1 слайд. Музей – это остров духовности в современном образовательном процессе.
2 слайд. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность. Ребенок, как посетитель экспозиции, обладает большой степенью свободы при выборе темпа, формы усвоения материала и темы программы, что повышает степень воздействия образовательной среды, результативность воспитательных задач. Это достигается за счет учета возрастных особенностей детей. Усвоение социального опыта - в данном случае музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме.
3 слайд. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее. Отсутствие же такого опыта в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного художественного восприятия: человек в этом случае, как правило, реализует “детскую схему поведения”, то есть стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, удовлетворяя тем самым свое любопытство или любознательность, но, даже не приступая к углубленному восприятию. Разрешить эти закономерные сомнения возможно при условии такой организации детской деятельности в музее, которая учитывала бы особенности детского развития на разных возрастных этапах, с одной стороны, и правило их ограничения, имеющиеся в среде музея, - с другой.
4 слайд. Требования, которые должны выполняться при проведении музейных мероприятий:
- каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;
- учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и необходимо готовиться к ней;
- проводить занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети еще не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий как “безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого”;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, рассказ, сочинение на основе увиденного и т.д.). Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес.
Сегодня для современного общества проблема нравственного и духовного воспитания молодежи становится наиболее злободневной. Перед школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной гражданской жизненной позицией, положительными ценностными ориентациями, патриота своей страны. К сожалению, современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей. Восполнить эти пробелы в воспитании подрастающего поколения поможет работа в музее, как внеурочная, так и урочная.
Начиная с 1 класса, в музее проводятся уроки мужества, посвященные истории Великой Отечественной войны.
5 слайд. Традиционно учащиеся моего класса участвуют в экскурсиях по темам: “История школы в годы войны”, “Учителя и ученики нашей школы-защитники Отечества”, “Школа в послевоенный период”, “Современная школа”.
6 слайд. Без внимания не остается и школьный обелиск с именами и фамилиями учеников и учителей школы, погибших в годы войны. Учащиеся моего класса участвовали в митингах, посвященных Дню Победы. Нравственное и духовное развитие личности через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, приобщать их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, в дальнейшем помогает в выборе профессий.
Школьники с большой заинтересованностью занимаются исследовательской деятельностью.
Вот некоторые темы исследовательских работ учащихся: "Тайна старой фотографии", "Моя родословная".
У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Все начинается с дома, семьи. Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к семейным традициям, помогает улучшению отношений между поколениями.
7, 8, 9 слайды. Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой “Моя родословная”. На уроках окружающего мира при изучении темы “Семья”, ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, музейный архив. Есть родители, которые серьезно увлекаются краеведением, особенно составлением своих родословных.
10 слайд Учащиеся 2 “А” класса регулярно принимают участие в викторине “Моя школа”. При изучении темы “Школа” на уроке окружающего мира ребята пользуются материалами из музея. Под руководством учителя они ищут материал к урокам.
11 слайд. На базе музея в январе была проведена викторина “Мой город”. Учащиеся 2 “А” класса использовали материал из Интернета, из книг, а также музейный архив. На уроках окружающего мира при изучении темы “Города России” учащиеся также пользуются материалами из музея. Они узнают о том, на какой улице находится наша школа, в честь кого она названа. Учащиеся узнают, что в годы войны школа была госпиталем. На базе музея проводятся игры, КВН.
12 слайд. Учащиеся 2 “А” класса участвовали в музейной игре “Морской десант” и заняли призовые места. Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны.
13 слайд. “Музей есть собрание всего отжившего, мёртвого, негодного для употребления, но именно потому - то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных... Для музея нет ничего безнадежного, “отпетого”, то есть такого, что воскресить и оживить невозможно... Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...”
Н.Ф.Фёдоров