Цель занятия: расширение и закрепление представлений о транспорте, развитие лексико-грамматического строя речи.
Задачи
Образовательные:
- развивать словарь по теме;
- обучение анализу и синтезу предложения;
- учить образовывать сравнительную степень прилагательных;
- учить составлять сложные предложения;
- учить согласовывать числительные с существительными;
- обучение слоговому анализу и синтезу;
- продолжать знакомить с методом моделирования;
- закреплять знания геометрических фигур.
Развивающие цели:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать фонематическое восприятие (дифференциация звуков Р-Л).
Воспитательные цели:
- воспитывать навыки коллективной работы;
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Оборудование: игрушка Винни-Пух; демонстрационные картинки с изображением транспорта наземного, подземного, водного и воздушного; картинки для анализа и синтеза предложения “Дядя”, “Поезд в метро”, две пустые карточки; карточки для моделирования (три карточки по четыре отделения в каждой, в каждом отделении от 1 до 8 фигур и одно отделение в каждой карточке пустое); картинки раздаточные: арбуз, флажок, торт, овощи, ботинки, утка, самокат; две игрушечные машинки: красная и желтая; картинки раздаточные с изображением предметов, в названии которых есть звук Р или Л; три конверта, в каждом из которых фигуры для аппликации ( на первом конверте изображен треугольник, на втором – квадрат, на третьем – круг); клей для аппликации; угощение от Карлсона.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дети сидят на своих местах за столами. ВОСПИТАТЕЛЬ сообщает им, что нам пришло письмо от Винни-Пуха, в котором он приглашает нас на свой День рождения.
- “Но Винни-Пух живет очень далеко. Как же мы будем добираться до него? Нам понадобятся метро, самолет, корабль, поезд, машина. А как мы все это назовем одним словом, что это все такое?” (транспорт).
- “Молодцы, транспорт бывает разный и разных видов, и пока мы будем добираться в гости к Винни-Пуху, мы узнаем какие же виды транспорта бывают”.
2. Метро.
Дети продолжают сидеть на своих местах. ВОСПИТАТЕЛЬ сообщает:
- “Сначала нам понадобится подземный транспорт. Как вы думаете, почему он так называется?” (ответы детей)
- “Правильно, к подземному транспорту относится метро, на нем мы и поедем”.
Выходит ЛОГОПЕД и говорит:
- “Чтобы попасть в метро нам нужно разгадать одно зашифрованное предложение. Посмотрите, на доске висят по порядку картинки, две из них пустые, это значит, что вместо них вы должны придумать свои слова, а остальные просто назвать. Попробуйте связать эти картинки в одно предложение”.
На доске висит по порядку три картинки: “дядя”, две пустые картинки, “поезд в метро”.
Дети составляют предложение: “Дядя едет в поезде”.
- “Молодцы, а давайте посчитаем сколько в нашем предложении слов. Какое слово первое?..... Какое второе?... Какое третье?... Какое четвертое?... Сколько всего слов получилось?.... Правильно, обратите внимание, что слово “В” - это тоже слово, оно очень маленькое, но все же целое отдельное слово, которое стоит отдельно от других слов”.
“Итак, вы разгадали зашифрованное предложение, и теперь мы попали в метро”.
Далее воспитатель и логопед предлагают послушать какой звук издает поезд в метро.
3. Самолет.
ВОСПИТАТЕЛЬ сообщает, что мы выходим из метро и попадаем в аэропорт. Дети встают со своих мест и переходят на место у входа в группу, где стоит большая картинка с изображением самолета. Далее воспитатель говорит:
- “Теперь нам потребуется воздушный транспорт. Почему он так называется?” (ответы детей).
- “Правильно. К воздушному транспорту относятся самолет, вертолет, воздушный шар, ракета” (показывает картинки).
- “Мы с вами полетим на самолете”.
ЛОГОПЕД говорит:
- “Чтобы полететь на самолете, мы снова должны выполнить задание. Я буду вам читать начало предложения, а вы должны его договорить и произнести полностью”.
Сначала логопед дает образец предложения, а далее дети составляют предложения сами. Всего дается пять предложений.
Образец:
Самолет летит высоко, а ракета ……. (выше)
Самолет летит далеко, а ракета……. (дальше)
Самолет летит быстро, а ракета……. (быстрее)
Самолет большой, а ракета……. (больше)
Самолет тяжелый, а ракета…. (тяжелее)
Самолет длинный, а ракета……(длиннее)
- “Молодцы, вы правильно составили предложения, и мы можем теперь лететь на самолете”.
Далее воспитатель и логопед предлагают послушать какой звук издает самолет во время полета.
4. Корабль.
ВОСПИТАТЕЛЬ говорит детям:
- “Долго летели мы на самолете, долетели. И вот перед нами огромное море, и теперь нам потребуется водный транспорт. Почему он так называется?” (ответы детей).
- “Правильно. К водному транспорту можно отнести корабль, теплоход, лодку. Мы с вами поплывем на корабле, давайте перейдем на него”.
Дети переходят в начало игровой зоны группы, где стоит картина с изображением корабля.
ЛОГОПЕД говорит:
- “Чтобы плыть на корабле, мы выполним с вами новое задание. Я покажу вам карточки, на которых нарисованы фигурки-треугольники. За этими треугольниками спрятался какой-то транспорт, который я вам назову. Давайте посчитаем и скажем сколько на каждой картинке лодок или корабликов. Только говорить нужно полностью, например, “Три лодки”, “пять лодок”. И будьте внимательны, если вы увидите пустую картинку, это значит, что там ничего нет, так и скажите, например, “Нет лодок””.
Далее логопед показывает карточку и говорит что спряталось за треугольником, а дети произносят словосочетания. Всего предлагается три карточки в каждой из которых четыре отделения, одно из которых пустое, а три остальных с различным количеством треугольников (от 1 до 5).
Слова, прячущиеся за треугольниками: лодка, пароход, теплоход.
- “Молодцы, вы справились с заданием, и теперь мы плывем на корабле дальше”.
Далее воспитатель и логопед предлагают послушать какой звук издает корабль, плывущий по морю.
5. Физминутка.
ВОСПИТАТЕЛЬ говорит:
- “Пока мы плывем на корабле, давайте немного отдохнем и поиграем”.
- Выполнение движений под строчки стихотворения, которое читает воспитатель.
От зеленого причала (Шаг вперед, руки опущены). Оттолкнулся теплоход. Раз, два – (Два шага назад). Он назад шагнул сначала. А потом шагнул вперед. (Два шага вперед). Раз, два – И поплыл, поплыл по речке, (Руки вытянуты вперед и Набирая полный ход. сомкнуты, движение по кругу мелкими шажками). (В. Волина)
6. Поезд.
ВОСПИТАТЕЛЬ говорит:
- “Итак, приплыл наш корабль к месту назначения и теперь нам потребуется наземный транспорт. Почему он так называется?” (ответы детей).
- “Правильно. К наземному транспорту можно отнести: автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричку, машину, велосипед, мотоцикл. Мы же с вами поедем сейчас на поезде. Давайте перейдем на поезд”.
Дети переходят в середину игровой зоны группы, где изображен поезд.
ЛОГОПЕД говорит:
- “Чтобы наш поезд поехал, мы должны разгадать одно зашифрованное слово. У меня есть картинки. Нужно назвать первый звук в каждом слове-предмете, изображенном картинке. А потом мы составим из полученных звуков секретное слово, необходимое нам”.
Далее логопед показывает по очереди картинки: Арбуз, Флажок, Торт, Овощи, Ботинки, Утка, Самокат. Дети выделяют в каждом слове первый звук, логопед на каждый выделенный звук выставляет кружочек. Затем показывая каждый кружок-звук, логопед называет полученные звуки подряд и просит детей определить, какое слово получилось из звуков (“АВТОБУС”).
- А теперь послушайте все эти звуки подряд и скажите, какое слово получается, если мы соединим все эти звуки?” (ответ детей).
- “Правильно, у нас получилось слово “АВТОБУС”. Вы отгадали секретное слово и наш поезд отправился в путь”.
Далее воспитатель и логопед предлагают послушать какой звук издает поезд, когда едет.
7. Машина.
ВОСПИТАТЕЛЬ говорит:
- “Итак, закончилась наша поездка на поезде, и мы совсем близки к цели. Осталось совсем немного и мы доберемся до Винни-Пуха. И последний транспорт, который нам понадобится – это машина”.
ЛОГОПЕД говорит:
- “Но мы все не поместимся в машине. Давайте мы разделимся. Каждый из вас сейчас получит картинку, на ней будет изображен предмет. Тот у кого в слове-предмете будет звук Р садится в кРасную машину, так как в слове “красный” звук Р, а тот у кого в лове-предмете звук Л садится в жеЛтую машину, ведь в слове “жеЛтый” звук Л”.
На рабочих столах детей с одной стороны стоит желтая машинка, а с другой стороны красная. Дети называют свои картинки и садятся каждый в сторону “своей машины”.
ЛОГОПЕД говорит:
“Молодцы, вы все сделали правильно. Теперь мы можем ехать дальше”.
Далее воспитатель и логопед предлагают послушать звук машины, когда она едет.
Затем ВОСПИТАТЕЛЬ говорит:
“А пока мы едем на машинах, давайте сделаем подарки для Винни-Пуха. Перед вами лежат три конверта, в каждом конверте лежат уже готовые части для аппликации. Вам нужно только правильно собрать и приклеить эти части. Давайте разделимся на три группы, чтобы вы все вместе делали подарки”.
Дети с помощью воспитателя и логопеда делятся на три подгруппы. Каждая подгруппа делает аппликацию из своего конверта. В итоге получается три аппликации: машина, корабль, самолет.
8. Итог.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- “Итак, мы, наконец, доехали до Винни-Пуха, и вот он встречает нас”.
Перед детьми отодвигается ширма, за которой стоит домик Винни-Пуха, сам Винни-Пух и столик с угощением.
“Давайте расскажем Винни-Пуху на чем же мы добирались до него” (дети отвечают).
- “А как мы назовем все это одним словом?” (дети отвечают).
- “Правильно, нам потребовались сразу все виды транспорта: и подземный, и наземный, и водный, и воздушный. Давайте теперь подарим Винни-Пуху подарки, которые вы так здорово сделали своими руками”.
Воспитатель кладет перед Винни-Пуха получившиеся аппликации.
- “Вы все молодцы, а Винни-Пух очень доволен своими подарками, он приглашает вас к столу с угощением”.
Далее Винни-Пух угощает детей .
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Л.Н. Смирнова “Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет”. Москва, “МОЗАИКА-СИНТЕЗ”, 2006.
- Н.В. Нищева “Конспекты подгрупповых логопедических занятий в Старшей группе детского сада для детей с ОНР”. Санкт-Петербург, “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2007.