Цель: формировать умение находить способы решения орфографических задач.
УУД:
- умение находить и проверять парные согласные на конце слова,
- развитие навыков сотрудничества
- развитие памяти, внимания, мышления.
Ход урока
Мотивация.
- Можно ли узнать все на свете?
- А если нельзя все знать, может не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, надо каждый день узнавать что-то новое, развивать память, внимание, мышление.
Догадайтесь, что нам поможет.
Вмиг раскрыть любой секрет,
Справиться с вопросами,
Правильный найти ответ
Разобраться что к чему
Может без сомнения.
Что угодно мы поймем
С помощью . . . мышления.
Сегодня мы будем работать под руководством профессора Мышления (вывешивается картинка). Догадайтесь, что он принес в подарок.
Ж Р У Н Л А |
Задания из журнала “Смекалка”, которые мы будем выполнять на уроке, помогут каждому из вас развивать внимание, память и мышление.
Определение темы и целей урока.
Послушайте удивительную историю, которая поможет нам определить тему урока.
Однажды не поладили буквы — гласные и согласные — разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг, показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.
- А-а-а, О-о-о — плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): П-р-н. И услышали радостное (но тоже непонятное): “А-ы-е”.
И решили тогда буквы: Надо заключить мир и жить в словах вместе.
П р н з в н к
г л х
с г л с н н к н ц с л в |
ф ы е о и е и у и е
о а ы е а о е о а |
Соединив гласные и согласные буквы с обеих страниц журнала, вы сможете назвать тему урока.
Открывается запись темы на доске.
Парные звонкие и глухие
согласные на конце слова.
Актуализация знаний.
Работа с лентой букв.
- На какие группы можно разделить все буквы?
Гласные, согласные, буквы, не обозначающие звуков.
- Разбейте на группы согласные.
Парные, непарные
- На какие группы можно разделить парные согласные
Звонкие, глухие.
Назовите парные согласные звуки (по цепочке, затем хором).
Знание классификации звуков поможет нам в дальнейшей работе.
Минутка чистописание.
Назовите буквы, которые вы видите в журнале “Смекалка”.
д ф в а |
Что общего в написании этих букв? Напишите строчку данных букв в порядке их расположения в алфавите (самостоятельная работа). Проверка: а б в д ф.
Проложите строчку до конца, повторив ряд этих букв.
- Какие из этих букв подходят к теме урока? Почему? (Б В Д Ф)
Самооценка.
Оцените свою работу, сравнив буквы, которые написали с образцом.
Ту букву, которая на ваш взгляд получается у вас не очень хорошо, напишите строчку.
Старайтесь писать так же красиво весь урок.
Работа над новой темой.
Прочитайте написанные слова
ээттаажжии |
Запишем: Этаж — этажи
Произнесем слово. (Эташ)
Какой звук слышим на конце слова? Какой буквой обозначен звук ш?
Почему надо проверять парный согласный на конце слова?
А почему в слове этажи мы слышим звук Ж и пишем букву Ж?
- Какое слово может быть проверочным? (Слово, в котором после согласного стоит гласный).
Вывод: Что надо сделать, чтобы проверить написание слов с парным согласным на конце? (Надо подобрать такое слово, чтобы после согласного стоял гласный).
Закрепление.
- Проверим правильность наших выводов, рассмотрев несколько слов.
Словарная работа.
Запишите: Словарь:
Вы узнаете новое словарное слово, если расположите квадраты в порядке уменьшения точек в каждом из них.
О .. | М….. | З . | Р… | О…. |
Мороз
- Как вы понимаете смысл этого слова?
Значение слова мы можем уточнить в толковом словаре. (подготовленный заранее ученик берет толковый словарь с выставки и читает о лексическом значении слова мороз).
- Запишем слово мороз
- Поставьте ударение. Какую гласную запоминаем?
Физкультминутка.
Левой рукой закройте левый глаз, правым следите за указкой (затем поменять).
- Что напоминает Вам расположение точек? (Букву О)
- Где мы только что встретили букву О. (В слове мороз, словарь)
Покажите веером:
- Сколько слогов в слове мороз 2
- Сколько букв 5
- Сколько звуков 5
- Сколько букв, обозначающих согласные звуки 3
- Сколько бук, обозначающих гласные звуки 2
- Произнесите слово [МАРОС]
- Какой звук слышим на конце?
- Какую букву пишем? Почему?
- Каким словом проверим?
Запишем: мороз — морозы.
Выделим орфограмму.
На доске записать слова по системе СУО (слог, ударение, орфограмма) (2 ученика)
З . вод г .ород
Отгадайте загадку:
Он большой
Как мяч футбольный!
Если спелый — все довольны
Так приятен он на вкус!
Что это? (Арбуз)
Запись с объяснением, выделение орфограммы арбуз — арбузы
Проверьте, как выполнено задание.
з . вод г . род
Если согласны, покажите зеленый сигнал светофора.
- Как эти слова связаны с темой урока? (На конце слов парные согласные).
- Подберите проверочное слово к слову завод, город.
Исследовательская работа
Профессор Мышление предлагает провести исследовательскую работу.
- Покажите веером букву, которую вы вставите в слове плот?
Одни показывают букву т, другие д.
Докажите, почему надо писать Т? Д?
Объясните значение слов.
Составьте предложение.
Итак, в слове плот можно вставить и букву Д и букву Т.
От чего же зависит выбор буквы?
Физкультминутка
Встаньте. Если услышите, слово в котором надо проверять парный согласный ,хлопните.
Если не надо проверять, выполните приседание.
МОРОЗ ГОРОД ДОМ ЭТАЖ
ЗАВОД ТЕЛЕФОН КОТ
ПЛОТ СТУЛ ХЛЕБ СНЕГ
Садитесь. Молодцы, вы хорошо справились с заданием и отдохнули.
Работа по теме урока
- Составьте слово, используя буквы игрового поля и ориентируясь на шифр
А | Б | В | Г | |
4 | д | у | р | т |
3 | т | п | м | л |
2 | б | о | с | и |
1 | н | ж | ь | г |
Г1 | Б2 | А4 |
В 4 | Б 2 | Г 1 |
В 2 | А3 | В4 | Г 2 | Б1 |
Записываем: год
Написание какой буквы надо проверять?
- Записываем проверочное слово, выделяем орфограмму
год – годы
Расшифруйте записанные слова по выбору, запишите, рядом напишите проверочное слово, орфограмму выделите.
Проверка:
рог – рога стриж – стрижи
- Какие орфограммы вы увидели в этих словах?
Работа в парах
- Как вы думаете, как легче думать: одному или вдвоем.
- Ум хорошо, а два лучше.
Работаем в парах.
Возьмите карточки.
Прочитайте слова.
- Предложите задания к этим словам своим товарищам
Карточка 1 дубок дуб дубовый морозец морозит мороз |
Выделите группы однокоренных слов.
Составьте цепочку в следующей последовательности:
проверяемое слово, два проверочных.
Пара, которая готова к ответу, поднимает руки вместе.
Договоритесь, кто будет читать.
Запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму, выделите корень.
1 в. - записывает слова дуб, дубок, дубовый.
2 в. - записывает слова мороз, морозец, морозит.
Проверка: дети прикрепляют на доску заранее розданные карточки.
Вывод. Почему слова дубок, дубовый проверочные?
Посмотрите на следующее задание профессора Мышление.
Работа по развитию речи
Прочитайте текст
О чем в нем говорится?
Красив осенний лес! На ветках шелестят листочки. Хорошо поработали краски осени. |
Измените каждое предложение так, чтобы в тексте говорилось о зимнем лесе.
Используйте слова для справок.
Карточка 2 лежит снег зимний наряд поработал мороз |
Запишите два предложения, которые, по вашему мнению, ярче передают красоту зимнего леса.
Рефлексия
Назовите слова, которые соответствуют теме урока.
По карточке прочитаем вывод.
Карточка 3 Если слышишь
парный звук, |
Дома выучите это правило.
Итог
Оцените свою работу на уроке.
Поднимите руку те, кто считает, что работал активно.
Я согласна в вашей оценкой.
Звенит звонок.
Окончен наш урок.
Литература
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс М.: Владос, 2001.
А.А. Шибаев “Всегда вместе”.
Интернет ресурсы
https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200004505
http://otvet.mail.ru/question/38039804