Цель: изучить явление диффузии.
Базовый учебник: «Физика 7класс» под редакцией А.В. Перышкина.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- способствовать формированию мотивации учебной деятельности через создание проблемной ситуации,
- совершенствовать умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в парах и строить продуктивное взаимодействие.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развить умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов при проведении виртуального физического эксперимента;
- развить монологическую речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке.
- развить коммуникативные способности учащихся, при работе в парах (группах)
- способствовать развитию информационной культуры учащихся при проведении виртуального физического эксперимента.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сформулировать определение явления диффузии;
- сформировать знания учащихся о явлении диффузиив газах, жидкостях и твердых телах;
- выяснить, как протекает явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах;
- сформировать умения решения задач на применение понятия диффузии;
- сформировать умения понимать и определять явления диффузии в реальных процессах.
Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, оборудование, необходимое для демонстрационного эксперимента, карточки с заданиями.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | ||||
Этап актуализации | Учитель предлагает учащимся разгадать
кроссворд. (Приложение 1) Вопросы
к кроссворду: |
Учащиеся разгадывают кроссворд. . Диффузия (вопрос остается без ответа) |
||||
Этап проблематизации | Учитель организует проблемную ситуацию
с помощью опыта:Учитель смачивает ватку
пахучей жидкостью из пузырька. Учитель ставит вопрос: Что вы чувствуете? |
Ученики наблюдают и делают записи в
тетради в виде таблицы.
|
||||
Этап целепологания | Учитель организует с учащимся
совместную постановку темы урока и цели
урока. Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. План изучения явлений 1. Внешние признаки явлений (признаки, по
которым обнаруживается явление). |
Совместно с учащимися поиск
формулировки темы и цели урока. И запись в
тетради темы урока. План висит на доске в классе) |
||||
Совместный поиск путей решения проблемы | Организует работу учащихся в группах Класс делится на 3 группы и каждой группе даёт задание: – Дать определение явления диффузии. через просмотр слайда http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1296573f-c00a-48ff-ba24-da69a64e10d4/8_43.swf – Какой вывод можно сделать о том, благодаря чему происходит процесс диффузии? – А возможна ли диффузия в жидкостях? Проделаем опыт, который можно объяснить только тем, что тела состоят из молекул, которые находятся в непрерывном движении.
– А возможна ли диффузия в твердых телах? (стр. 29 учебник) Какой вывод можно сделать по приведенному примеру\ 3. Зависимость диффузии от температуры вещества Налейте в один стакан холодной воды, в другой — теплой. Опустите в каждый из них несколько кристалликов марганцовки. Объясните наблюдаемое явление. Объясните процесс протекания диффузии в жидкостях. Вывод из всего изученного: |
Учащиеся наблюдают и выводы записывают в
тетрадь – явление , при котором происходит
взаимное проникновение молекул одного вещества
между молекулами другого. ) Учащиеся наблюдают и выводы записывают в тетрадь Учащиеся наблюдают и выводы записывают в тетради. Диффузия протекает в веществах находящихся в любом агрегатном состоянии Скорость диффузии увеличивается с ростом температуры, так как молекулы взаимодействующих тел начинают двигаться быстрее. Это утверждение справедливо для веществ находящихся в любом агрегатном состоянии. Диффузия протекает в веществах находящихся в
любом агрегатном состоянии. Скорость протекания
диффузии зависит от того, в каком агрегатном
состоянии находятся вещества. |
||||
Закрепление во внешней речи | Видеоролик http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F&gp=inet2amigo Организует решение качественных задач. Задачи (обсудите в группах) 1. Какое физическое явление используется при засоле рыбы, овощей, варке варенья? 2. Для чего при холодной сварке некоторых деталей соединяемые поверхности, укладываются внахлестку и подвергаются сильному сжатию?. 3. С какой целью при транспортировке и хранении листы технического и оконного стекла перестилают бумагой? 4. Почему при паянии место соединения деталей нагревают до температуры плавления припоя или выше? Учитель возвращает учащихся к кроссворду и записывают слово диффузия. |
Учащиеся устно решают задачи. |
||||
Практическое закрепление во внешней речи. | Учитель предлагает учащимся интерактивный тест с автоматизированной проверкой тест. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0443-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
Применяют полученные умения при решении задачи. |
||||
Рефлексия | Составьте синквейн по теме диффузия 1. Одно слово-обоначение темы (.Сущ.) 2. Два слова(прил.) – описание темы. 3. Три слова (глаг.) – описание действия в рамках данной темы. 4. Фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме.(разные части речи). 5. Одно слово – синоним темы |
Составляют синквейн. |