Психологическое сопровождение одаренных детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из основных направлений работы по психологическому сопровождению одаренных детей является создание условий для их оптимального развития. Работа с одаренными, талантливыми детьми в дошкольном учреждении ведется в рамках основной общеобразовательной программы.

Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у них серьезных социально-психологических проблем:

- эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками и взрослыми, что вызывает проблему социальной дезадаптивности детей, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования детского коллектива;

- стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, иногда – заниженная самооценка, что приводит к проблемам межличностной коммуникации, стремлению “не выделяться” среди сверстников;

- повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам;

- недостатки эмоционально-волевой регуляции одаренных детей усугубляются особой ситуацией развития, в которой основной их деятельностью является не требующий у них волевой регуляции умственный труд.

Наличие перечисленных психологических особенностей позволяет утверждать: такие дети должны быть включены в своеобразную “группу риска”. Для них в ДОУ разработана технология психологического сопровождения их развития в процессе образования.

В рамках здоровьесбережения воспитанников педагогом-психологом проводится цикл занятий “Минуты здоровья”, на которых воспитанники старшего и подготовительного дошкольного возраста обучаются навыкам саморегуляции, релаксации, правильного дыхания и др.

Развитию данных умений способствует посещение сенсорной комнаты психологической разгрузки, которая имеет различного рода аудиовизуальные и тактильные стимуляторы и выполняет функцию коррекции психоэмоциональных состояний [5; 6].

В дошкольном учреждении несколько лет успешно реализуются программы дополнительных образовательных услуг. Дети от 5 до 7 лет, проявляющие определенные способности, охотно посещают занятия с более углубленным изучением таких предметов, как: “Английский язык для маленьких”, “ Счастливый художник”, “Информатика +”, “Танцы и гимнастика”. Все это только подтверждает и развивает природные задатки в детях, дает возможность реализоваться и раскрыться этим задаткам в маленьких дарованиях.

Еще одним из направлений работы с талантливыми детьми – это работа над детскими проектами в рамках курса занятий “Юный исследователь”. Данный курс ориентирован на объединение детей по интересам и распространение изученной темы в форме художественно-эстетического материала. Воспитанники совместно с воспитателем и родителями определяют интересную для всех тему, изучают ее достаточно глубоко, создают исследовательскую базу, на основании полученного материала готовят групповое выступление с презентацией, где каждый ребенок этой группы вносит свой определённый вклад: кто-то готовит материал, кто-то выступление, кто-то презентацию или оформление и т.д. С готовым материалом ребята выступают перед своими сверстниками или детьми младшего возраста, в зависимости от тематики. Работы получаются по-детски интересными, яркими и приносят много удовольствия самим ребятам и гордость за детей взрослым. В рамках курса были подготовлены темы: “Моя родословная”, “Куклы разных народов”, “Просто и очень вкусно” и многие другие. В процессе творческой работы происходит сплочение не только детского коллектива, но и коллектива родителей. Развивается целеустремленность, усердие детей и формируется очень важный навык публичного выступления.

Участие в публичных мероприятиях повышает авторитет детей среди своих сверстников, товарищей и формирует в детях такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

Наше дошкольное учреждение вот уже несколько лет активно взаимодействует с гимназией, куда по окончанию детского сада поступают многие наши выпускники. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ начинается в период предшкольной подготовки. Службой ППМС сопровождения ДОУ и гимназией, совместно с педагогами разработан обязательный психодиагностический минимум, позволяющий определить уровень учебных возможностей и способностей будущего школьника. Методики диагностики интеллектуальных способностей детей разных возрастов подобраны таким образом, чтобы диагностировать как вербальные, так и пространственные интеллектуальные способности. В начальной школе применяется методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей – МЭДИС (авторы – И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина) и методика определения умственного развития детей 7-9 лет, разработанная на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

Сопоставление результатов психологического мониторинга и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию о различиях индивидуальных способностей школьников.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ построен на принципах личностно – ориентированного подхода и взаимодействия взрослого и детей, который направлен на выявление и развитие способностей и наклонностей ребенка. Традиционное участие наших воспитанников в творческих мероприятиях, конкурсах, выставках на муниципальном, городском и всероссийском уровнях – все это заставляет будущих школьников воспитывать в себе ответственность, внимательность, любознательность, трудолюбие и целеустремленность.

Чтобы помочь детям с детства научиться организовывать себя и свою деятельность, безболезненно войти в особенный темп гимназического обучения, детский сад и гимназия, с которой мы успешно взаимодействуем, уже несколько лет являются опорной площадкой по предшкольной подготовке детей к гимназическому образованию. В рамках программы развития гимназии “Формирование конкурентноспособной личности в элитарном учебном заведении” была создана подпрограмма “Культурно-образовательная среда как фактор адаптации ребенка к гимназическому образованию в период предшкольной подготовки”, в которой нашел отражение положительный опыт предыдущих лет по взаимодействию и преемственности ДОУ и гимназии и намечены новые линии работы.

Программа направлена на:

- создание комфортной образовательной среды;

- раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;

- стимулирование у детей пяти лет любознательности;

- развитие умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Одним из важнейших направлений нашей работы с дошкольниками является деятельность по формированию внутренней позиции, осознание своего социального “Я”:

Уже с предшкольной подготовки мы нацеливаем будущих школьников на то, что каждый ребенок выпускной группы ведет индивидуальное портфолио, где фиксирует все свои успехи, достижения и победы, что наглядно отражает личностный рост каждого воспитанника. Это не только приветствуется, но и является стимулом в дальнейшем саморазвитии и самосовершенствовании учащегося [3;5].

Дальнейшая работа с одаренными школьниками предполагает психологическое сопровождение процесса обучения развивающего характера на каждом возрастном этапе. На параллели 1-х классов психологами ДОУ и гимназии реализуется программа психопрофилактических занятий с учащимися “Четыре путешествия”, направленная на активное взаимодействие педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса. Такие занятия эффективно реализуют настоящую преемственность детского сада и школы. Участие в процессе занятий педагога-психолога детского сада как бы переводит детей на следующую ступень развития и передает следующим коллегам: учителям и специалистам школы, но это происходит в процессе игры, “путешествий и приключений”. Именно в “путешествиях”, сталкиваясь с разными по сложности ситуациями, каждый ребенок раскрывается и проявляется по – своему, по – особенному. Роль специалиста ДОУ здесь однозначна и необходима: квалифицировано передать необходимую информацию о поступивших из ДОУ в гимназию детях, чтобы коллеги в гимназии могли успешно сопроводить их в период адаптации и помочь безболезненно влиться в новую образовательную среду и коллектив сверстников.

Данная программа интересна еще и тем, что позволяет конструктивно взаимодействовать не только с детьми и педагогами, но и с родителями. Систематическая групповая и индивидуальная работа с родителями является неотъемлемой частью программы. Родители знакомятся с планом работы, по желанию посещают занятия в качестве участника группы, совместно с детьми выполнят задания. Педагоги участвуют на занятиях в форме деловой игры и анализа конкретных проблемных ситуаций в рамках общения “педагог-ученик”, “педагог-родитель”, где педагог-психолог выступает в роли наставника, помощника, эксперта.

Наблюдения за ребятами, личные впечатления учителей, беседы с родителями, обратная связь и рефлексия на занятиях способствуют гармонизации детско-родительских отношений, обучению приемам и способам конструктивного взаимодействия, получению опыта о себе, как умелом и успешном человеке.

Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка на каждом возрастном этапе в самые сложные возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей “скрытых”, нереализованных пока возможностей и способностей [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая книга практического школьного психолога /О.Н. Истратова Т.В. Эксакусто – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 636с.
  2. А.И. Савинков / Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития. 2002. – 352с.
  3. Е.Е. Смирнова/Познаю себя и учусь управлять собой. – СПб: Речь, 2007. – 216с.
  4. О.В. Хухлаева / Школьная психологическая служба. Работа с родителями. – М.: Генезис, 2008. – 160с.
  5. О.В. Хухлаева / Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: Генезис, 2001. – 280с.
  6. О.В. Хухлаева, Т.Ю. Кирилина, О.В. Федорова/Счастливый подросток, программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. – 224с.