Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках совершенствования преподавания в подготовке высоко образованной и интеллектуально развитой личности. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применять имеющиеся у него знания ни в реальной жизни, ни в других предметных областях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.
Интеграция – (лат. восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое. Можно так скоординировать эту работу, что эффективность воздействия на учеников возрастет в несколько раз.
Интегрированная программа “Мультимедийный эколого-этнографический проект “ДОМ” объединяет два направления: экологическое и научно-техническое.
Экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и неживой природы, осознание ценности всех ее проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес для человека или нет.
Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к новым источникам информации и способам ее оформления, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества.
Программа рассчитана на 72 часа занятий в течение учебного года с периодичностью уроков – 2 часа в неделю (1 час по экологии и 1 часа по редактору презентаций “Power point”) для учащихся 4-5 классов.
Цели проекта:
формирование у детей первичных навыков исследовательской работы путем передачи знаний о животных, их связях с окружающим миром и формирование навыков использования ИКТ для оформления результатов работы.
Задачи проекта.
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
- Обучение компьютерным технологиям обработки информации.
- Развитие интереса к исследовательской деятельности.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Приобщение детей к устному народному творчеству и развитие интереса к культурным традициям народов России и мира.
При разработке данной программы авторский коллектив опирался на систему непрерывного экологического образования Т.В.Шпотовой.
Эколого-этнографический проект “ДОМ” посвящен изучению животных – наших соседей по планете, удивительных созданий, живущих с людьми в одном общем доме - планета Земля.
В основе проекта лежит стержневая структура. В качестве стержня выступает ключевой объект – животные данной местности. Данная программа позволяет проводить учебную исследовательскую работу с разными классами животных (звери, птицы, насекомые и т.д.). Изучаемый объект диктует содержание образовательных циклов и мероприятий проекта: программа по экологии, программа редактора презентаций “Power Point”, чтение сказок, театр, литературное творчество, художественное творчество (компьютерная графика), исследовательская работа, фестиваль сказок, конференция. <Рисунок 1>
Программа по экологии является важной составной частью проекта. В ее основу положены шесть базовых экологических понятий: среда и место обитания живых существ, условия существования организмов, приспособления организмов к условиям существования в данном месте, взаимоотношения организмов между собой и объектами неживой природы, цикличность природных процессов, биоразнообразие.
Большое место в проекте уделено исследовательской работе детей. Задачей этого направления является обучение детей основам исследовательской работы: умению работать с литературой, классифицировать, обобщать разрозненные сведения, умению формулировать общие положения, представлять результаты своих исследований, как в виде оформленного реферативного обзора, так и в виде доклада на конференции.
Необходимой составной частью данной программы является курс “Редактор презентаций “Power Point”. Возможности данного редактора позволяют детям оформить и представить свою исследовательскую работу в виде мультимедийной презентации.
Изучение курсов экологии и редактора презентаций “Power Point” идет параллельно. Информация, полученная на уроках экологии, эффективно используется при выполнении практических заданий на уроках информатики в виде материала для презентаций.
Проект носит название эколого-этнографического, так как ряд занятий посвящен знакомству детей с этнографией – особенностями творчества разных народов, проявляющимися в легендах и сказаниях.
Работа над проектом предполагает два этапа:
Первый этап курса по экологии начинается с чтения сказок русского и татарского народов, сказок народов мира о животных. Выбор сказочного начала проекта обусловлен, как возрастом детей, так и тем, что главными героями народных сказок часто бывают животные, обитающие, как правило, в тех же природных условиях, в которых жили сочинители сказок. Чтение сказок чередуются обучением детей умению рассказывать сказки, постановкой спектаклей и литературным творчеством самих детей.
Занятия по информатике на первом этапе посвящены освоению основных приемов работы в редакторе презентаций “Power Point”. С помощью графических редакторов, изученных ранее, учащиеся выпускают афишу к “Фестивалю сказок” и пригласительные билеты для зрителей, передают свои впечатления от явлений и объектов окружающего мира, создавая портреты животных, рисуя места их обитания и т.д.
Первый этап работы по проекту заканчивается “Фестивалем сказок”. <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>
На втором этапе проекта дети ведут исследовательскую работу: выясняют место изучаемых животных в системе животного мира, знакомятся с особенностями их строения и приспособлениям к условиям среды, рассматривают пищевые и непищевые взаимоотношения с другими живыми существами, получают представления о цикличности процессов, которым подчинена жизнь животных, знакомятся с понятием экологическая ниша. Параллельно на уроках информатики учащиеся оформляют результаты своих исследований в виде мультимедийной презентации.
Второй этап заканчивается конференцией, на которой дети докладывают о результатах своих исследований, используя созданную ими презентацию.
Учебно-тематический план занятий (экология)
№ п\п |
Тема | Количество часов | ||
Итого | Теор. занятия | Практ. занятия | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Организационное занятие. Рассказ о проекте “ДОМ” | 1 | 1 | |
3 | Чтение сказок народов России и мира. Знакомство с приемами сказания сказок | 2 | 2 | |
4 | Выбор сказок для театральной постановки | 1 | 1 | |
5 | Репетиция спектаклей | 4 | 4 | |
6 | Подготовка к фестивалю сказок | 1 | 1 | |
7 | Фестиваль сказок | 2 | 2 | |
8 | Организационное занятие о задачах и ходе выполнения второго этапа проекта “ДОМ” | 1 | 1 | |
9 | Живые существа Земли | 1 | 1 | |
10 | Какие бывают животные на Земле? | 1 | 1 | |
11 | Самые знакомые животные – звери (млекопитающие) | 1 | 1 | |
12 | Выбор животного для написания реферативного обзора | 1 | 1 | |
13 | Когда на Земле появились звери? | 1 | 1 | |
14 | Естественная история Земли | 1 | 1 | |
15 | Где живут звери? | 1 | 1 | |
16 | Место обитания животных | 1 | 1 | |
17 | Условия существования млекопитающих | 1 | 1 | |
18 | Приспособления млекопитающих к жизни | 1 | 1 | |
19 | Взаимоотношения зверей с другими живыми существами и объектами неживой природы | 1 | 1 | |
20 | Консультации по написанию реферата | 2 | 2 | |
21 | Циклы и ритмы в жизни млекопитающих | 1 | 1 | |
22 | Консультации по написанию реферата | 2 | 2 | |
23 | Экологическая ниша | 1 | 1 | |
24 | Итоговое занятие по программе | 1 | 1 | |
25 | Оформление реферата | 2 | 2 | |
26 | Написание доклада для представления на конференции | 1 | 1 | |
27 | Итоговая конференция по проекту | 2 | 2 | |
Итого: | 36 | 27 | 9 |
Содержание программы (экология) <Приложение 1>
Учебно-тематический план занятий (информатика)
№ п\п | Тема | Количество часов | ||
Итого | Теор. занятия | Практ. занятия | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основы работы на ПК | 2 | 1 | 1 |
3 | Работа в графическом редакторе | 5 | 1 | 4 |
4 | Начальные сведения | 2 | 1 | 1 |
5 | Создание презентации | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Вставка объекта WordArt | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Ввод текста в презентацию | 3 | 1 | 2 |
8 | Вставка рисунка в презентацию | 2 | 1 | 1 |
9 | Добавление анимации в презентацию | 3 | 1 | 2 |
10 | Вставка в презентацию звука и фильма | 2 | 1 | 1 |
11 | Режим смены слайдов | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Разветвленная презентация | 3 | 1 | 2 |
13 | Создание презентации на заданную тему | 9 | 2 | 7 |
14 | Итоговая конференция | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 13,5 | 22,5 |
Содержание программы (информатика) <Приложение 2>
Перечень знаний умений и навыков
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- особенности морфологии и экологии животных;
- механизмы взаимосвязей организма и среды;
- методы исследований;
- правила выполнения и оформления научно-исследовательской работы;
- основные этапы разработки сценария презентации;
- возможности редактора презентаций Power Point;
- приемы создания презентации;
Учащиеся должны уметь:
- проводить описание, идентификацию, классификацию биологических объектов;
- работать с научной литературой, проводить самостоятельные литературные изыскания по заданной теме;
- анализировать и обобщать результаты своих исследований;
- представить свою исследовательскую работу на научной конференции;
- работать в редакторе презентаций Power Point:
- создавать и оформлять слайды стандартного типа,
- редактировать содержание презентации,
- форматировать слайды,
- настраивать анимацию объектов,
- создавать навигацию в презентации.
Формы учета и оценки знаний и умений учащихся:
- Тестирование для определения уровня знаний.
- Устный опрос по предыдущей теме.
- Самостоятельная работа.
- Конкурс пригласительных билетов.
- Фестиваль сказок.
- Конференция.
В результате реализации проекта можно отметить:
- повышение уровня учебных достижений, развитие логического мышления учащихся, их творческой и познавательной активности;
- повышение уровня учебной мотивации учащихся, активное участие в проектной, творческой деятельности;
- формирование у учащихся навыков исследовательской работы, использования возможностей современных информационных технологий;
- успешное участие и победы воспитанников в муниципальных, республиканских конкурсах, олимпиадах.
Перечень необходимого оборудования для реализации программы
Для успешной реализации необходимы:
- компьютерный класс;
- учебный класс, оборудованный компьютером и мультимедиа проектором;
- специалисты по информационным технологиям;
- педагоги по экологии, владеющие ИКТ;
- возможность системного обучения по двум направлениям.
Список литературы
- Акимушкин И. Мир животных. - М.: .Мысль, 1992.
- Брем А.Э. Жизнь животных. Млекопитающие. - М.: Терра, 1992.
- Детская энциклопедия. Доисторический мир. Пер. с англ. - М.: Компания “Евразийский регион”, 1994.
- Гаке В. Происхождение животного мира. - М.: Терра, 1996.
- Радзиевская С. Круглый год. Рассказы о природе, Казань, 1985.
- В.Г.Мануйлов. Power Point-97 на уроках. - М.: Информатика и образование, 1999.
- В.Б.Акимов, С.Б. Сидоров и др. – ИД “Весь”, СПб, 2002.
- Журналы “Информатика и образование”, 2000-2006 г.
- Газеты “Информатика”, приложение к газете “1 сентября”, 2000-2006 г.
Приложение:
Литературное творчество учащихся <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>
Пригласительные на фестиваль сказок <Рисунок 8>
Фрагменты презентаций учащихся <Рисунок 9>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>