Обобщающий урок по сказке С.П. Аксакова «Аленький цветочек»

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение изученного.

Форма: игра-путешествие.

Цель: обобщить знания о сказке “Аленький цветочек”, развивать речь, мышление, способность анализировать, воспитывать чувство доброты друг к другу.

УУД:

Регулятивные: формирование учебной задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по теме урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: поиск необходимой информации в тексте, умение ориентироваться в учебном материале.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе текста, осмысление правил работы в группе (распределение обязанностей); личностные: формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению.

Оборудование: карточки, электронная презентация, лепестки цветков.

Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте! Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, дневник. Присаживайтесь.

Актуализация знаний.

Как вы думаете, зачем нам нужен штурвал? (Мы отправимся в путешествие) Молодцы! Но чтобы не утонуть и справиться со всеми заданиями, нам надо научиться красиво, говорить. Посмотрите на экран на нём скороговорка “Райские розы росли в розовом розарии”. Прочитайте её про себя. Как вы думаете что такое “розарий”? (Это небольшой сад, где растут розы). Прочитайте скороговорку хором. Затем несколько человек читают самостоятельно. Молодцы.

Скажите, без чего нельзя отправляться в путешествие? (Без карты). Посмотрите, есть ли у нас карта? (Да)

Работа по теме:

Станция 1

Итак, берем в руки штурвал и плывем на первый остров. Вот уже и название отчетливо виднеется это остров “Попробуй, докажи”. Как вы думаете, почему он так называется? (Мы будем доказывать что-то)

Чтобы узнать в какое путешествие мы отправляемся, нам надо разгадать ребус, который находится на этом острове? (а ь л н к е и й в е ц о ч т к “Аленький цветочек”). Кто автор этого произведения? (С.Т. Аксаков)

В каком жанре написано это произведение? (Cказка). Докажите это! (В этом произведении происходят чудеса. Время развития событий не понятное)

На какие 2 большие группы подразделяются сказки? (Народные и литературные). Чем они отличаются друг от друга? (Народные – сложил народ, литературные – написанные автором.)

- Какую сказку мы читаем? (Литературную). Докажите это! (Автор – С.Т. Аксаков)

- Как вы думаете, к какому типу относится эта сказка? (Волшебная)

- Давайте попробуем доказать. Какие черты волшебной сказки вы знаете? (В ней чудеса, волшебные предметы, сказочные превращения). У вас на партах лежит листок. Переверните его и прочитайте задание.

Отметь особенности волшебной сказки.

  1. Все сказки одинаково построены (известно, как начинаются, что произойдет, чем закончатся).
  2. Обязательно героями являются животные.
  3. Всегда есть два мира: реальный и волшебный.
  4. Действия протекают в неопределенном прошлом.
  5. Герой подвергается испытанием.
  6. Существует только один мир - реальный
  7. Торжествуют добро и справедливость.
  8. Сказка, построенная на небылице.
  9. Всегда есть волшебство и превращения.

- Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения.

(“За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство”.

“Поворотился он назад - нельзя идти, направо, налево - нельзя идти, сунулся вперед - дорога торная”.

“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

“Долго ли, мало ли времени”. “Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать”. “Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить”.) Молодцы.

Вывод: итак, произведение Аксакова “Аленький цветочек” является волшебной сказкой.

Станция 2

Нам нужно отправляться дальше. Берем в руки штурвал, поворачиваем его и оказываемся на следующем острове, который называется “Главные герои”. Назовите мне героев сказки? Молодцы, а из-за кого произошла вся эта история?

Давайте разделимся на три группы. 1 ряд первая группа характеризует старшую дочь. 2 ряд вторая группа характеризует среднюю дочь. 3 ряд третья группа характеризует младшую дочь.

На экране вы можете увидеть характеристику сестер. Выберете нужную для каждой сестры.

Старшая – горделивая, завистливая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны за морской. (Зачитывает текст)

Средняя – самолюбивая, хотела быть всех краше. (Зачитывает текст)

Младшая дочь добрая, ласковая, приветливая, любящая. (Зачитывает отрывки)

Поднимите руку те, кто хочет быть похожим на старшую сестру, среднюю, младшую сестру. Почему?

Разговоры разговорами, а нам надо плыть дальше. Берем штурвал и двигаемся.

Станция 3

Следующий наш остров “Иллюстраторы”. Что помогает нам лучше представить содержание сказки? (Картины и иллюстрации.)

- Многие известные художники любили иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев, Лебедев, Конашевич.

Многие художники  иллюстрировали сказку С.Т.Аксакова “Аленький цветочек”.

Это Людмила Трощенкова. Книга выполнена в виде шкатулки. Художник А. Азелин иллюстрировал книгу. Очень ярко и красочно иллюстрировала книгу Любовь Иванова. У художника Н.Деткова рисунки черно-белые, но очень выразительные, также рисунки черно-белые в книге художницы М.Успенской. Интересны иллюстрации в книге художника А.Олина.

Посмотрите на доску, вы видите иллюстрации. Что здесь не так? (Нарушена последовательность). Восстановите последовательность. Молодцы.

- Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке, приобщились к ней непосредственно, стали участниками в ее жизни. Давайте посмотрим, что вы нарисовали. Прочитайте этот эпизод. Молодцы.

Правильно, а как вы думаете, если показать много, много картинок быстро, быстр, что получится. Давайте посмотрим эпизод из мультфильма “Аленький цветочек”.

Сделаем вывод. Зачем нужны иллюстрации в сказке? (Чтобы более ярко и выразительно представить сказку) Молодцы.

Физминутка.

Ну что поплыли дальше. А пока плывем, мы немножко отдохнем. Скажите, что помогло Настеньке и ее отцу перемещаться. (Кольцо и волшебные слова)

Вот и мы с вами будем передавать друг другу кольцо, и называть волшебные слова….. молодцы

Станция 4

Отправляемся дальше. Беремся за наш волшебный штурвал и плывем дальше. Как вы думаете, как можно еще показать сказку? Правильно. Вот мы и оказались на острове “Театр”.

Какой момент сказки самый волнующий? (Когда происходит превращение чудища в доброго молодца) Давайте посмотрим, как это произошло. (Звучит музыка. Дети инсценируют отрывок.)

Настя:

Батюшка пора проститься. Так тревожно на душе.
Боже солнышко садится. Кто желает горя мне?
Ах, за что за что сестрицы? Чем обидела я вас!
Не успеваю возвратиться приближается закат!

Леший: Пять минуточек осталось. Ей вернуться не успеть. Ха-ха-ха, ура-ура. Мы натворим тут свои дела.

Баба Яга: Скоро всем дворцом и садом станем мы одни владеть. И тогда мы будем танцевать и петь.

Настя:

Где ты мой друг сердечный? Разве встречи ты не рад.
За минуточку вернулась: не погас еще закат.
Ты открой скорей глаза!

Молодец:

Не пугайся, Настенька, это, я твой друг.
Черной злобой, нечестью много лет назад.
Превращен я в чудище, заколдован сад.
От заклятья ты меня спасла

К чудищу ужасному так была добра.
Верною, любовью победило зло.
Наконец-то счастье в этот дом пришло!

Вывод. Постановка отличается от текста написанного автором. Это сделано для того что бы зрителям лучше воспринимался текст. Чтобы показать сказку на сцене нужно уметь красиво говорить.

Станция 5

Поплыли дальше. Берем свой штурвал, крутим и приближаемся к следующему острову “Эрудит”. А сейчас я хочу вас проверить, какими вы были внимательными. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.

Молодцы. Я вижу, вы все хорошо знаете сказку Аленький цветочек.

Отправляемся, а следующий остров. Скажите, пожалуйста, что помогло чудищу, превратится в прекрасного принца? (Доброта Настеньки и аленький цветочек) Почему?

Станция 6

Вот и приближаемся мы к последнему острову, который так и называется – “Остров добра”. Давайте на минуту представим, что было бы, если исчезло добро. (Ответы детей)

Что надо делать, чтобы это не допустить этого? (Говорить по чаще добрые слова друг другу.)

Молодцы. А сейчас вы напишите добрые слова друг, другу, и составите свой цветок добра. (Дети пишут на лепестках пожелания и прикрепляют к доске). Вот какой красивый цветок у нас получился.

Итог урока.

Так давайте с вами подведем итог.

Что за сказку мы изучали? Чему она нас учит? Молодцы.

Рефлексия.

Проанализируйте себя на уроке?

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я бы хотел…
  • Новые знания мне пригодятся…

Оценки на уроке.

Домашнее задание.