Цели:
- Вырабатывать умение планировать последовательность учебных действий.
- Научить формулировать свою точку зрения о поэтических произведениях.
- Обогащать словарный запас, развивать творческое и ассоциативное мышление.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Речевая разминка:
Слайд 1. Презентация
Ба-ба-ба - из окна торчит труба.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
За-за-за - уходи домой, коза.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Му-му-му - молоко кому?
Ре-ре-ре - метем сор во дворе.
Су-су-су - очень холодно в лесу.
Та-та-та - у нас в доме чистота.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
III. Постановка темы урока.
Слайд 2.
- Прочитайте слова. На доске: солнышко, тепло, лужи, проталины, сосульки, капель.
- Что объединяет все эти слова?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Весна). Слайд 3.
- Что такое проталины, капель?
- Придумайте рассказ про весну, используя эти слова.
Работа по иллюстрациям. (Весенние пейзажи).
- Назовите весенние месяцы. (Вывесить названия месяцев).
Слайды 4, 5, 6
- Соответствуют ли наши рисунки картинкам? Объясните, почему?
- Посмотрите и расставьте правильно название месяцев и иллюстрации.
IV. Название месяцев на Руси.
- А знаете ли вы, о том, что в старые времена на Руси каждый весенний месяц имел своё название. Прочитайте (Слайд 7).
Март называли “протальник” - появляются проталины.
Слайд 8
Апрель называли “берёзозол” – причиняли зло берёзе, то есть брали у неё берёзовый сок.
Слайд 9
Май называли “цветень” - в это время расцветают цветы, сады.
- Какая пословица спряталась здесь?
Задание.
Узнай по последним словам пословицу о весне. Слайд 10
------------- водой,
------------- травой.
- Всем нравится весна. Как вы узнаёте приход весны?
- С наступлением весны мы слышим звонкое чириканье воробьёв, становится совсем другим воздух – он наполняется дыханием весны, природа просыпается ото сна после долгой зимы. И это время года нравится многим людям. Поэтому поэты – пишут стихи, художники – картины. Сегодняшний наш урок посвящен весне. Слайд 11
- Какое настроение у вас весной?
Я хочу, чтобы весеннее настроение пришло к нам в класс. А для этого мы прослушаем стихотворения Алексея Константиновича Толстого. Слайд 12
V. Прослушивание а/записи стихотворения А.К.Толстого “Колокольчики мои”. (Может прочитать учитель) Слайд 13
- Про какой цветок говорилось?
- Слышали ли вы музыку во время прочтения стихотворения? Какая она была: грустная или весёлая, танец или марш? Почему? Что ещё слышалось в музыке?
- О каком цветке говорилось? (Колокольчики)
- Там слышался звон колокольчиков. Хотя конечно сами цветы не звенят, но музыка передавала нам настроение стихотворения.
- Что вы слышали кроме слов стихотворения?
- Что вы чувствовали, слушая это произведение?
- С каким настроением оно написано?
- Какое состояние природы нарисовано поэтом?
- Кто запомнил автора этого стихотворения?
- Кто-то пишет стихи, рассказы, кто-то рисует картины, а кто-то срывает цветы и хочет этим подарить радость.
- А как вы думаете, можно рвать цветы? Почему нельзя?
VI. Подснежник.
(Именно в этом месяце появляются колокольчики и другие цветы.)
- А какой у нас в Олёкминске первый весенний цветок? (Подснежник).
Слайд 14.
- Великий якутский поэт Семен Данилов написал стихотворение “Подснежники”:
Слайд 15
Сквозь толщу вечной мерзлоты,
Как выстрел, выбившись наружу,
Неукротимые цветы
Стоят и в непогодь, и в стужу.
Ты мужество их оцени,
Взгляни, восторга не скрывая,-
Среди снегов цветут они,
Суровый край мой украшая.
- Какие слова вам были непонятны?
- Что такое “вечная мерзлота”? (Промерзшая земля, которая никогда не тает.)
- Что обозначает слово “неукротимые”? (Т.е. нельзя остановить, сдержать.)
VII. Физминутка
- Мне бы хотелось ощутить весну и в нашей физминутке.
Покажем весенний ветерок.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо выше-выше.
VIII. Зоя Александрова “Капель”. Слайд 16
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением Зои Александровой “Капель”. Слайд 17.
Самостоятельное прочтение стихотворения.
XI. Словарная работа.
- Кто знает, что обозначает слово капель? Слайд 18
- Кто сможет объяснить что такое “наст”? Слайд 19
X. Затем читают по четверостишиям вслух.
- О чём вы прочитали?
- Как вы думаете, понравилось бы автору стихотворения ваше прочтение?
- Что нужно сделать, чтобы автору и всем остальным понравилось?
(Выразительное чтение).
- С каким настроением нужно читать это стихотворение?
XI. Выразительное чтение учителем.
- Понравилось вам стихотворение? А чем оно вам понравилось?
- Прочитайте те строчки, которые больше всего вам понравились.
- Что хотела передать Зоя Александрова? (Звон капели)
- В каких словах спряталась весна? Найдите и прочитайте!
- А как вы думаете, почему в стихотворении много нежных и ласковых слов?
- Кто в стихотворении найдёт название деревьев?
- Про каких животных говорится?
- Какие месяцы названы?
- Понравилось вам стихотворение?
- Кто хотел бы его выучить наизусть?
- А хотелось бы вам сочинить стихотворение?
Давайте попробуем.
XII. Задание “Сочини стих”.
- Захотелось ли вам самим попробовать сочинить стихотворение?
Перед вами 2 рифмы, сочините двустишье.
Слайд 20
------ капель,
------ ель.
Слайд 21
----- морозы,
----- берёзы.
XIII. Итог.
- Какое настроение у вас после прочтения стихотворения “Капель”?
- Подводя итог нашего урока, ответить на вопросы: что я смог, что я знаю, что я запомнил.
Дом. задание. Подготовить выразительное чтение. Нарисовать рисунок к стихотворению.
XIV. Игра “Собери слово”. Слайд 22
- Весенний ветерок рассыпал слово, помогите мне его составить.
С А И С Б П О !
- Большое спасибо за урок! За вашу работу!
- На партах у вас лежат смайлики: грустный и радостный. Поднимите тот смайлик, который характеризует ваше настроение на этом уроке. Слайд 23