Строение атмосферы, ее свойства

Разделы: География


Оборудование: опорные конспекты, атласы, таблица “Строение атмосферы”, учебники, дополнительный материал “Озоновый экран”, веер, весы, 2 пустых шарика, 1 шар, наполненный гелием, 1 шар-воздухов, спиртовка, спички, вертушка.

Ход урока

В: - Какие оболочки Земли вы знаете?

- Какие из них мы уже изучили?

- Что такое литосфера? Ее части.

- Что такое гидросфера? Ее части.

Итак, ребята, мы с вами изучили два больших раздела. Вы познакомились со строением Земли, ее составом. Вы знакомы с такими понятиями, как рельеф, горы, равнины. А также вы узнали о строении гидросферы, познакомились с Мировым океаном, его частями, водами суши.

А сегодня мы приступаем к изучению третьей оболочки Земли, которая вращается вместе с ней как единое целое. Эта оболочка - “атмосфера”. Сегодня мы узнаем ее строение, определим границы, состав воздуха, значение оболочки.

Работать мы будем не в тетрадях, а с опорными конспектами, которые лежат у вас на столах.

 

 

 

 

 

 

тема на доске

оп. конспект

В:

О:

- Что вы знаете о воздухе?

- Он невидим, бесцветен, имеет вес, плотность, температуру и может двигаться.

опыты
Оп:

Оп:

ОПЫТ №1: опыт с веером - воздух способен передвигаться.

ОПЫТ №2: опыт со спиртовкой и вертушкой. Над горящей спиртовкой держат бумажную вертушку. Она начинает вращаться.

- Почему?

- Т.к. теплый воздух становится легким и поднимается вверх.

Воздух атмосферы - это смесь газов, в которой находятся твердые и жидкие частицы.

Газовый состав атмосферы был изучен уже давно. В 1774 году французский ученый Антуан Лавуазье изучил основные составные части воздуха и установил присутствие в нем кислорода и азота. Впоследствии обнаружилось, что кроме этих газов в воздухе находятся и другие газы.

веер

спиртовка,

бумажная вертушка,

спички

З: - Итак, запишем в наших опорных конспектах, что же такое воздух. Воздух - это смесь газов у земной поверхности, состоящая из следующих компонентов: оп.конспект
В:

О:

- Какие это компоненты?

Это:

  • Азот – 78%
  • Кислород – 21%
  • Инертные газы – 0,94% - 1%
  • Углекислый газ – 0,03%
  • Пары воды и примеси – 0,03%
 
З: - Дома вы самостоятельно составите диаграмму “Состав воздуха атмосферы”, закрасив каждый компонент своим цветом.

Каждый газ в атмосфере выполняет свои функции:

Кислород - дыхание, горение, окисл.процессы;

Азот - входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений;

Углекислый газ - “утеплитель” Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение Земли.

Все газы отличаются друг от друга.

 
Оп:

Оп:

ОПЫТ №3: один из самых легких газов – гелий. Поэтому шар, надутый гелием, летит вверх (отпускаем шар).

ОПЫТ №4: опыт с весами и двумя шарами. Весы уравновешены двумя не надутыми шарами, далее один шар надуваем и кладем на те же весы.

- Что произошло с весами? Почему?

- Надутый шар перевесил, т.к. в нем содержится воздух с большим содержанием углекислого газа, а этот газ тяжелый. Вот почему такой шар не полетит вверх.

- В Италии есть любопытная пещера, где человек свободно дышит, но стоит собаке забежать сюда, как она умирает. Пещеру так и прозвали “Собачья”.

шар с гелием

весы,

2 шара без воздуха,

1  надутый

“Собачья пещера”

В:

О:

- Почему так происходит?

- В пещере много углекислого газа, который под своей тяжестью сосредоточен внизу.

Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позднее.

В 1765 году (запишем эти данные в конспекте) М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввел в научную терминологию термин “атмосфера”.

Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На ее формирование впоследствии оказало влияние появление океанов и биосферы.

 

 

 

оп.конспект

В:

О:

- Итак, что же такое атмосфера? Запишем в опорном конспекте.

- Атмосфера ( с греч. “Атмос” - пар; “сфера” - шар) – это газообразная или воздушная оболочка Земли, вращающаяся с планетой.

Строение атмосферы:

Нижняя граница атмосферы определены достаточно четко – это земная или водная поверхность; не надо забывать, что воздух проникает в поры и щели горных пород и растворяется в воду, но это не атмосфера, а воздух в пределах литосферы и гидросферы. Таким образом, мы живем на дне воздушного океана.

Верхняя граница атмосферы – крайне не определена; сейчас ее проводят обычно на высоте 2-3 тыс.км, а алее она постепенно переходит в космическое пространство.

 

оп.конспект

В:

О:

- Почему воздух не уходит в космос?

- Его удерживает сила земного притяжения. Атмосфера, словно, одеяло окутывает Землю.

С высотой изменяется температура и другие свойства воздуха. Поэтому его делят на несколько слоев-сфер.

 
З: - Сейчас наша задача - познакомиться с этими сферами и разместить их в опорном конспекте. Посмотрев на таблицу на доске и в атлас, найдем тропосферу, отметим в опорном конспекте.

Тропосфера - самый нижний слой атмосферы. В переводе “тропос” - воздух, действительно здесь содержится 80% всего воздуха атмосферы. Толщина слоя разная. Запишем:

- над экватором – до 18 км

- над полюсами – 8 км

- над Россией – 9-11 км

В этом случае атмосфера взаимодействует с литосферой и гидросферой.

Таблица “строение воздуха”, оп.конспект,

Атлас

В:

О:

- Какие изменения происходят с высотой?

- Изменяется температура воздуха, уменьшается атм. давление, количество воздуха и водяного пара.

оп.конспект
З: - В тропосфере с высотой температура воздуха понижается на 6 градусов на каждый 1 километр. Зная это, можно решать различные задачи.  
Пр: - Решим одну задачу. Остальные решите дома. решаем задачу
 

В:

О:

Тропосферу часто называют “фабрикой погоды”.

- Почему?

- Так как в этом слое происходят все явления погоды: дует ветер, образуются облака, выпадают осадки, бывает гроза, а также содержится пыль, копоть, водяной пар, здесь летают птицы (есть жизнь).

Стратосфера – следующая сфера оболочки.

- Найдем ее в атласе и отметим в оп.конспекте.

 
З: В стратосфере воздух разрежен. Она располагается на высоте 50-55 км. Облака здесь не образуются, т.к. почти нет водяного пара. Здесь температура с высотой возрастает на 1-2 градуса на каждый километр. Это вызвано тем, что слой озона, расположенный внизу стратосферы, поглощает и рассеивает солнечное излучение, мешая ему пройти к земной поверхности. Сфера имеет темно-фиолетовый или почти черный цвет из-за малого количества частиц воздуха, который рассеивает и отражает солнечный свет.

В нижней части стратосферы на высоте 20-25 км находится озоновый экран.

оп.конспект, атлас
З:

Пр:

- Найдем его в атласе и отметим в опорном конспекте.

- Его роль велика. Он поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, которые в больших дозах губительны для живых организмов. Озона в атмосфере мало. Слой толщиной несколько сантиметров придает небу голубой цвет. Выше космонавты видят небо черным, на нем одновременно светят звезды и Солнце.

Выше стратосферы находятся несколько слоев атмосферы, которые мы обобщим, и будем называть – верхние слои атмосферы.

Таблица, оп.конспект

 

Рассказ ученика об озоновом слоем

З: - Найдем их в атласе и подпишем в оп.конспекте.

Именно в этих слоях происходят полярные сияния и магнитные бури. Это связано с тем, что воздух здесь очень разряжен, а температура высокая.

атлас, оп.конспект
 

3:

 

О:

 

 

В:

Значение атмосферы:

- Самостоятельно прочитать текст учебника (стр. 115), выписать в оп.конспект значение атмосферы для жизни на Земле.

- 1) Поверхность Земли не нагревается днем и не охлаждается ночью (как у Луны);

- 2) Предохраняет Землю от метеоритов;

- 3) Озоновый слой (о нем уже говорилось)

- 4) Содержится кислород (человеку нужно в сутки 11000 литров воздуха – это ж/д цистерна).

- Проверим, что вы записали в оп.конспекте.

учебник (стр. 115),

оп.конспект

В

 

О:

В:

Человечество интересуется воздушным океаном уже давно, но лишь 300-400 лет назад были изобретены первые приборы для изучения атмосферы.

- Какие приборы для изучения атмосферы вам известны?

- Термометр, барометр, флюгер, гигрометр и др.

- С какими из них вы постоянно встречаетесь?

Можно показать приборы
3: - Впишите в оп.конспект эти приборы.

С этими приборами мы будем знакомиться на последующих уроках.

Изучением атмосферы занимаются метеостанции. На них до четырех раз в стуки снимаются показания температуры, количества осадков, скорость и направление ветра, давление, влажность, облачность…

Атмосферу изучают с помощью радиозондов, метеоракет и спутников Земли.

оп.конспект
В:

 

 

В:

В:

- Для чего нужны эти наблюдения?

Наблюдения выявили, что, к сожалению, атмосфера очень загрязнена, особенно над крупными городами. В нашей местности воздух тоже загрязнен.

- Что явялется причиной его загрязнения?

- Какие меры принимаются по охране чистоты воздуха?

 

Домашнее задание: параграф 35, записи, решение задач в опорном конспекте.

Презентация.

Приложение