Звуки и буквы З, з. "В гостях у Золушки"

Разделы: Начальная школа


Предмет: Русская грамота

Цель: закрепление знаний о букве З.

Задачи:

Образовательные: упражнение в различении твердых и мягких согласных, деление слов на слоги, определение ударного слога, формирование умений рассказывания сказки "Золушка" по иллюстрациям.

Развивающие:

  • развитие умений чтения и письма слов с данной буквой;
  • развитие связной речи, активизация и обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитание доброты, трудолюбия, любви к чтению сказок.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Вид урока: урок-сказка

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с картинками слов на букву "З", картинки тыквы, мышей, слоговые схемы.

План урока:

  1. Организационное начало урока. (1 мин)
  2. Сообщение темы, цели урока. (1 мин)
  3. Актуализация знаний. (5мин)
  4. Работа по закреплению изученного материала. (15 мин)
  5. Физ. минутка. (1мин)
  6. Работа по учебнику. Развитие речи. (10 мин)
  7. Подведение итогов урока. (2 мин)

Ход урока

1. Организационное начало урока. Психологический настрой. (1 мин)

Приветствие.

- Мы приветствуем гостей – дорогих учителей, всех знакомых, незнакомых, и серьезных, и веселых! (повернитесь учителям и улыбнитесь)

- А, теперь настроим себя!

а) Если у вас хорошее настроение – потопайте ножками.

б) Если у вас есть собака, погладьте по голове.

в) Если вы любите шоколад, варенье, оближите губы.

г) Если у вас есть друг, или сосед по парте улыбнитесь.

д) Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.

- Дорогие ребята, пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами!

2. Сообщение темы, цели урока. (1 мин)

- Сегодня у нас урок будет не совсем обычный. Мы побываем в одной очень доброй сказке, встретимся с героиней, которую вы очень любите, побываем в гостях у Золушки. Сказку "Золушка" написал французский писатель Шарль Перро. Вы все знакомы со сказками этого писателя. Кто же не знает сказку "Красная шапочка" , сказку "Кот в сапогах" и "Спящая красавица". (слайд № 5)

3. Актуализация знаний. (5 мин)

- Писатель, который написал эти сказки жил во Франции. (Учитель показывает на карту Франции, город Париж.)

- И вот в этой замечательной стране давным - давно жила маленькая девочка, которую звали Золушкой. Давайте вспомним, как начиналась сказка. (Чтение учителем начала сказки со слайдов презентации.)

- Хотела ли Золушка тоже поехать на бал? Кто ей помог попасть на бал? (Добрая фея.)

- Сегодня мы с вами тоже станем добрыми волшебниками и поможем Золушке поехать на бал. Поможем Золушке попасть на бал? (Да.)

4. Работа по закреплению изученного материала. (15 мин)

1) Работа со звуками и буквами. (3 мин)

- На чем Золушка отправится на бал? (На карете.) Чтобы тыква превратилась в карету мы должны выполнить задание. Я вам раздам тыквы, а вы должны прочитать слова, которые написаны на них и определить какой согласный звук обозначает в слове буква З: твердый или мягкий. Затем мы поместим тыквы в корзины - в синюю и зеленую.

(Учитель раздает детям вырезанные из бумаги тыквы на которых написаны слова. Слова: Зина, зонт, корзина, коза, зима, заяц. Учащиеся по одному читают свои слова, определяют звук и помещают тыкву в корзину.)

- Теперь напишем заглавную букву З. (Письмо буквы в прописи.) (1 мин)

2) Пальчиковая физ.минутка. (1 мин)

3) Работа над словами. (5 мин)

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. (Слайд № 14) Карета у нас есть, теперь нам нужны кони. Кого в сказке фея превратила в коней? (Мышей из мышеловки.) А сколько мышей понадобится? ( К доске прикреплены картинки мышей) Сейчас мы превратим этих мышей в коней. У этих мышек есть задание: назвать слово на картинке карточки, разделить его на слоги и определить ударный слог (устно). Слова: береза, зонт, заяц, коза, замок, корзина. Подобрать к слову соответствующую слоговую схему. (Схемы слов на доске.) (Учащиеся выполняют задание по одному у доски.)

4) Зрительно-слуховой диктант. (5 мин)

- Мы превратили мышей в коней. (Слайд № 15) Кто нам теперь нужен? (Кучер) Для этого нам нужна крыса. (Учитель показывает картинку крысы) Чтобы она превратилась в крысу мы напишем предложение. Составьте предложение со словом "розы". (Устные ответы детей.)

Чтение предложения с доски: У Зины розы. (слайд № 16) Затем предложение закрывается и дети пишут его под диктовку. После написания проводится самопроверка по доске.

- Молодцы, ребята! Вот и наш кучер. (Слайд № 17)

5. Физ. минутка. (1мин)

- Сейчас мы выполним физ.минутку и у Золушки появится красивое платье и туфли. (Слайд № 18)

Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку, на зарядку становись!
Начинаем бег на месте
Финиш метров через двести.
Побежали, побежали, побежали
Прибежали! Потянулись, подышали. (3 р)

6. Работа по учебнику. Развитие речи. (10мин)

- Сейчас мы поработаем по учебнику и Золушка поедет на бал.

Рассмотрение иллюстрации в учебнике. Чтение слов в столбике. Ответы на вопрос: Кто тут добр? А кто зол?

- Посмотрите, Золушка отправилась на бал! (Слайд № 19) А мы расскажем, что было дальше? (Учащиеся коротко рассказывают конец сказки по иллюстрациям.) (Слайды № 20-23)

- С кем танцевала Золушка?

- Когда она должна вернуться с бала?

- Что потеряла Золушка?

- Кто нашел туфельку?

- Нашел ли принц Золушку?

6. Подведение итогов урока. (2 мин)

- Какую сказку мы рассказали? Чему нас она учит?

- Кто написал сказку?

- Понравился ли вам урок?

- Какое настроение было у вас во время урока?

Анализ работ учащихся.

Презентация.