Цель урока: раскрыть и сформировать в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.
Задачи урока:
обучающие:
- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;
развивающие:
- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование урока:
- портрет С. Есенина, фотографии родителей и родного дома поэта;
- иллюстрации с изображением лебедя, орла;
- музыка к стихам С.Есенина (“Над окошком месяц”);
- портреты композиторов Сен-Санса, П.И.Чайковского;
- музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского;
- музыкальная шкатулка;
- палитра и цветные фишки;
- карточки с литературными терминами
- “Царевна-Лебедь” — картина Михаила Врубеля
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Вступительная беседа и актуализация опорных знаний.
Урок мне хотелось бы начать с проверки ваших знаний. Убедиться в том, насколько вы хорошо владеете литературными терминами. Сейчас вы и шкатулки должны будете вытаскивать карточки давать определение тому слову, которое вам досталось: летопись, былина, эпитет, народные сказки, литературные сказки, пейзажная лирика.
Постановка цели урока.
Сегодня мы познакомимся с творчеством С.Есенина – замечательного поэта, лирика-пейзажиста.
- Что вам известно об этом поэте?
В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые, как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением “Лебедушка”.
- Ребята, а кого называют “Лебедушка”?
Это царская, благородная птица, которая вдохновляла не только писателей, но и художников, например, “Царевна-Лебедь” — картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” (картина вывешивается на доску); композиторов. Петр Ильич Чайковский написал музыку к балету “Лебединое озеро”.
Прослушайте отрывок и постарайтесь услышать настроение этой композиции (звучит музыка).
Первичное чтение учителем стихотворения “Лебёдушка”.
А теперь мы узнаем, как С. Есенин представлял себе эту птицу. Я вам прочту стихотворение - былину, а вы должны будете после моего чтения ответить на следующие вопросы:
- I ряд: что я услышал?
- II ряд: что я увидел?
- III ряд: что я почувствовал?
Дети отвечают на вопросы.
- Почему я назвала это стихотворение былиной?
В былине есть много устаревших слов. Давайте попробуем объяснить их значение.
Словарная работа.
Карточки со словами:
- Багровые – темно-красные.
- Ватага – шумная толпа.
- Залив – часть водоема.
- Заводь – небольшой залив в реке с медленным течением.
- Дозорила- охраняла.
- Схоронилися – спрятались.
- Око – глаз.
- Расщелина – трещина в дереве, скале.
Работа с текстом. Анализ произведения.
Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Вспомните, что такое олицетворение, сравнение, эпитет.
У вас на партах лежат карточки, в которых записаны выражения из текста:
- Красна зорюшка.
- Камыши, склоняясь шепталися.
- Озеро серебряное.
- Словно зоренька.
- Ярким пламенем.
- Гладь зеркальная.
- Цветы улыбались.
- Росинки, словно жемчуг.
- Цветы, как когти чужедальние.
- Тихая заводь.
- Молчаливый затон.
- Орел, как стрела.
- Цветы лазоревые.
- Волны пряные.
- Орел, как точка черная.
- Крыло могучее.
- Седое облако.
- Слезы горькие.
- Летели крылья, словно брызги.
У каждого ряда свое задание:
- I ряд: отметьте эпитеты.
- II ряд: отметьте сравнения.
- III ряд: отметьте олицетворения.
(проверка)
Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.
Сейчас вы прочитаете с 1 по 3 строфы и попробуете ответить на вопрос: - Какие краски в описании природы увидел С. Есенин? (на доске палитра, которая заполняется цветными фишками по ходу анализа стихотворения).
- В какое время суток происходит событие? Докажи.
- С каким чувством будем читать этот отрывок?
- Кто хочет прочитать выразительно?
Прочитайте с 4 по 7 строфы. Ответьте на вопросы:
- О ком вы узнали из этих строф?
- С чем сравнивает автор Лебедушку?
- Как плыли лебежатушки? Найдите в тексте.
- Что значит ватагой?
- Какие краски вы увидели в этом отрывке? (заполняется палитра)
- Кто готов прочитать выразительно?
Как вы думаете, как проводит время мать с детьми? Прочитайте с 8 по 12 строфы, чтобы проверить свои предположения.
- Куда повела своих детушек Лебедушка?
- Как вела себя Лебедушка на лугу?
- Как вели себя детки?
- Для чего мать вывела детей на прогулку?
- Что значит слово “дозорила”?
- От кого она охраняла?
- Какие цвета использовал автор в этом отрывке?
- Кто готов прочитать?
Прочитайте следующие две строфы (13 и 14) и узнайте: кто мог представлять опасность?
- Как вела себя Лебедушка? Найдите в тексте.
- Как вели себя дети?
- Что значит хоронились?
- Где они прятались?
- Почему под крылом у матери?
- Что значит гроза?
Прочитав с 15 по 21 строфы, вы узнаете как меняется состояние природы.
- Какие новые краски появляются?
- Кто появляется на фоне черного цвета?
- Как вел себя орел? Найдите в тексте.
- Что вы знаете об орлах?
- Кого он увидел на равнине?
- Кому грозила опасность изначально? Докажите ответ словами из текста.
- Как вел себя орел, когда увидел лебедь?
- С какой интонацией мы прочитаем эти строфы?
- Как вы думаете, как поступила лебедь в данной ситуации?
Прочитайте с 22 по 26 строфы. Узнайте, как было все на самом деле?
- Найдите в тексте, где увидела лебедь опасность?
- Почему она сразу не заметила орла?
- Найдите в тексте, как вела себя лебедь?
- Могла ли Лебедушка спастись?
- Почему она этого не сделала?
- О чем или о ком думала Лебедушка в этот момент?
- Какие строки это доказывают?
- Какие краски вы увидели? (заполняется палитра)
- Найдите самый тревожный момент.
-Удалось ли спастись лебежатушкам?
Прочитайте последнюю строфу (27) и найдите краски, используемые автором.
- Как мы прочитаем эти строки?
Уход из жизни – закон природы общий для всего живого.
- В чем же сила этого стихотворения?
- О чем оно?
Это стихотворение написано кровью сердца.
- А можно ли данную историю связать с жизнью людей?
Закрепление.
Посмотрите отрывок из балета “Лебединое озеро” и подумайте, к какой части произведения он наиболее подходит и почему?
Рефлексия.
- Что хотел сказать С. Есенин читателю, написав это стихотворение?
- Чему вы научились на этом уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Кем мы были сегодня на уроке? (художниками, музыкантами, поэтами)
- Довольны ли вы своей работой?
Домашнее задание
Выразительно читать стихотворение. В тетради по литературному чтению выполнить задание.