Открытое коррекционное занятие на тему «Наши руки» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: обратить внимание детей на различные многообразные возможности, которые дают нам наши руки, пробудить желание развивать способности своих рук.

Коррекционные задачи:

  • развитие тактильного восприятия;
  • развитие зрительного восприятия цвета и формы;
  • совершенствование тактильной, зрительной и слуховой памяти;
  • развитие мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы.

Материал:  4 набора «Никитин-материала», игровые пособия «Сенсино» (1 шт), «Серпентино» (1 шт.), домино «Разные поверхности» (все дубли из 4-х наборов), предметные картинки (ведро, мяч, ботинок, заяц, скамейка, напильник, губка, ластик, штанга, галоши, вилка, кожаная куртка, дерево, пупсик, консервная банка¸ варежки, замок, матрешка, шапочка для купания, шершавый камешек, хомячок).

Ход занятия

Создание эмоционального фона перед занятием (организационный момент).   Звучит музыка.

Педагог: «Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол».

На фоне музыки педагог читает стихотворение.

Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить…    

Педагог: Возьмитесь за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам верными помощниками.

Коррекционные упражнения и игровыми элементами.

1. Педагог: «Над цветами порхали бабочки. Давайте покажем, как они порхали, а помогут нам в этом наши руки» (Педагог демонстрирует движения, дети ему подражают).
Дети соединяют обе руки ладонями внутрь от кончиков пальцев до локтя, а затем разъединяют только ладони, максимально отводя их в стороны. упражнение выполняется по счет «раз-два, раз-два» медленно, с напряжением в мышцах рук.

Педагог: «Устали? Потрясите кистями рук, расслабьте руки».
 
Педагог: «Наши руки могут многое показать, как мы только что показывали бабочек и могут многое сделать».

Педагог обращает внимание детей на образец узора - «бабочка» и предлагает выложить её из Никитин-материала (у каждого ребенка есть такой набор, одновременно работают все дети). (В процессе работы с детьми обсуждаются отдельные детали строения, цвета, величины крыльев).

2. Следующее задание на совершенствование памяти и тактильного ощущения. Используется игровое пособие «Сенсино».
На вращающийся барабан выставляются фигурки животных. Ребенку предлагается раскрутить барабан и назвать животное, возле которого остановится шарик. Такие манипуляции совершаются ребенком 5 раз подряд. Второму ребенку даётся установка на запоминание последовательности «выпавших» животных. Далее первый ребенок держит мешочек с фигурками, а второй ребенок достает их оттуда (без участия зрения) в заданной игрой последовательности. (Дети меняются ролями. Проигрывается еще по 2 тура).

Педагог: «Дети вы на фигурки не смотрели, а ваши руки помогли найти вам их. Так ваши руки помогут вам.  например, найти что-то ночью в темноте».

В то время как одна пара детей задействована в упражнении 2, вторая пара выполняет упражнение 3. Затем дети меняются заданиями.

 3. Задание на развитие коммуникативных навыков и согласованности действий рук двух партнёров по принципу «сиамские близнецы» (Каждый ребенок стоит боком к другому, обнимая за талию партнёра ближайшей к нему рукой. Само задание выполняется свободными руками) с использованием пособия «Серпентино».

Двум играющим предлагается довести шарик до овала, расположенного в правом (левом) верхнем углу. (Дети меняются ролями. Проигрывается еще по 2-3 тура, только уже предлагается довести шарик до других отверстий).

Педагог: «Было не очень просто, но вы смогли договориться и помочь друг другу своими свободными ловкими, умелыми руками».

4. Серия упражнений с использованием домино «Разные поверхности». Одновременно задействованы все дети подгруппы.

а)Из домино выбираются все дубли. Ребенок должен на тактильном уровне обследовать каждую из поверхностей, затем сказать, что напоминает ему каждая из этих поверхностей. «На что похоже?» Дощечки перемешиваются и передаются по кругу для выполнения того же задания следующему ребенку. Так пока задание не выполнит каждый ребенок.

б) Предлагаются картинки, на которых изображены предметы окружающей действительности (например: ведро, мяч, ботинок и т. д., т. е. из хорошо распознаваемых разных материалов), а также дощечки-дубли с различными поверхностями. Дощечки лежат в центре стола, а предметные картинки перемешиваются и в равном количестве раздаются всем детям (по 5 штук). Ребенок берет одну картинку и, дотрагиваясь до поверхности дощечек, подбирает, к какой поверхности она подходит. Затем дощечку к картинке подбирает следующий игрок и т. д. Игра продолжается, пока не будут подобраны дощечки к каждой картинке.

в) Каждому ребенку раздается по целому набору дублей домино. Ребенок должен
разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной, т. е. у ребенка каждая из них может ассоциироваться с какими-нибудь неприятными или приятными, грустными или радостными событиями. Эти ассоциации проговариваются. Затем ребенок трогает каждую из разложенных дощечек и откладывает «неприятные» дощечки в коробку, тем самым осуществляется коррекция эмоциональной сферы.

Подведение к домашнему заданию и само задание на дом.

Педагог: «Какие умные и умелые у вас руки. Давайте, ребята, вспомним, что мы делали своими руками». Заслушиваются ответы детей.

Педагог: «За что ты. Григор, любишь свои руки? Маша, а ты любишь свои руки?» (опрос каждого из детей).

Педагог: «Дома, ребята, подумайте, за что можно еще любить свои руки, что еще ими можно делать?»

Обратная связь.

Педагог: «Ваши руки могут ещё за ваш язык сказать, понравилось вам занятие или нет. Кому понравилось всё, поднимите обе руки вверх. Кому что-то понравилось, а что-то нет, поднимите только одну руку. Кому занятие совсем не понравилось занятие, руки не поднимайте».

Заслушиваются комментарии по голосованию детей, которым не всё понравилось в занятии или же занятие не понравилось вовсе.