ВВЕДЕНИЕ
Цель данной работы – рассмотреть вопрос технологии модульного обучения на уроке математики.
Задача работы - проанализировать технологии построения систем образования с заданными свойствами на примере урока математики.
Анализ технологии построения систем образования с заданными свойствами на примере урока математики с помощью технологии модульного обучения
1.1. Понятие технологии модульного обучения
Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика.
Самым главным отличием этой технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и ученика.
Описание процесса планирования:
- Первое – определяются цели для учащихся, то есть устанавливается, кто хочет знать не более государственного стандарта, а кто готов заниматься больше, поскольку планирует поступать в ВУЗ или просто хочет высокий балл. После того, как учащиеся определились с целями:
- Второй момент – учитель выстраивает своё целеполагание, определяя содержание и объём педагогической помощи учащимся.
- Третий момент – исходя из целей проектируется итоговая диагностика, то есть с учётом уровневой дифференциации создаётся диагностическая карта, она позволяет учащимся осознанно определять тот минимум знаний, который необходим для получения того или иного балла.
- Четвёртый момент – на основании целеполагания и планируемой итоговой диагностики отбираются предметное содержание в смысле задания из учебника и из дидактических материалов.
- Пятый момент – на основании отобранного содержания выстраивается логика изучения темы, то есть поурочное планирование, определяется время и место промежуточной и итоговой диагностик (то есть изучения запросов учеников) и учебной коррекции.
- Шестой момент – для каждого урока определяются цели учащихся и приёмы обратной связи; создаются опорные конспекты для учащихся и задания к уроку.
Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивного ученика к сотрудничеству ученика и учителя.
1.2. Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух “полюсах”, весьма велик.
Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объём материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению. Для эффективности дифференцированного обучения можно использовать элементы модульной технологии. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную учебно-познавательную деятельность. Здесь идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения.
Тему можно разделить на восемь модулей, не являющихся 8 уроками. Модуль может содержать несколько уроков.
Шесть первых модулей, в основном, построены по схеме:
- постановка проблемы
При постановке проблемы учащимся предлагается свободная таблица тех знаний (схематично), которые учащиеся приобретут на последующих уроках.
- изучение нового материала
Перед изучением нового материала проводится входной контроль знаний и умений (например, в форме диктанта с обязательной проверкой сразу после написания), чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний. В той части модуля, где изучается новый материал, хорошо вписывается вся система методов приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группе, лекционная система, беседы и т. д.
- самостоятельная практика
ученика по использованию вновь полученных знаний, сочетающихся с индивидуальной помощью со стороны учителя.
При самостоятельной работе над задачей ученики используют учебник, дополнительную литературу, консультации учителя.
- выход на контроль
Завершающий этап каждого модуля – выход на контроль, который состоит из трёх уровней сложности. Все предлагаемые задания оценены определённым количеством баллов.
Учащиеся сами выбирают для себя уровень сложности и не испытывают беспокойства по поводу получения неудовлетворительной оценки, т. к. каждый из них получит не отметки, а количество баллов.
Предпоследний модуль можно назвать уроком – консультацией.
Урок – консультация.
Класс разбит на пять групп. Каждая группа получает задание (7 вопросов).
Время подготовки 7-8 минут. После подготовки каждая группа отвечает на вопросы, предлагаемые на кодоскопе, затем сдаёт свои вопросы экспертам (ответы должен написать каждый). После ответа одной группы остальные высказывают свои дополнения, возражения и т. д.
В этом модуле можно рассматривать решения задач нестандартными методами. Задания предлагаются каждой группе. Время подготовки 10 минут. Оценивается в баллах. Каждая группа записывает решение на кодоскопе. Проходит обсуждение. Завершение модуля – “Ярмарка задач”, где каждый ученик решает индивидуальные задания. Задачи, например, можно выдать в конверте каждой группе. Они разной степени сложности на “3”, “4”, “5” баллов.
Последний модуль – это контрольная работа,
задания которой содержат обязательные задачи повышенной сложности. За неё учащиеся получают оценку в баллах.
Самое главное – вызывать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем.
Технология модульного обучения - одна из технологий, которая, по сути являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся; совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.
Важным достоинством данной технологии является и ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий, интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, “полного усвоения”, КСО и т.д.
Эффективность технологии модульного обучения не вызывает сомнений, так как она апробирована мировым опытом (Великобритании, Голландии, США и др.) и становится все более популярной в нашей стране. Но большим препятствием к ее распространению является отсутствие дидактического обеспечения этой технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В технологии модульного обучения заложен принцип: ученик с помощью модульной программы включен в активный, самостоятельный процесс учения, а учитель в этом процессе его сопровождает, помогая освоить приемы учения и самоуправления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бахусова Е.В. Мониторинг динамики формирования ключевых компетенций и профессионального становления специалистов, как функции компьютерной системы аналитической обработки оценочных параметров учебного процесса. Материалы международной конференции”. Технологии построения систем образования с заданными свойствами” Москва. 2010 г.С.235
- Бахусова Е.В. Педагогические технологии В.М. Монахова как инновационный инструмент в руках учителя. “Педагогический вестник”. Обще российское педагогическая газета №10, (492-493) 1-31 октября, 2010 С. 84
- Вербицкий А.А. Компетентностно-контекстный подход к модернизации гуманитарного образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы Международной научно-практической конференции /Под ред. В.Д. Нечаева, А.А. Вербицкого, В.М. Монахова. М., 2010. С. 186
- Вербицкий А.А., Курылев А.С., Ильязова М.Д. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 210
- Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография, г. Волгоград “Перемена” 2012г. С. 248
- Монахов В.М., Нижников А.И. Проектирование траектории становления будущего учителя. // Журнал “Школьные технологии”, №6 2000г. С. 194
- Олейникова О.Н. Программа TEMPUS в Российской Федерации // Вестник высшей школы. Alma mater. 2010. № 9. С.35