Урок физики на тему «Плотность вещества». 7-й класс
Скачать презентацию (206.90 КБ)
Неоднократно тему «Плотность вещества», проходимую в 7 классе,
обыгрывали и так и этак. Однако, на моей практике еще никто не
предлагал эту тему как основу для прохождения темы «Плавание тел».
И не мудрено – ведь времени между темами проходит почти 4
месяца.
Тем не менее, как показала практика, при упоминании о плавании тел
и, как следствие, создание понятийной базы для этой темы можно и
нужно закладывать еще раньше – а именно при прохождении темы
«Плотность вещества».
Это в лучшую сторону отражается и на понятийном уровне самой темы
«Плотность вещества» – ведь при сравнении плотностей различных
веществ часто приходится ограничиваться парами «твердое тело –
твердое тело» и «жидкость – жидкость» просто потому, что учащиеся
еще не могут себе представить жидкость тяжелее металла или камень
легче воды – они не трогали такое в руках, этого не встретишь в
обычной жизни… Зато каждый из них видел, трогал и даже ел пастилу,
молоко, жевательный мармелад и кисель.
Подобная связь тем благотворно отражается на каждой из них, ведь мы
связываем их с жизненным опытом учащихся, а определения и формулы
прочно завязываются на уже известные процессы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: ввести понятие плотности вещества, научить уверенно сравнивать плотности тел, находящихся в различных агрегатных состояниях, показать практическую значимость величины, как для дальнейшего изучения физики, так и для применения в жизни.
Задачи урока:
- Образовательные:
- cформировать представление о плотности вещества как о величине, численно равной массе единицы объёма, умение определять плотность тел.
- сформировать понятийную базу для дальнейшего изучения физики, а именно для темы «Плавание тел»
- показать практическое применение усвоенных знаний в жизни и дальнейшем изучении физики
- продолжить формирование ключевых компетенций учащихся: анализировать, обобщать, делать выводы
- Воспитательные:
- продолжить формирование системы взглядов на мир;
- воспитывать интерес к творческой и исследовательский работе.
- Развивающие:
- развивать речь, мышление;
- совершенствовать умственную деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты;
- развивать интерес к физике как науки о природе.
Оборудование к уроку:
- Рабочая тетрадь
- Весы демонстрационные с разновесами
- Весы ученические с разновесами
- Несколько тел равных/разных объемов/масс
- Термос с сухим льдом (CO2)/ видеоролик с соответствующим опытом
- Жидкости разных плотностей
- Пастила и молоко или цилиндрики жевательного мармелада и кисель (не обязательно)
- Ноутбук, видеопроектор, экран
- Презентация к уроку «Плотность»
- Дополнительно: слайды 15-19 «Архимед и корона»
Домашнее задание: §21, определить плотности 2-3 предметов домашнего обихода, рассчитать будут ли они плавать в морской воде, масле, нефти.
План урока:
- Организация начала урока – 3 мин.
- Изучение нового материала – 20 мин.
- Практическая работа – 15 мин.
- Рефлексия – 5 мин.
- Подведение итогов урока – 2 мин.
- Дополнительно просмотр слайдов 15-19 «Архимед и корона»
ХОД УРОКА
Организация начала занятия
Здравствуйте дети! Сегодня у нас будет не совсем обычный урок и будет он проходить не в обычном классе, а на кухне! Итак, представьте, что мы на кухне…
Учитель надевает фартук и косынку.
1. Цель урока
Для того чтобы нам было удобней познавать окружающий мир не
только с точки зрения науки, но и дома, в быту, мы должны уметь
описывать свойства и характеристики различных тел, и именно для
этого необходим сегодняшний урок, тема которого называется
«Плотность».
Слайд 1 – тема
А разобраться, что же это за понятие, нам поможет поваренная книга…
Выберем что-нибудь попроще.
2. Постановка проблемы
По рецепту, для того, чтобы приготовить несколько бутербродов,
необходимо взять около 300г сыра и столько же грамм хлеба.
Вот сыр, а что с хлебом? Давайте отрежем такой же по форме и объему
кусок хлеба. Вероятно, он будет такой же по массе?
Дети отвечают – нет:
– Почему?
– Они разной массы! (Хлеб легче сыра. Всегда, или в данной
ситуации? Помним, что кусочки одинаковы по объему).
Дети отвечают – да:
– Давайте проверим это!
Учитель приглашает к кафедре двух учеников, и они сравнивают массу на весах.
– А теперь сравним несколько тел, которые находятся у вас на столе.
Сравнивая массы и объемы тел 1, 2, 3 и 4 приходим к выводу:
V1 = V2; тела изготовлены из
разных веществ: m1 =/= m2.
m1 = m2; тела изготовлены из
разных веществ: V1 =/= V2.
Слайд 1 – вывод
Вывод записываем в тетрадь
3. Изучение нового материала
Формулируем определение плотности вещества.
Для того, чтобы связать массу и объем тела, была введена
величина плотности, как отношения массы тела к его объему.
Запишем определение в тетрадь.
Опр. Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
Слайд 1 – определение
Запись определения в тетради.
Обозначается плотность буквой ?,
Слайд 1 – обозначение
ее формула записывается прямо по определению:
Слайд 1 – формула
Запишем обозначения и единицы измерения всех букв входящих в
формулу плотности:
Иногда удобно брать несистемную единицу измерения плотности –
г/см3, выведем соотношение между единицами
измерения:
Слайд 2
Вывод записываем в тетрадь.
4. Систематизация знаний
У разных веществ разные плотности, и чем больше плотность
вещества, тем меньший объем оно будет занимать.
Итак, чья плотность больше: сыра, или хлеба?
Дети отвечают.
Как мы уже выяснили сыр плотнее хлеба, и потому у него будет
меньший объем при такой же массе. Но это твердые вещества, а как же
жидкости? –
А теперь я приглашаю вас в бар.
Учитель показывает, как распределяются в мензурке/фужере жидкости разных плотностей.
Какая из жидкостей имеет большую плотность? Почему?
А если у нас будут газы разных плотностей?
Учитель показывает опыт с углекислым газом газом или демонстрирует
видео.
Для опыта потребуется сухой лед в металлическом термосе и теплая
вода.
Какой газ более плотный? Почему?
В нашей жизни нас окружает множество различных веществ, плотности
некоторых из них можно найти в вашем учебнике, в таблицах на стр.
50-51.
Рассматриваем таблицы, особенно привлекаем внимание ко льду,
подсолнечному маслу, спирту, молоку, чистой воде (то, что
используется в проверочном тесте)
Практическая работа
Отлично вы справились со всеми препятствиями на пути к знаниям, а теперь, вернемся на кухню, возьмем немного сладкого. Скажите, будет ли пастила тонуть в молоке? Как это доказать?
Выполняем заполнение таблицы (слайд 3):
| тело |
масса тела, m, г |
а, см |
b, см |
с, см |
объем тела, V = a • b • c, см3 |
плотность тела, г/см3
|
плотность тела, кг/м3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравниваем полученную плотность пастилы и молока, делаем вывод и записываем его под таблицей.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
Ну как, теперь вы знаете, что такое плотность?
А давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили это понятие.
Выполнение теста, слайды 4-6:
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.
б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.
в) физическое явление.
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см3.
б) г/л.
в) кг/м3.
3. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана со спиртом.
б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой.
4. Бутерброд падает маслом вниз потому, что…
а) плотность масла больше плотности хлеба, и даже малое количество масла тяжелее хлеба.
б) хлеб легче воздуха и потому всегда поворачивается вверх.
в) масло скользкое.
5. Если кусочек льда опустить в спирт, то…
а) он будет плавать на поверхности.
б) он утонет.
в) он взорвется.
Самопроверка теста, слайд 7:
Далее следует самооценка:
Поставьте по 1 баллу за каждый правильный ответ на вопросы 1и 2, по 2 балла за каждый правильный ответ на вопросы 3-4-5.
8 баллов – оценка «5»
6-7 баллов – оценка «4»
Менее 6 баллов – вас ждет учебник физики и хорошая оценка
на следующем уроке.
6. Дополнительно:
Итак, мы познакомились с замечательной величиной – плотностью.
Где же она нам может помочь?
Послушайте историю про Архимеда и корону:
Слайд 8
Об Архимеде и короне
Во время своего царствования в Сиракузах Гиерон после
благополучного окончания всех своих мероприятий дал обет
пожертвовать в какой-то храм золотую корону бессмертным богам.
Он условился с мастером о большой цене за работу и дал нужную ему
массу золота. В назначенный день мастер принес свою работу царю,
который нашел ее отлично исполненной; после взвешивания корона
оказалась соответствующей выданной массе золота. После этого был
сделан донос, что из короны была взята часть золота и вместо него
примешано такое же количество серебра.
Гиерон разгневался на то, что его провели, и не находя способа
уличить это воровство, попросил Архимеда хорошенько подумать об
этом.
Тот, погруженный в думы по этому вопросу, как-то случайно пришел в
баню и там, опустившись в ванну, заметил, что из нее вытекает такое
же количество воды, каков объем его тела, погруженного в ванну.
Выяснив себе ценность этого факта, он, недолго думая, выскочил с
радостью из ванны, пошел домой голым и громким голосом сообщал
всем, что он нашел то, что искал. Он бежал и кричал одно и то же
по-гречески: "Эврика, эврика!" ("Нашел, нашел!)". Затем, исходя из
своего открытия, он, говорят, сделал два слитка, каждый такой же
массы, какого была корона, один из золота, другой из серебра.
Сделав это, он наполнил сосуд до самых краев и опустил в него
серебряный слиток, и,... соответственное ему количество воды
вытекло. Так он нашел, какой масса серебра соответствует какому то
определенному объему воды. (То есть, что он нашел? – плотность
серебра). Затем он произвел такое же исследование для золотого
слитка. Потом таким же методом был определен объем короны. Она
вытеснила воды больше, чем золотой слиток и кража была
доказана.
7. Решение задач (при наличии оставшегося времени), запись домашнего задания:
Слайд 9