Урок чтения «Поэтический образ весны в творчестве поэтов». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Вырабатывать умение планировать последовательность учебных действий.
  2. Научить формулировать свою точку зрения о поэтических произведениях.
  3. Обогащать словарный запас, развивать творческое и ассоциативное мышление.
  4. Воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Речевая разминка:

Слайд 1. Презентация

Ба-ба-ба - из окна торчит труба.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
За-за-за - уходи домой, коза.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Му-му-му - молоко кому?
Ре-ре-ре - метем сор во дворе.
Су-су-су - очень холодно в лесу.
Та-та-та - у нас в доме чистота.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

III. Постановка темы урока.

Слайд 2.

- Прочитайте слова. На доске: солнышко, тепло, лужи, проталины, сосульки, капель.

- Что объединяет все эти слова?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Весна). Слайд 3.

- Что такое проталины, капель?

- Придумайте рассказ про весну, используя эти слова.

Работа по иллюстрациям. (Весенние пейзажи).

- Назовите весенние месяцы. (Вывесить названия месяцев).

Слайды 4, 5, 6

- Соответствуют ли наши рисунки картинкам? Объясните, почему?

- Посмотрите и расставьте правильно название месяцев и иллюстрации.

IV. Название месяцев на Руси.

- А знаете ли вы, о том, что в старые времена на Руси каждый весенний месяц имел своё название. Прочитайте (Слайд 7).

Март называли “протальник” - появляются проталины.

Слайд 8

Апрель называли “берёзозол” – причиняли зло берёзе, то есть брали у неё берёзовый сок.

Слайд 9

Май называли “цветень” - в это время расцветают цветы, сады.

- Какая пословица спряталась здесь?

Задание.

Узнай по последним словам пословицу о весне. Слайд 10

------------- водой,

------------- травой.

- Всем нравится весна. Как вы узнаёте приход весны?

- С наступлением весны мы слышим звонкое чириканье воробьёв, становится совсем другим воздух – он наполняется дыханием весны, природа просыпается ото сна после долгой зимы. И это время года нравится многим людям. Поэтому поэты – пишут стихи, художники – картины. Сегодняшний наш урок посвящен весне. Слайд 11

- Какое настроение у вас весной?

Я хочу, чтобы весеннее настроение пришло к нам в класс. А для этого мы прослушаем стихотворения Алексея Константиновича Толстого. Слайд 12

V. Прослушивание а/записи стихотворения А.К.Толстого “Колокольчики мои”. (Может прочитать учитель) Слайд 13

- Про какой цветок говорилось?

- Слышали ли вы музыку во время прочтения стихотворения? Какая она была: грустная или весёлая, танец или марш? Почему? Что ещё слышалось в музыке?

- О каком цветке говорилось? (Колокольчики)

- Там слышался звон колокольчиков. Хотя конечно сами цветы не звенят, но музыка передавала нам настроение стихотворения.

- Что вы слышали кроме слов стихотворения?

- Что вы чувствовали, слушая это произведение?

- С каким настроением оно написано?

- Какое состояние природы нарисовано поэтом?

- Кто запомнил автора этого стихотворения?

- Кто-то пишет стихи, рассказы, кто-то рисует картины, а кто-то срывает цветы и хочет этим подарить радость.

- А как вы думаете, можно рвать цветы? Почему нельзя?

VI. Подснежник.

(Именно в этом месяце появляются колокольчики и другие цветы.)

- А какой у нас в Олёкминске первый весенний цветок? (Подснежник).

Слайд 14.

- Великий якутский поэт Семен Данилов написал стихотворение “Подснежники”:

Слайд 15

Сквозь толщу вечной мерзлоты,
Как выстрел, выбившись наружу,
Неукротимые цветы
Стоят и в непогодь, и в стужу.
Ты мужество их оцени,
Взгляни, восторга не скрывая,-
Среди снегов цветут они,
Суровый край мой украшая.

- Какие слова вам были непонятны?

- Что такое “вечная мерзлота”? (Промерзшая земля, которая никогда не тает.)

- Что обозначает слово “неукротимые”? (Т.е. нельзя остановить, сдержать.)

VII. Физминутка

- Мне бы хотелось ощутить весну и в нашей физминутке.

Покажем весенний ветерок.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо выше-выше.

VIII. Зоя Александрова “Капель”. Слайд 16

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением Зои Александровой “Капель”. Слайд 17.

Самостоятельное прочтение стихотворения.

XI. Словарная работа.

- Кто знает, что обозначает слово капель? Слайд 18

- Кто сможет объяснить что такое “наст”? Слайд 19

X. Затем читают по четверостишиям вслух.

- О чём вы прочитали?

- Как вы думаете, понравилось бы автору стихотворения ваше прочтение?

- Что нужно сделать, чтобы автору и всем остальным понравилось?

(Выразительное чтение).

- С каким настроением нужно читать это стихотворение?

XI. Выразительное чтение учителем.

- Понравилось вам стихотворение? А чем оно вам понравилось?

- Прочитайте те строчки, которые больше всего вам понравились.

- Что хотела передать Зоя Александрова? (Звон капели)

- В каких словах спряталась весна? Найдите и прочитайте!

- А как вы думаете, почему в стихотворении много нежных и ласковых слов?

- Кто в стихотворении найдёт название деревьев?

- Про каких животных говорится?

- Какие месяцы названы?

- Понравилось вам стихотворение?

- Кто хотел бы его выучить наизусть?

- А хотелось бы вам сочинить стихотворение?

Давайте попробуем.

XII. Задание “Сочини стих”.

- Захотелось ли вам самим попробовать сочинить стихотворение?

Перед вами 2 рифмы, сочините двустишье.

Слайд 20

------ капель,

------ ель.

Слайд 21

----- морозы,

----- берёзы.

XIII. Итог.

- Какое настроение у вас после прочтения стихотворения “Капель”?

- Подводя итог нашего урока, ответить на вопросы: что я смог, что я знаю, что я запомнил.

Дом. задание. Подготовить выразительное чтение. Нарисовать рисунок к стихотворению.

XIV. Игра “Собери слово”. Слайд 22

- Весенний ветерок рассыпал слово, помогите мне его составить.

С А И С Б П О !

- Большое спасибо за урок! За вашу работу!

- На партах у вас лежат смайлики: грустный и радостный. Поднимите тот смайлик, который характеризует ваше настроение на этом уроке. Слайд 23