«Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах». 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цель: изучить явление диффузии.

Базовый учебник: «Физика 7класс» под редакцией А.В. Перышкина.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • способствовать формированию мотивации учебной деятельности через создание проблемной ситуации,
  • совершенствовать умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в парах и строить продуктивное взаимодействие.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развить умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов при проведении виртуального физического эксперимента;
  • развить монологическую речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке.
  • развить коммуникативные способности учащихся, при работе в парах (группах)
  • способствовать развитию информационной культуры учащихся при проведении виртуального физического эксперимента.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • сформулировать определение явления диффузии;
  • сформировать знания учащихся о явлении диффузиив газах, жидкостях и твердых телах;
  • выяснить, как протекает явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах;
  • сформировать умения решения задач на применение понятия диффузии;
  • сформировать умения понимать и определять явления диффузии в реальных процессах.

Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, оборудование, необходимое для демонстрационного эксперимента, карточки с заданиями.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Этап актуализации Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд. (Приложение 1)

Вопросы к кроссворду:
1. Частица, входящая в состав молекулы
3. Твердое состояние самой распространенной в природе жидкости
4. То, из чего состоит тело
5. Древнегреческий ученый предположивший, что все вещества состоят из мельчайших неделимых частиц
6. Явление, доказывающее непрерывное хаотическое движение частиц вещества
7. Русский ученый, основатель Московского университета. Первый русский академик
8. Метод научных исследований

 

 

Учащиеся разгадывают кроссворд.

.

Диффузия (вопрос остается без ответа)

Этап проблематизации Учитель организует проблемную ситуацию с  помощью  опыта:Учитель смачивает ватку пахучей жидкостью из пузырька.
Учитель ставит вопрос: Что вы чувствуете?
Ученики наблюдают и делают записи в тетради в виде таблицы.

Что наблюдаем?
Вывод.
Распространение запаха.  
Этап целепологания Учитель организует с учащимся совместную постановку темы урока  и  цели урока.
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

План изучения явлений

1. Внешние признаки явлений (признаки, по которым обнаруживается явление).
2. Условия, при которых протекает (происходит) явление.
3. Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий).
4. Определение явления.
5. Связь данного явления с другими (или фактора, от которых зависит протекание явления).
6. Использование явления на практике.

Совместно с учащимися поиск формулировки темы и цели урока. И запись в тетради темы урока.

План висит на доске в классе)

Совместный поиск путей решения проблемы Организует работу учащихся в группах
Класс делится на 3 группы и каждой группе даёт задание:
Дать определение явления диффузии. через просмотр слайда http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1296573f-c00a-48ff-ba24-da69a64e10d4/8_43.swf
Какой вывод можно сделать о том, благодаря чему происходит процесс диффузии?
– А возможна ли диффузия в жидкостях? Проделаем опыт, который можно объяснить только тем, что тела состоят из молекул, которые находятся в непрерывном движении.

А возможна ли диффузия в твердых телах? (стр. 29 учебник)

Какой вывод можно сделать по приведенному примеру\

3. Зависимость диффузии от температуры вещества

Налейте в один стакан холодной воды, в другой — теплой. Опустите в каждый из них несколько кристалликов марганцовки. Объясните наблюдаемое явление. Объясните процесс протекания диффузии в жидкостях.

Вывод из всего изученного:

 

 

 

 

 

Учащиеся наблюдают и выводы записывают в тетрадь – явление , при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. )
Причина диффузии – беспорядочное движение молекул.

Учащиеся наблюдают и выводы записывают в тетрадь

Учащиеся наблюдают и выводы записывают в тетради.

Диффузия протекает в веществах находящихся в любом агрегатном состоянии

Скорость диффузии увеличивается с ростом температуры, так как молекулы взаимодействующих тел начинают двигаться быстрее. Это утверждение справедливо для веществ находящихся в любом агрегатном состоянии.

Диффузия протекает в веществах находящихся в любом агрегатном состоянии. Скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества.
Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах.

Закрепление во внешней речи Видеоролик
http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F&gp=inet2amigo
Организует решение качественных задач.
Задачи (обсудите в группах)
1. Какое физическое явление используется при засоле рыбы, овощей, варке варенья?
2. Для чего при холодной сварке некоторых деталей соединяемые поверхности, укладываются внахлестку и подвергаются сильному сжатию?.
3. С какой целью при транспортировке и хранении листы технического и оконного стекла перестилают бумагой?
4. Почему при паянии место соединения деталей нагревают до температуры плавления припоя или выше?

Учитель возвращает учащихся к кроссворду и записывают слово диффузия.

 

 

 

Учащиеся устно решают задачи.

Практическое закрепление во внешней речи. Учитель предлагает учащимся интерактивный тест с автоматизированной проверкой тест. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0443-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Применяют полученные умения при решении задачи.

Рефлексия Составьте синквейн по теме диффузия
1. Одно слово-обоначение темы (.Сущ.)
2. Два слова(прил.) – описание темы.
3. Три слова (глаг.) – описание действия в рамках данной темы.
4. Фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме.(разные части речи).
5. Одно слово – синоним темы
Составляют синквейн.