Оборудование: опорные конспекты, атласы, таблица “Строение атмосферы”, учебники, дополнительный материал “Озоновый экран”, веер, весы, 2 пустых шарика, 1 шар, наполненный гелием, 1 шар-воздухов, спиртовка, спички, вертушка.
Ход урока
В: | - Какие оболочки Земли вы знаете? - Какие из них мы уже изучили? - Что такое литосфера? Ее части. - Что такое гидросфера? Ее части. Итак, ребята, мы с вами изучили два больших раздела. Вы познакомились со строением Земли, ее составом. Вы знакомы с такими понятиями, как рельеф, горы, равнины. А также вы узнали о строении гидросферы, познакомились с Мировым океаном, его частями, водами суши. А сегодня мы приступаем к изучению третьей оболочки Земли, которая вращается вместе с ней как единое целое. Эта оболочка - “атмосфера”. Сегодня мы узнаем ее строение, определим границы, состав воздуха, значение оболочки. Работать мы будем не в тетрадях, а с опорными конспектами, которые лежат у вас на столах. |
тема на доске оп. конспект |
В: О: |
- Что вы знаете о воздухе? - Он невидим, бесцветен, имеет вес, плотность, температуру и может двигаться. |
опыты |
Оп: Оп: |
ОПЫТ №1: опыт с веером - воздух способен
передвигаться. ОПЫТ №2: опыт со спиртовкой и вертушкой. Над горящей спиртовкой держат бумажную вертушку. Она начинает вращаться. - Почему? - Т.к. теплый воздух становится легким и поднимается вверх. Воздух атмосферы - это смесь газов, в которой находятся твердые и жидкие частицы. Газовый состав атмосферы был изучен уже давно. В 1774 году французский ученый Антуан Лавуазье изучил основные составные части воздуха и установил присутствие в нем кислорода и азота. Впоследствии обнаружилось, что кроме этих газов в воздухе находятся и другие газы. |
веер спиртовка, бумажная вертушка, спички |
З: | - Итак, запишем в наших опорных конспектах, что же такое воздух. Воздух - это смесь газов у земной поверхности, состоящая из следующих компонентов: | оп.конспект |
В: О: |
- Какие это компоненты? Это:
|
|
З: | - Дома вы самостоятельно составите
диаграмму “Состав воздуха атмосферы”, закрасив
каждый компонент своим цветом. Каждый газ в атмосфере выполняет свои функции: Кислород - дыхание, горение, окисл.процессы; Азот - входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений; Углекислый газ - “утеплитель” Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение Земли. Все газы отличаются друг от друга. |
|
Оп: Оп: |
ОПЫТ №3: один из самых легких газов –
гелий. Поэтому шар, надутый гелием, летит вверх
(отпускаем шар). ОПЫТ №4: опыт с весами и двумя шарами. Весы уравновешены двумя не надутыми шарами, далее один шар надуваем и кладем на те же весы. - Что произошло с весами? Почему? - Надутый шар перевесил, т.к. в нем содержится воздух с большим содержанием углекислого газа, а этот газ тяжелый. Вот почему такой шар не полетит вверх. - В Италии есть любопытная пещера, где человек свободно дышит, но стоит собаке забежать сюда, как она умирает. Пещеру так и прозвали “Собачья”. |
шар с гелием весы, 2 шара без воздуха, 1 надутый “Собачья пещера” |
В: О: |
- Почему так происходит? - В пещере много углекислого газа, который под своей тяжестью сосредоточен внизу. Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позднее. В 1765 году (запишем эти данные в конспекте) М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввел в научную терминологию термин “атмосфера”. Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На ее формирование впоследствии оказало влияние появление океанов и биосферы. |
оп.конспект |
В: О: |
- Итак, что же такое атмосфера? Запишем в
опорном конспекте. - Атмосфера ( с греч. “Атмос” - пар; “сфера” - шар) – это газообразная или воздушная оболочка Земли, вращающаяся с планетой. Строение атмосферы: Нижняя граница атмосферы определены достаточно четко – это земная или водная поверхность; не надо забывать, что воздух проникает в поры и щели горных пород и растворяется в воду, но это не атмосфера, а воздух в пределах литосферы и гидросферы. Таким образом, мы живем на дне воздушного океана. Верхняя граница атмосферы – крайне не определена; сейчас ее проводят обычно на высоте 2-3 тыс.км, а алее она постепенно переходит в космическое пространство. |
оп.конспект |
В: О: |
- Почему воздух не уходит в космос? - Его удерживает сила земного притяжения. Атмосфера, словно, одеяло окутывает Землю. С высотой изменяется температура и другие свойства воздуха. Поэтому его делят на несколько слоев-сфер. |
|
З: | - Сейчас наша задача - познакомиться с
этими сферами и разместить их в опорном
конспекте. Посмотрев на таблицу на доске и в
атлас, найдем тропосферу, отметим в опорном
конспекте. Тропосфера - самый нижний слой атмосферы. В переводе “тропос” - воздух, действительно здесь содержится 80% всего воздуха атмосферы. Толщина слоя разная. Запишем: - над экватором – до 18 км - над полюсами – 8 км - над Россией – 9-11 км В этом случае атмосфера взаимодействует с литосферой и гидросферой. |
Таблица “строение воздуха”,
оп.конспект, Атлас |
В: О: |
- Какие изменения происходят с высотой? - Изменяется температура воздуха, уменьшается атм. давление, количество воздуха и водяного пара. |
оп.конспект |
З: | - В тропосфере с высотой температура воздуха понижается на 6 градусов на каждый 1 километр. Зная это, можно решать различные задачи. | |
Пр: | - Решим одну задачу. Остальные решите дома. | решаем задачу |
В: О: |
Тропосферу часто называют “фабрикой
погоды”. - Почему? - Так как в этом слое происходят все явления погоды: дует ветер, образуются облака, выпадают осадки, бывает гроза, а также содержится пыль, копоть, водяной пар, здесь летают птицы (есть жизнь). Стратосфера – следующая сфера оболочки. - Найдем ее в атласе и отметим в оп.конспекте. |
|
З: | В стратосфере воздух разрежен. Она
располагается на высоте 50-55 км. Облака здесь не
образуются, т.к. почти нет водяного пара. Здесь
температура с высотой возрастает на 1-2 градуса на
каждый километр. Это вызвано тем, что слой озона,
расположенный внизу стратосферы, поглощает и
рассеивает солнечное излучение, мешая ему пройти
к земной поверхности. Сфера имеет
темно-фиолетовый или почти черный цвет из-за
малого количества частиц воздуха, который
рассеивает и отражает солнечный свет. В нижней части стратосферы на высоте 20-25 км находится озоновый экран. |
оп.конспект, атлас |
З: Пр: |
- Найдем его в атласе и отметим в опорном
конспекте. - Его роль велика. Он поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, которые в больших дозах губительны для живых организмов. Озона в атмосфере мало. Слой толщиной несколько сантиметров придает небу голубой цвет. Выше космонавты видят небо черным, на нем одновременно светят звезды и Солнце. Выше стратосферы находятся несколько слоев атмосферы, которые мы обобщим, и будем называть – верхние слои атмосферы. |
Таблица, оп.конспект
Рассказ ученика об озоновом слоем |
З: | - Найдем их в атласе и подпишем в
оп.конспекте. Именно в этих слоях происходят полярные сияния и магнитные бури. Это связано с тем, что воздух здесь очень разряжен, а температура высокая. |
атлас, оп.конспект |
3:
О:
В: |
Значение атмосферы: - Самостоятельно прочитать текст учебника (стр. 115), выписать в оп.конспект значение атмосферы для жизни на Земле. - 1) Поверхность Земли не нагревается днем и не охлаждается ночью (как у Луны); - 2) Предохраняет Землю от метеоритов; - 3) Озоновый слой (о нем уже говорилось) - 4) Содержится кислород (человеку нужно в сутки 11000 литров воздуха – это ж/д цистерна). - Проверим, что вы записали в оп.конспекте. |
учебник (стр. 115), оп.конспект |
В
О: В: |
Человечество интересуется воздушным
океаном уже давно, но лишь 300-400 лет назад были
изобретены первые приборы для изучения
атмосферы. - Какие приборы для изучения атмосферы вам известны? - Термометр, барометр, флюгер, гигрометр и др. - С какими из них вы постоянно встречаетесь? |
Можно показать приборы |
3: | - Впишите в оп.конспект эти приборы. С этими приборами мы будем знакомиться на последующих уроках. Изучением атмосферы занимаются метеостанции. На них до четырех раз в стуки снимаются показания температуры, количества осадков, скорость и направление ветра, давление, влажность, облачность… Атмосферу изучают с помощью радиозондов, метеоракет и спутников Земли. |
оп.конспект |
В:
В: В: |
- Для чего нужны эти наблюдения? Наблюдения выявили, что, к сожалению, атмосфера очень загрязнена, особенно над крупными городами. В нашей местности воздух тоже загрязнен. - Что явялется причиной его загрязнения? - Какие меры принимаются по охране чистоты воздуха? |
Домашнее задание: параграф 35, записи, решение задач в опорном конспекте.