатов.

2.3. Организация исследования

Было проведено тестирование 15 мальчиков 1995-1996г., обучающихся в СОШ № 6. Исследование проводились в три этапа:
I.этап (май 2007г.). Проводился литературный поиск  по теме исследования. Определялись объект и предмет исследования.
II.этап (сентябрь 2007г.-март 2008г.). Организационный – формирование групп, занимающихся волейболом. Проводились исследования мальчиков 1995-1996г. Анализировались данные.
III.этап(май2008год). Обработка и анализ результатов проведенных  исследований. Оформление работы.

Продолжение статьи